НЕ СТРЕЛЯЙТЕ, МУЖИКИ, НЕ ГУБИТЕ
Жанибек ИСАЕВ
Сейчас лето, начинается пора отпусков, и наверняка некоторым охотникам-любителям захочется расчехлить ружье и отправиться за дичью. Но категорически нельзя этого делать, поскольку сезон охоты по республике пока не открыт, а незнание закона, как известно, не освобождает от ответственности.
В соответствии с утвержденными правилами в Казахстане сезон охоты разрешается на куликов и вальдшнепов с 1 июля по 30 ноября, на сурка (кроме видов, внесенных в Красную книгу РК) – с 15 июля до залегания, на перепелов, голубей и гор-лиц – с 20 августа по 30 ноября. Отсюда вывод: лето – не самое подходящее время для охоты.
Самый ожидаемый любителями пострелять сезон – осень. Итак, с первой субботы сентября по республике официально разрешается охота на гуся (кроме «красно-книжников»), утку, лысуху, куропатку, барсука и кабана. С первого октября – на ондатру, с 15-го – на фазана. При этом продолжительность срока охоты на каждый вид разная. Для некоторых заканчивается в середине-конце ноября, для других – 31 декабря. Но настоящий праздник для местных охотников начинается с первого ноября – корсак, лисица, заяц, норка, степной хорек…. И длится он до 15 февраля.
Как сообщили в областной территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира, сроки начала и завершения охоты на те или иные виды млекопитающих и пернатых могут сдвигаться, а могут быть и вовсе отменены. Все зависит от численности и уровня популяции каждого из них. Если после предварительного анализа и обработки данных в ведомственном научно-исследовательском институте Астаны посчитают допустимым охоту на животного или птицу, то выделяется сезонный лимит на их отлов, но не более 15-20 процентов от всей численности. И только после этого на местном уровне принимаются соответствующие решения.
Теперь о том, кто может заниматься охотой и что для этого нужно. Право на охоту с применением разрешенных видов орудий добывания (ружье, капкан, силок, кулема и т.д.), охотничьих собак и ловчих хищных птиц имеют лица, достигшие четырнадцатилетнего возраста при наличии удостоверения охотника с отметкой о сдаче экзамена по охотничьему минимуму и квитанции об уплате соответствующих гос-
пошлин. Но охотиться с огнестрельным оружием разрешается только тем, кому исполнилось восемнадцать лет и кто имеет разрешение органов внутренних дел на его ношение и хранение. Впрочем, соответствующие документы нужны и на ловчих птиц. И последний шаг: необходимо получить разрешение на промысел в охотничьем хозяйстве от местных исполнительных органов или частников. Напомню, в области тридцать частных охотничьих угодий (более шести миллионов гектаров).
Как сообщил руководитель отдела животного мира и охотничьего хозяйства упомянутой выше инспекции Бахтияр Мусаев, сейчас в области свыше пяти тысяч зарегистрированных охотников, их ряды неуклонно растут. Но немало и тех, кто занимается браконьерством. За четыре месяца 2015 года, например, сотрудниками ведомства зарегистрирован 161 факт правонарушений законодательства по защите животного мира. Составлено 149 административных протоколов, из них 61 находятся на рассмотрении суда, на 88 нарушителей наложен штраф.
Нередки и уголовные правонарушения. С начала года их в области зарегистрировано 53. Восемь касаются незаконной охоты на сайгу, девять – на зайцев, 24 – вырубки саксаула, 2 – ловли рыбы, одно – вырубки солодкового корня и т.д.
Может возникнуть вопрос: почему в одном случае браконьерство квалифицируется как уголовное правонарушение, в другом – административное. Уголовно наказуемая незаконная охота может совершаться только умышленно. Браконьер осознает, что занимается охотой с нарушением установленных правил и сознательно идет на это, применяя авиа-, авто-, мототранспортные средства, используя взрывчатые вещества, средства массового унич-тожения животных и т.д. К наиболее типичным случаям, влекущим уголовную ответственность в наших краях, можно отнести, например, охоту на зайцев из-под фар, выслеживание, преследование и добыча копытных – когда их отстреливают, давят, сбивают транспортом и т.д..
Административные правонарушения не носят подобный варварский характер, чаще всего допускаются по неосторожности. Например, охотник с путевкой на право охоты в определенном хозяйстве непреднамеренно добыл зверя в другом хозяйстве или превысил норму отстрела дичи, убив одним выстрелом нескольких птиц. Нарушить правила охоты можно и не охотясь, например, не сдав вовремя в контролирующий орган путевку, просрочив другие документы.
Одной из самых больных проблем сегодня, по мнению Б.Мусаева, остается отстрел сайгаков. Охота на этого реликтового зверя в Казахстане официально запрещена до 2020 года. Но, как говорится, браконьеры не спят. В 2014 году, например, в области зарегистрирован 41 факт браконьерства, было убито 114 сайгаков, ущерб окружающей среде составил почти сорок с половиной миллионов тенге. Кроме того, у губителей природы конфисковано 182 сайгачьих рога.
Браконьеры, как правило, хорошо экипированы, применяют передовые средства связи и навигационные устройства, скоростные внедорожники. Поэтому сотрудникам природоохранных служб зачастую бороться с ними непросто. А еще они юридически грамотны: действуют так, чтобы в случае чего не попасть под статью Уголовного кодекса, в худшем случае – отделаться административным наказанием. К примеру, «после работы» разделяются на группы. На одной машине везут туши, на другой –
рога, на третьей – оружие. Попробуй, докажи, что это организованная преступная группа! А перевозка оружия не запрещается, если с документами все в порядке. Поэтому в правоприменительной практике очень трудно квалифицировать подобные преступления, нужны неопровержимые доказательства. Хотя по закону за причинение особо крупного ущерба преступной группой ее членам «светит» тюремный срок от трех до семи лет.
– В 90-х годах это некогда многочисленное животное стояло на пороге исчезновения, – рассказывает специалист. – Мало его оставалось и в Казахстане. Благодаря экстренным мерам численность сайги в республике резко начала расти, и в 2009 году достигла 81 тысячи особи, а в 2014 году – 256 тысяч. Но сейчас, как известно, в трех регионах страны происходит массовый падеж сайги. Это серьезный урон экологии, и пока не поздно, люди должны задуматься над этим. Будем надеяться, что это уникальное животное – ровесник мамонтов и шерстистых носорогов – не исчезнет с лица земли из-за человеческой глупости.