Через три месяца все предприятия страны начнут выплачивать взносы в АО «Фонд социального медицинского страхования», а уже с 1 января 2018 года все граждане Казахстана станут участниками этой системы.
На сегодняшний день сдвинуты сроки начала внедрения системы социального медицинского страхования, сейчас на рассмотрении Парламента находятся поправки, предусматривающие снижение ставок. Ставки снижены, это было предметом переговоров и результатом компромисса между бизнес-сообществом и Министерством национальной экономики.
Ставки начнутся с минимальных значений и поэтапно вырастут до 2022 года до согласованных с бизнес-сообществом величин. Основной аргумент здесь – сложная экономическая ситуация и ее влияние на работодателей. В частности, взносы государства на ОСМС, подлежащие уплате в фонд, предлагается установить в размере: с 1 января 2018 года – 3,75%; с 1 января 2019 года – 4%; с 1 января 2022 года – не менее 4%, но не более 5% от объекта исчисления взносов государства. Отчисления работодателей на ОСМС предлагается установить с 1 июля 2017 года в размере 1%; с 1 января 2018 года – 1,5%; с 1 января 2020 года – 2%; с 1 января 2022 года – 3%. Естественно, изменение ставок вносит свои коррективы. Это означает, что дополнительные финансовые источники появятся в системе здравоохранения не сразу, а по мере роста ставок. И некоторые новые инициативы, которые собиралось реализовать Министерство здравоохранения в рамках ОСМС, будут начаты несколько позднее.
Одной из новых инициатив является снижение нагрузки на врачей общей практики с 2 тысяч пациентов до 1 тысячи, это расширение перечня для льготного лекарственного обеспечения. Естественно, это пересмотр тарифов, включение их в амортизационные отчисления и ряд других.
Стратегические приоритеты будут определяться совместно с Министерством здравоохранения, и основные направления содержатся в программе развития здравоохранения «Денсаулық», которая должна быть реализована до конца 2019 года. В первую очередь должны смещаться акценты на оказание первичной медико-санитарной помощи. Это не только казахстанская идея, но и международная практика. Если посмотреть на страны ОЭСР, которые мы берем в качестве ориентира, доля расходов на первичную медико-санитарную помощь там достигает 51%, у нас же только 34%. Тем самым, как следствие, возникает избыточный расход на стационарную помощь, и это тоже нужно пересматривать. Поэтому все стратегические приоритеты, определенные программой «Денсаулық», будут определяться Министерством здравоохранения и в пределах имеющихся средств будут реализовываться.
Законодательным определены пакеты медицинской помощи, а входящий в них детальный перечень медицинских услуг закрепляется постановлением Правительства. В частности, все, что содержится в пакете гарантированного объема медицинской помощи, будет финансироваться из республиканского бюджета.
Второй пакет – собственно пакет медицинского страхования, он также закреплен в законе, и также перечень услуг детализируется постановлением Правительства. Этот пакет услуг будет финансироваться, исходя из поступлений взносов и отчислений в фонд, то есть из активов фонда, и направляться на оказание медуслуг. И все, что в этом пакете прописано, должно быть профинансировано в полном объеме.
Третий пакет услуг – это платные услуги, они есть в любой клинике, в любом стационаре. Это отдельный пакет услуг, можно сказать, «по желанию». Он будет определяться клиникой самостоятельно, включая тарифы оказания услуг. Опасаться, что с внедрением страхования, будут меньше лечить, не стоит.
Система медицинского страхования не случайно называется солидарной, потому что это ответственность – гражданина, государства, работодателя, солидарная ответственность. Люди должны быть заинтересованы в сохранении своего здоровья, а мы сегодня, согласитесь, нередко своим здоровьем манкируем. С точки зрения финансов лечить последствия всегда дороже, нежели предупредить их. И в этом смысле первичная медико-санитарная помощь и есть тот самый инструмент, который позволяет на ранней стадии выявить или предупредить возможность серьезного заболевания. Поэтому во всех развитых странах основной акцент и делается на первичную помощь, поскольку именно это и позволяет сохранить здоровье. И меньше потратить денег на здравоохранение, в какой-то мере более оптимально расходовать ту же самую сумму денег. Поэтому, когда мы говорим, что объем не изменится, это означает, что пакет медицинских услуг будет оказываться в том же объеме, но структура оказания этой помощи, ее виды, они могут измениться. Но для этого должны быть различные стимулирующие меры, в том числе и через виды оплаты услуг, через тарифы, чем Фонд вместе с Министерством здравоохранения и намерен заниматься.
Жанар БОТАГАРИНА,
руководитель отдела контроля ГОБМП МЗ РК департамента
Комитета оплаты медицинских услуг МЗ РК по Кызылординской области.