• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

СДЕЛАНО НЕМАЛО, ПРЕДСТОИТ ЕЩЕ БОЛЬШЕ

Акмарал АЛЬНАЗАРОВА,
секретарь областного маслихата У каждой из пяти институциональных реформ, принятых в рамках плана по вхождению Казахстана в тридцатку наиболее развитых стран мира и реализации идеи «Мәнгілік ел», свое направление. Пятая реформа направлена на формирование транспарентного и подотчетного государства.
Пятой институциональной реформе посвящены десять шагов (91-100), имеющие стратегическое значение. Они реальны и понятны для всех. Их реализация будет  способствовать сближению государства и народа.  
Во-первых, будет расширена практика подотчетности руководителей государственных органов. Если конкретнее, то руководители госорганов будут ежегодно отчитываться перед населением о достижении ключевых показателей стратегических планов и программ развития территорий, а отчеты размещаться на официальных веб-сайтах. То есть, если до этого времени чиновники об итогах работы отчитывались только перед соответствующим вышестоящим органом, то в будущем  будут под-
отчетны и жителям вверенных участков. Желающие смогут не только ознакомиться с отчетом руководителя, но и задать ему интересующие вопросы, выступить с предложениями. Это даст возможность установить постоянный общественный контроль за работой госорганов, что, в свою очередь, обязывает руководителей выполнять свою работу качественно и в срок, относиться к ней с большей ответственностью.
Во-вторых, будет обеспечена прозрачность процесса принятия решений. Будет запущен механизм «открытого правительства» с использованием современных информационных технологий. Другими словами, граждане получат доступ к информации, находящейся в распоряжении государственных органов, за исключением отнесенной к государственной тайне, что даст возможность вести постоянный общественный контроль и оценку эффективности государственной политики.
Будет расширена возможность граждан участвовать в процессах принятия решений через развитие местного  самоуправления. При этом несвойственные и избыточные государству функции будут переданы в конкурентную среду и саморегулируемым организа-
циям, что приведет к созданию компактного Правительства. Прозрачность и развитие под-
отчетности руководителей государственных органов, усиление роли общественного контроля, расширение возможностей гражданских институтов, совершенствование механизмов мониторинга и оценок в целом,  повысит эффективность работы государственных органов управления.     
В-третьих, будет внедрено гражданское бюджетирование. Сейчас проект бюджета на следующий год на каждую территорию (село, поселок, район, город, область) разрабатывается соответствующим органом местного самоуправления, утверждается маслихатом, проходит государственную регистрацию в органах юстиции и затем публикуется в СМИ. Проект бюджета, как и предусмотрено в законе, обсуждается на заседаниях постоянных комиссий маслихата с участием руководителей и специалистов соответствующих управлений и ведомств. Словом, в определении бюджетной политики принимают участие лишь депутаты.
С внедрением же гражданского бюджета в обсуждении главного финансового документа наряду с народными избранниками смогут принимать участие, выдвигать предложения и представители общественных организаций, граждане. В перспективе все местные бюджетные проекты – от аульных до областного – поэтапно будут проходить через общенародное обсуждение.
Кроме того, на уровне аульного округа, поселка, города районного значения внедряется самостоятельный бюджет местного самоуправления,  который в существующих усло-
виях будет расходоваться строго под надзором общественности.
Проведение общенародного обсуждения на уровне аульных округов и поселков в форме общественного собрания, конечно, дело не очень сложное. Что касается районных и областного уровней, то, наверное, целесообразно проводить обсуждения в онлайн-режиме с использованием электронных средств массовой информации и интернет-ресурсов. Прозрачность  обсуждения и выполнения бюджета позволит повысить не только гражданскую активность населения и ответственность руководителей государственных органов, но и доверие граждан к власти.
В-четвертых, будет укреплена система обжалования. Одна из злободневных вопросов, затрагиваемых в обществе на протяжении долгого времени –
это ограниченные возможности обжалования действий государственных служащих. Как известно, до нынешнего времени госслужащие были под надзором лишь у вышестоящего руководителя или специального органа. Теперь механизмы контроля расширяются, поведение госслужащего, каждое его действие будут на виду у общества. Это, в свою очередь, обязывает его действовать строго в рамках закона, быть примерным работником. С другой стороны, такая практика будет способствовать уменьшению коррупции.
В-пятых, будет обеспечено широкое внедрение саморегулирования в обществе. Сейчас зона ответственности государственных органов чрезвычайно обширна. Из-за этого большая часть рабочего времени у них уходит на решение текущих проблем. К примеру, на аульного акима законодательно возложена ответственность за все, что происходит на закрепленной территории. Такая же ситуация характерна и для областных и районных исполнительных органов. Теперь часть вопросов можно от государственных органов передать в ведение гражданских общественных институтов и неправительственных организаций. Это позволит госорганам заниматься вплотную реализацией конкретных стратегических задач.
На XVI съезде партии «Нур Отан» Глава государства Нурсултан Назарбаев отметил, что с достижением позитивных результатов по этим пяти направлениям можно будет решать вопрос о новой системе выборности местных исполнительных органов. Поэтапно должна быть проведена конституционная реформа, предполагающая перераспределение властных полномочий от Президента к Парламенту и Правительству с учетом наших традиций.
Эти реформы определяют стратегический курс Казахстана на ближайшие десятилетия. За годы независимости в стране произошли разительные перемены к лучшему. Но впереди нас ждет еще более масштабная работа.
11-7-15 11 июль 2015 г. 0 0