• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

СОБЛЮДАЯ БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ

Наталья ЧЕРНЕЙ
Утверждение тарифов на все коммунальные услуги в Республике Казахстан осуществляется строго в соответствии с требованиями законодательства о естественных монополиях и регулируемых рынках.
Это законодательство предусматривает контроль и регулирование деятельности субъектов в сфере естественных монополий и ценообразование субъектов-доминантов, а также направлено на достижение баланса интересов потребителей и субъектов. О том, как выстраивается в регионе тарифная политика, корреспонденту «КВ» рассказывает  руководитель департамента Агентства по регулированию естественных монополий по Кызылординской области Нурлан Примов.
— Для обеспечения прозрачности процедуры утверждения тарифов на услуги субъектов департамент при рассмотрении заявки на изменение тарифов проводит экспертизу проектов тарифов с привлечением независимых экспертов, потребителей и их общественных объединений. Также проводятся публичные слушания, информация о которых заранее публикуется в СМИ. Участие в публичных слушаниях — это право каждого потребителя.
При утверждении тарифа на регулируемые услуги применяются Правила об особом порядке формирования затрат, которые, в свою очередь, направлены на недопущение необоснованного роста тарифов и содержат ряд ограничений по уровням и статьям затрат, учитываемых при формировании тарифов.
Тарифы на коммунальные услуги зависят от многих факторов, складывающихся как на мировом рынке, так и на внутреннем. Тарифы зависят от стоимости топлива (газ, уголь, мазут), ГСМ, запчастей, ремонтных работ. Цены на эти товары и услуги формируются в конкурентной среде.
Главной причиной изменения цен на электроэнергию является увеличение тарифов на производство электрической энергии. Именно в тариф на производство заложена инвестиционная составляющая.
Причинами повышения тарифов на услуги водоснабжения и канализации, в основном, являются увеличение стоимости электрической энергии, химреагентов, материалов, расходов на ремонтные работы, включение результатов переоценки основных средств и др. Кроме того, на тариф оказывает влияние реализации инвестиционных программ, направленных на реконструкцию и модернизацию систем водоснабжения. Основной причиной роста тарифов на теплоснабжение является рост стоимости топлива.
На сегодня департамент регули¬рует деятельность 37 субъектов естественных монополий по 62 видам услуг, в том числе по транспортировке нефти, по передаче и распределению электрической энергии, по теплоснабжению, по услугам аэропорта,  подъездных путей, по услугам водоснабжения и водоотведения и так далее. Также регулирует цены и тарифы 10 субъектам, включенных в реестр субъектов, занимающих доминирующие или монопольное положение на определенном рынке.
В текущем году тарифы регулируемых коммунальных услуг остались без изменений,  на уровне  2014 года, за исключением тарифа на электрическую энергию. Из-за увеличения  покупной стоимости электроэнергии  тарифы третьим областным энергоснабжающим организациям были повышены от 7,2 до 8,9 %, вместо заявленных от 10 до 15%. Размеры снабженческих надбавок у них остались без изменений на уровне действующих. Надо отметить, что повышение тарифов на электроэнергию с начала года произошло во всех регионах республики.
Департамент стремится совершенствовать тарифную политику. Наша основная задача – достичь баланс интересов потребителей регулируемых услуг и субъектов естественных монополий, с соблюдением равновесия между экономической и социальной составляющими. В этом заключается задача тарифного регулирования деятельности субъектов естественной монополии и конкурентного рынка. И нередко бывает, когда тариф мы не увеличиваем, а на¬оборот, понижаем.  В прошлом году по результатам проведенных анализов исполнения тарифных смет  нами были введены 28 временных компенсирующих тарифов 19 субъектам естественных монополий со снижением от 0,04  до 14,4 процента против действующих тарифов, где сумма возврата потребителям составила   890 млн.тенге.
Например, в ГКП «Кызылордатеплоэлектроцентр» тариф на тепло был снижен на 4 процента.
Кроме того, в 1 квартале текущего года из-за снижения на внутреннем рынке оптовой цены на сжиженный газ департамент снизил тарифы газоснабжающим организациям области  от 21 до 31 тенге за 1 кг. Сумма экономического эффекта от снижения тарифов  составила 432,8 млн.тенге.
Что касается размера тарифа на коммунальные услуги  Кызылорды по сравнению с другими регионами республики, то здесь мы занимаем среднюю позицию. К примеру, тариф на водоснабжение для населения  ГКП «Кызылорда су жуйеси» составляет 41,63 тенге за 1 м3 с НДС, что  ниже тарифов Мангистауской, Атырауской, Актюбинской, Карагандинской, Акмолинской, Костанайской, Северо-Казахстанской, Жамбылской, Южно-Казахстанской, Алматинской и городов Астаны, Алматы.
По тарифу на тепло  мы занимаем 11 место по республике. Он у нас ниже чем в Атырауской, Карагандинской, Акмолинской, Костанайской, Северо-Казахстанской, Южно-Казахстанской, Западно-Казахстанской областях.
Как уже было отмечено, департамент — это не только регулирующий орган, но и контролирующий. В рамках контроля за соблюдением законодательства  в прошлом году было  выявлено 30 нарушений и выдано 24 предписания, по которым взыскано в бюджет штрафов на сумму  
4,9 млн. тенге. В нынешнем году по 13 предписаниям наложены штрафы на 6,4 млн.тенге.
11-6-2015 11 июнь 2015 г. 0 0