• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

КОРИФЕЙ СЦЕНЫ

Имя народного артиста РК Серика Шотикова известно не только в нашей области, но и далеко за ее пределами. Талантливый актер, сыгравший немало серьезных ролей, в эти дни отметил бы 80-летний юбилей...
Родившись в Жетысу, он всю свою жизнь проработал на кызылординской сцене. Отец Серика Шотикова Бари был председателем колхоза, мать Жамалхан занималась домашним хозяйством, родила 13 детей, но только трое остались живыми, остальные умерли в младенчестве.
Серик стал опорой и утешением родителей, но при этом не был избалован. В школу пошел раньше сверстников в суровые послевоенные годы. Хорошо учился, активно участвовал в общественной работе, особенно охотно посещал кружки и вечера художественной самодеятельности. Окончив десятилетку, юноша не спешил рассказывать родителям о своем выборе будущей профессии. Но однажды отец спросил:
 – Серикжан, школу ты окончил хорошо, куда думаешь поступать?
 – Никуда... Два года поработаю в селе, потом буду поступать. Мне нужно набрать трудовой стаж, – ответил Серик.
Отец поддержал решение сына. Серик окончил водительские курсы и осенью начал работать. Спустя год узнал, что в сельский народный театр нужен шофер и пошел работать туда. Его отговаривали, мол, театр часто выезжает на гастроли, не сможешь помогать дома. Но парень настоял на своем, желая приобщиться к волшебному миру искусства.
Нужно сказать, что Серик с детства любил петь, участвовал в вечерах самодеятельности, в театральных постановках. Однажды весной коллектив театра собрался на гастроли в дальний аул ставить комедию Калтая Мухамеджанова «Волчонок под шапкой». Но что-то пошло не так с самого начала. Художественный руководитель и артист театра, ветеран Жакып Абильтаев попал в больницу с сердечным приступом. И в это время неожиданно Серик Шотиков предложил сыграть роль фотокора Сайлаубека.
– А слова знаешь?
– Если б не знал – разве стал бы я рисковать?
По дороге проводили репетиции. Сыграл он безукоризненно. Таков был первый шаг на сцену народного артиста Казахстана Серика Шотикова... С этого момента он из водителя переквалифицировался в актера.
В 50-е годы прошлого века началось массовое укрупнение коллективов. Не обошло это явление и сферу культуры. Талдыкорганский театр драмы был объединен с кызылординским, труппа переехала в Кызылорду. Многие артисты не хотели ехать в жаркий город. И тут Серик проявил активность, сказав: «Я люблю искусство, а в Кызылорде родились многие известные поэты, кюйши и артисты. Даже первый театр был именно здесь». Словом, в марте 1960 года коллектив театра переехал в Кызылорду.
 Здесь Шотиков сыграл немало ролей, знаковых для кызылординского областного казахского музыкально-драматического  театра имени Н.Бекежанова. С 60-го года прошло немало театральных сезонов, и юный артист стал корифеем, познавшим секреты театрального искусства. К своей работе он подходил творчески, был в постоянном поиске. В репертуаре Саке были и безумный диуана, и мудрец Кунанбай. Вот лишь небольшой перечень его персонажей: Карабай и Жантик, Кумар и Сердали, Диуана и Даримбет, Кайбарбек и Дурбит, Нарша и Жапал, Дуанбасы и Дулат. Каждый образ он проживал как свою жизнь. На протяжении 50 лет С.Шотиков был опорой театрального коллектива, считал театр своей жизнью.
В его гримерной после спектакля собирались актеры и зрители, общались, спорили.
– Знаете ли вы, что театральное искусство появилось прежде государства и собственности? – говорил он, в доказательство изображал все моменты жизни человека, начиная с плача младенца.
Однажды супруга Саке Хафиза апай предложила мне прочесть его записи. На первой странице было написано слово «театр» с многоточием. Далее «Театр – отрада для глаз, театр – советчик, спутник души, духовная пища и жизнь человеческая». Именно тогда стала понятна вся глубина ответственности С.Шотикова перед зрителем.
Серик ага был очень простым в общении, душевным человеком. На гастрольных выездах развлекал коллег своими разговорами. Молодые актеры непременно получали от него благословение перед выходом на сцену: «Удачи тебе! Сделай все, что в твоих силах, забудь себя, покажи своего героя, живи его жизнью».
После спектакля они спешили к нему, а Саке говорил, что нужно стремиться к лучшему, изучать биографию героя, репетировать.
Наряду с актерским мастерством он освоил и режиссуру. Изучив сюжет, разбирал каждый диалог до последней точки. При этом не стремился к дешевым трюкам, беря за основу национальный характер, особенности эпохи. Ауэзов у него звучал по-ауэзовски, Шекспир – по-шекспировски. Это наглядно прослеживается в пьесах Г.Мусрепова «Козы-Корпеш – Баян-Сулу», О.Бодыкова «Не хочу жениться», К.Суйенишева «Последыш стариков», С.Балгабаева «И мы любили».
 Много можно сказать о театре и актерском мастерстве. Умение перевоплощаться, играя то хана, то парию, то старика, то юношу – особое искусство. Саке умел придать изюминку каждому персонажу.
Талант Серика Бариевича был отмечен еще при жизни. В двухтомнике «История театра», опубликованном Академией наук, был высоко оценен его вклад в искусство. Например, в комедии К.Мухамеджанова «Так мне и надо» он мастерски сыграл пройдоху, взяточника и карьериста Хайдарбека. Блестяще выступил в спектаклях «Ахан сери – Актокты», «Оптимистическая трагедия». Благодаря упорному труду он получил звание народного артиста Казахской ССР, а потом и народного артиста Казахстана. Был награжден орденом «Курмет».
Прошло 5 лет с тех пор, как Серика Шотикова нет с нами. Сегодня мы бы отмечали его 80-летие... В Талдыкоргане он нашел свою спутницу жизни Хафизу, в Кызылорде вырастил детей. Газиз и Думан стали строителями, Ляззат – технологом, Нурлан и Гаухар – предприниматели. Успел порадоваться внукам и правнукам. Имя Серика Шотикова навсегда останется в сердцах благодарных зрителей, друзей и коллег.
Онталап НУРМАХАНОВ,
акын, режиссер, сценарист,
Утеген ЖАППАРХАН,
Почетный журналист
Казахстана,
Айнагуль МАНАБАЕВА
11-3-2017 11 март 2017 г. 1 111 0