• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ЖИТЬ ПО СОВЕСТИ

ЖИТЬ ПО СОВЕСТИМне очень повезло, что с первых шагов своей трудовой деятельности всегда на своем жизненном пути встречал опытных наставников из числа участников Великой Отечественной войны, поколения 30-х годов – детей войны, кто на себе испытал все трудности тех лет. Они ненавязчиво, с житейской мудростью, передавали свой бесценный опыт молодым коллегам по работе. О многих из них я уже писал в своих заметках.
Думаю, будет не лишним еще раз напомнить жителям Приаралья о Даурхане Жалиевиче Айдарове, который оставил заметный след в социально-духовной сфере низовьев Сырдарьи.
Даурхана Жалиевича отличали честность, порядочность, грамотность и высокий интеллектуальный потенциал. Присущие ему работоспособность, умение брать ответственность на себя, желание не стоять на месте, а двигаться вперед на основе новых идей и решений, всегда были приоритетом в его деятельности. Для нас он был не только наставником и просветителем, но и духовным старшим товарищем. Ибо он до своего последнего вздоха жил по божьему закону, жил по совести.  Казахи про таких людей говорят: «Көңілі ақ, ниеті түзу», что дословно переводится «душа – светлая, помыслы –
праведные».
Он прошел большую жизненную школу. Испытал голодное детство, на его долю выпали сталинский режим и хрущевская оттепель, брежневский застой и горбачевская перестройка. Его родной дед Айдар и дядя Жансултан  попали в жернова репрессий за участие в восстании в Кызылкумах в 1930 году. Айдар получил ранение и был по приговору «тройки» осужден на три года, а Жансултан, спасаясь от преследований, вынужден был покинуть родную землю и перебраться на чужбину.
Даурхан Айдарович, несмотря на превратности судьбы, сумел в 16 лет окончить школу, а в 1950 году – Кызылординский пединститут. Год поработал завучем школы в родном Казалинском районе. Смышленого и перспективного парня приметили, и, начиная с 1951 года, он на работе в комсомольских и партийных органах района, области и республики. Работал под руководством 12 первых секретарей обкома партии, с Аргынгазы Кайсаканова до Еркина Ауельбекова. И в какой бы должности он  ни работал, брал упорством, исполнительностью, ответственностью, честностью, знанием. На каком бы участке он ни трудился, всегда оставлял свой добрый след.
Работая председателем областного радиокомитета, много усилий приложил для пропаганды гимна областного центра – «Қызылорда вальсі».
Один из авторов этого музыкального произведения поэт Махмұтбай Әміреұлы рассказывает, что вальс родился в соавторстве с композитором Тәңірбергеном Қалауовым осенью 1962 года. Первым исполнителем этой песни была студентка Зина Рысбаева, и вальс  стали ежедневно по поручению Даурхана Айдаровича передавать по областному радио.
В июне 1963 года на республиканском фестивале песни в Алматы «Қызылорда вальсі» был исполнен баритональным бархатным голосом Сабита Жанабаева, который тогда был диктором радиокомитета, подчиненным Даурхана Айдаровича.  Песня зазвучала совершенно по-новому, обрела новый оттенок, поистине стала гимном областного центра. В немалой степени это стало возможным благодаря руководителю радиокомитета. Каждая утренняя передача областного радио начиналась с  песни «Қызылорда вальсі» и новостей, озвученных Сабитом Жанабаевым.
Возглавляя отдел пропаганды и агитации обкома партии (зам. зав. отделом, зав. отделом) в 1963-1972 годы, Д. Айдаров много сил и умения вложил в становление и пропаганду национальной культуры.
Два декабрьских дня 1964 года стали памятной вехой для пишущих людей и любителей книги низовьев Сырдарьи. Лауреат Ленинской премии, депутат Верховного Совета СССР Чингиз Айтматов по приглашению нашего земляка Калтая Мухамеджанова был гостем Кызылорды проездом из Москвы. Вся организационная нагрузка (встреча с редакционными коллективами областных газет, читателями региона, организация досуга высоких гостей) выпала на плечи молодого Даурхана.
Даурхан Айдарович имел отношение и к появлению песни «Сыр сұлуы». В 1963 году в селе Бесарык Сырдарьинского района была создана комсомольская молодежная бригада из 7 девушек во главе с Баян Куттыбаевой, которая занималась выращиванием риса. Эта бригада в те годы получила благословение Ыбрая Жахаева и космонавта №2 Германа Титова в 1964 году на слете молодых жахаевцев. Бригада носила романтическое название – «Сыр сұлуы», и с каждым годом её ряды пополнялись новыми членами из числа девушек –
выпускниц местной школы, некоторые из них позже были удостоены правительственных наград.
В 1965 году секретарь обкома партии Каржаубек Жаркинбеков поручил пригласить в область Шамши Калдаякова, «падишаха песен», как его называют в народе, чтобы он создал уникальное музыкальное произведение о нашем регионе. Сопровождали  композитора по области Д.Айдаров, работник обкома партии, и А.Айдосов, первый секретарь обкома комсомола. Вместе с ними были местные поэты Зейнолла Шукуров, Сактаган Есмаханов  и другие. В один из летних дней они встретились с жителями села Бесарык, беседовали с членами этой бригады.
Вечером в клубе состоялся творческий отчет композитора и поэтов. Исполнялись известные песни композитора с его комментариями или в его исполнении, звучали стихи
З. Шукурова. Именно здесь впервые прозвучало стихотворение «Сыр сұлуы» нашего легендарного земляка.  Буквально на глазах у всех зрителей родилась музыка маэстро на эти стихи, и песня стала своеобразной визитной карточкой низовьев Сырдарьи. Об этом творческом взлете Шамши до сих пор помнят многие жители этого аула, и в первую очередь те девушки из одноименной бригады, которые сейчас стали бабушками и с замиранием сердца слушают эту песню о себе. Наша землячка, певица Женис Искакова свои концерты начинает именно с этой песни, отдавая дань уважения своей родной земле и создателям этого шедевра.
В
 1968 году в честь 50-летия комсомола в Казалинске был открыт мемориальный музей имени Гани Муратбаева. Можно по праву назвать основателями этого музея бывших комсомольских работников Даурхана Айдарова и Абжами Байшуакова,  тогдашнего комсомольского вожака области Аблая Айдосова.   
Работая секретарем обкома партии по идеологии, Даурхан Айдарович приоритетом своей деятельности считал  пропаганду традиций и обычаев казахского народа, человека труда. Но первые шаги в должности секретаря обкома он начал с разработки комплексного плана идеологических мероприятий, нацеленных на улучшение морально-психологического климата в регионе, возрождения веры к руководящим кадрам области, изменения негативного настроя среди населения, вызванного публикацией статьи «У обкома на виду» в газете «Правда».
Эти мероприятия, получившие одобрение бюро обкома, прежде всего были направлены на подъем позитивного настроя людей, привития им патриотизма и любви к родной земле.
В эти годы большую популярность приобрели айтысы, в возрождение которых неоценимый вклад внес Даурхан Айдарович. Такие акыны как Манап Кокенов, Махамбеткали Турсанов, Замаддин Ибадуллаев, Бекузак Танирбегенов, Серик Утепов, Ниятолла Раманкулов вышли на республиканский уровень.
Кропотливая работа, проведенная в этот период, дала мощный толчок развитию такого жанра искусства, присущего только  низовьям Сырдарьи, как горловое пение – жырау и терме. Шамшат Тулепова, Абляш Абуов, Кошеней и Бибас Рустембековы, Алмас Алматов стали активными пропагандистами этого  искусства.
Вот что рассказывает Алмас Алматов: «В январе 1985 года я был приглашен в обком партии на беседу к секретарю обкома Айдарову Д.А., который тепло принял меня, расспросил о моих творческих планах и работе в пединституте. Потом обрадовал меня, сообщив, что принято решение направить меня в Париж на этнографический фестиваль по горловому пению. Подчеркнул о той ответственности, которая ложится на меня как исполнителя и единственного выходца из Казахстана. В конце февраля – начале марта я съездил на первый такой фестиваль, выступил перед парижанами. Мое исполнение было переведено на французский, английский и итальянский языки, выпущено на кассетах. Впервые Европа узнала о горловом пении казахов.
По приезде из Парижа я опять был на приеме у Даурхана Айдаровича, рассказал об итогах этой поездки. Он дал поручение своим подчиненным опубликовать все это на страницах СМИ. Мне пришлось давать интервью и материалы о поездке республиканским и местным СМИ, которые довели до широкой общественности страны о самобытном искусстве Приаралья.
С легкой руки Даурхана Айдаровича эти фестивали и по сей день регулярно посещают жырау и термеши – выходцы из Кызылординской области».
Не забывал Даукен и о моральном поощрении людей искусства. В 1980 году Жибек Багисова и Серик Шотыков, артисты театра им.Н.Бекежанова, стали заслуженными артистами Казахстана, а Манап Кокенов – народным акыном Казахстана, что говорило о творческом взлете нашего театра, реальном возрождении древнего песенного состязания – айтыса – на земле Сыра.
Именно в 80-е годы появились школы Манапа, Жиенбая, Нар-
тая, Нуртугана, Шамшат и др. В 1985 году было сдано в эксплуатацию здание нынешнего драмтеатра им.Н.Бекежанова.
Повсеместно в области велось строительство клубных учреждений и библиотек, стадионов и ипподромов, больше внимания стало уделяться привлечению молодежи в спорт. Именно в эти годы мир узнал о таких велосипедистах Сыра как Марат Сатыбалдиев, Сергей Капустин, Светлана Шалгимбаева.
Большое внимание стало уделяться чествованию людей труда. Повсеместно стали проводиться праздники и ярмарки урожая, на которых лучшие из лучших земледельцев и животноводов отмечались принародно, что возвышало их в глазах общественности.  
В 1981 году в Шиелийском районе торжественно отметили 90-летие дважды Героя Социалистического Труда Ыбрая Жахаева или, как называли его односельчане и ученики, «Диқана ата» (Дед земледелия). Был приглашен на это торжество дважды Герой Социалистического Труда Жазылбек Куанышбаев из Жамбылской области, прозванный в народе «Шопан ата» (Дед или покровитель овец).  Фотография «Екі Жұлдыз» (Два Героя) местного фотокорреспондента С. Хутаева, на которой два Героя сидели в обнимку, обошла всю страну.
Большую работу по популяризации Человека труда проделал именно Даурхан Айдарович, подключив к этому весь арсенал идеологических средств воздействия. Были организованы специальные теле- и радиоочерки об Ыбрае-ата в союзных, республиканских и местных СМИ. Портреты двух героев были нарисованы местными художниками и размещены в Доме политического просвещения в Кызылорде, на центральной площади в Шиели и в родном колхозе «Кзылту».
После смерти Ы. Жахаева колхоз был назван его именем, там же был организован мемориальный музей. Большая заслуга в этом первых руководителей области (Есетов Т.Е.) и региона (Баимбетова О.), но несомненно, что основная тяжесть выпала на Д.А. Айдарова, который при всяком удобном случае не забывал повторять, что Ыбекен – настоящий Человек труда, выросший с кетменем в руках.
За недолгое время была проведена такая работа, что наша область была объявлена базовой по линии преемственности поколений, воспитанию юношей, девушек на традициях прошлого. Был проведен республиканский семинар по новым обрядам и обычаям на базе Кармакшинского района. В рамках этого семинара по инициативе первого секретаря райкома партии Елеу Кушербаевича Кушербаева  и при активной поддержке Даурхана Айдаровича были построены и открыты памятники Коркыту -
ата и Турмагамбету Изтлеуову.
Мне, как и многим моим коллегам, посчастливилось работать под руководством Даурхана Айдаровича. Всегда удивлялся его работоспособности и интеллектуальному потенциалу, желанию провести еще лучше и на высоком профессиональном уровне запланированное идеологическое мероприятие.
О
тветственно относился к подготовке материалов, связанных с историей края. Мне под его руководством приходилось готовить немало таких материалов (60-летие Казахстана, выездное заседание Академии наук Казахстана на тему «Проблемы и перспективы комплексного развития производительных сил Кызылординской области», 40-летие Победы и др.). Никогда не удавалось с первого раза отчитаться перед ним за выполненную работу, так как высока была планка Даурхана Айдаровича. Он до последней минуты вносил коррективы в материалы с целью улучшения их качества, чтобы дойти до сердца каждого жителя области. Не ленился искать слова, словосочетания и меткие выражения, которые быстрее дойдут до человека, побудят его на позитивные действия.
Даурхан Айдарович воспитал немало кадров, которые и по сей день вносят свою лепту в социально-экономическое развитие Казахстана. Есть среди них и государственные деятели, и ученые, и творческие работники, писатели и журналисты. До последних минут своей жизни он поддерживал теплые дружеские отношения со своими однокурсниками, коллегами по работе. Среди них – Умбетов Жарылкасын, Мухамеджанов Калтай, Абдукаримов Исатай, Кушербаев Елеу, Уалиев Нурдильда, Еспанов Узак, Матаев Мустафа, Боранбаев Сеил, Айдосов Аблай и
другие.
Первостепенное внимание уделял своей семье, детям. Вот что писал Даурхан Айдарович в 1980 году своей дочери Розе:
«…Прежде всего, о труде. Человек – творец своего счастья. Всего в жизни добивается трудом. Только упорный и сознательный труд – основа личного счастья, семейного благополучия и общественного положения. Ориентир на честный труд, пожинать его плоды – это смысл и интерес всей жизни…».  Наказ отца «жить по совести», честно, Роза доказывает всей своей последующей жизнью. Она помогает своему супругу Кайрату Абусеитову – Чрезвычайному и Полномочному Послу Республики Казахстан – представлять интересы своего государства за рубежом.
11-7-15 11 июль 2015 г. 0 0