• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ?

Ответ на это вопрос на сессии «Продвижение конкуренции: новые «правила игры» в рамках IX Астанинского экономического форума пытались найти многие признанные в мире представители экспертного сообщества, политики, бизнесмены, руководители крупнейших финансовых структур.
Наибольший интерес вызвали выступления представителей Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). На сессии впервые официально были представлены рекомендации по дальнейшему реформированию национального конкурентного законодательства, которые, очевидно, послужат толчком для очередного этапа в истории конкурентной политики Казахстана.
Председатель Комитета по конкуренции ОЭСР Фредерик Жени, начиная презентацию обзора конкурентного законодательства и политики Республики Казахстан, отметил, что конкуренция в рыночной экономике – это мощный драйвер для производительности, конкурентоспособности бизнеса и экономического развития страны в целом. Он, отмечая усилия в постоянных попытках демонополизации, назвал Казахстан в числе тех стран, где прогрессирует конкурентное законодательство.
Вместе с тем, в деятельности антимонопольного органа Ф. Женни назвал проблемный момент – общий процесс контроля цен и конкуренции не дает ясности и транспарентности. Ф. Женни подчеркнул важность для ОЭСР использование принципа транспарентности антимонопольным органом.
Как отметил руководитель антимонопольного органа Серик Жумангарин, 2-ой нормо-творческий пакет, который детализирует 1-й, предусматривает увеличение сроков, к примеру, в целях повышения эффективности проведения расследований по фактам нарушений антимонопольного законодательства. Так, предлагается увеличение сроков проведения расследования в связи с введением понятия «картель», что позволит проводить более качественные расследования и будет способствовать достижению значимых результатов по сложным делам в отношении картелей-монополистов. Также подобные изменения в части сроков направлены на совершенствование института Согласительной комиссии – включается обязанность антимонопольного органа направлять объекту расследования проект заключения по итогам расследования за 30 дней до окончания расследования, что дает возможность досудебного обжалования результатов расследования в антимонопольном органе и принятия объективного решения. В целом, общим итогом всех поправок станет переход от государственного к рыночному регулированию.
Отвечая на вопрос «Чего не хватает казахстанскому конкурентному праву?» директор департамента по правовой политике и развитию общественных отношений Сколково Алексей Иванов обозначил «…Гибкости…»; и вовлеченности антимонопольного и судебного органов в процесс принятия решений. Также в качестве негативных моментов эксперт отметил жесткие процессуальные сроки и отсутствие судебной специализации по конкурентному праву. Между тем, в интересах режима антимонопольного законодательства необходимо наличие строгой и объективной процедуры проверки со стороны судов, которая вводит необходимые дисциплинарные правила для правоприменительных органов.
Приближение к стандартам и принципам стран ОЭСР в сфере конкуренции является показателем приверженности и готовности Казахстана к амбициозным реформам с учетом передового опыта. Сейчас перед антимонопольным органом стоит задача по успешному завершению начатых кардинальных преобразований. 2-й пакет поправок в антимонопольное законодательство разработан на базе обзора ОЭСР. Изменения предусматривают усиление антимонопольного органа, регламентацию его статуса и порядка работы, а также доработку отдельных норм законодательства в соответствии с рекомендациями ОЭСР. Сближение антимонопольного законодательства Казахстана со стандартами ОЭСР будет являться гарантом открытости, стабильности и предсказуемости экономической политики Казахстана.
11-6-2016 11 июнь 2016 г. 0 0