• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

НАСЛЕДИЕ ВЕЛИКОГО ПОЭТА И ФИЛОСОФА

НАСЛЕДИЕ ВЕЛИКОГО ПОЭТА И ФИЛОСОФАОтмечаемый 170-летний юбилей Ибрагима Кунанбаева в очередной раз призывает задуматься о масштабе и уникальности его личности. Без него невозможно представить не только современную казахскую литературу, но и сам этнос. Ведь, перефразируя академика Д. Лихачева, великий Абай был рожден на счастье своего народа.
«Поэзия – слов благороднейших царь…» Наверное, эти великолепные строки не пришли к поэту в одночасье, а кружили над ним с момента рождения. Юный Ибрагим уже в десятилетнем возрасте целенаправленно взял в руки перо. Но пройдет еще немало времени, прежде чем самобытный поэт сможет во всеуслышание объявить свое авторство, так как по разным причинам Кунанбаев до 40 лет скрывал это, не стремился издавать свои произведения отдельными книгами. Удивительно, но его творческое наследие можно вместить всего в один объемный том. Вместе с тем популярность его лирики не знала в степи границ – в виде песен и рукописных списков.
Абай Кунанбаев – великий казахский поэт, основоположник новой казахской письменной литературы и казахского литературного языка, философ, просветитель, демократ, историк, переводчик, композитор, общественный деятель. Буквально за каждым фактом его биографии – значимое событие в масштабах этноса.
Абай родился 10 августа 1845 года в местности Сырт-Каскабулак Абайского района в семье, происходившей из знатного и богатого аристократического рода биев. Начальное образование получил в родном ауле, а в 1855–1859 годах учился в школе-медресе семипалатинского имама Ахмета Ризы. Одновременно по своему желанию посещал церковно-приходскую школу, чтобы выучить русский язык. Также Абай изучал арабские тексты, произведения восточной классической литературы. Однако отец счел, что пяти лет в медресе вполне достаточно для того, чтобы начать готовить сына к практической деятельности бия, и решил прекратить его обучение. Тогда Абай начинает огромное внимание уделять самообразованию, чтению.
С 15 лет Абай часто присутствовал на судебных разбирательствах, а в 20 он уже сам славился как хороший оратор и знаток обычаев степи. Об авторитете Абая бия свидетельствует то, что он неоднократно избирался посредником-примирителем (Тюбе бием) при спорах представителей разных уездов. В 1875 году назначается волостным управителем Коныр-Кокше Тобыктинской волости.
В мае 1885 года в местности Карамола на чрезвычайном съезде Абай избран главным судьей (бием), в этом качестве он активно участвует в утверждении нового закона из 74 параграфов, направленного на искоренение преступлений среди казахского народа. Это один из первых правовых документов на казахском языке, изданный типографским способом и распространенный среди народа. Он представлял собой свод обычаев и законов степи, был принят на чрезвычайном съезде более ста биев ряда уездов Семипалатинской области.
Летом 1885 года Абай через ссыльного Николая Долгополова, гостившего у него в ауле, передает в созданный краеведческий музей Семипалатинска 60 экспонатов, отражающих быт казахов, ныне 30 из них хранятся в фондах музея Абая. 5 мая 1886 года Абай избран членом Статистического комитета. В 1893-м
Абай и его сыновья Акылбай и Магавья вступают в Общество попечения о начальном образовании.
Середина 1880-х – плодотворное время для творчества Абая, только в 1886 году он написал 15 крупных произведений. При жизни Абая лишь четыре его стихотворения увидели свет в печатных изданиях. Первой ласточкой стало написанное в 1886-м «Лето» за подписью Кокпая Джанатаева, опубликованное в 1889-м. В том же году напечатано стихотворение «Вот и стал я волостным». В 1897-м в Казани увидели свет «Описание лошади» и «Всадник с беркутом скачет в ранних снегах». Переводческой деятельностью Абай начал заниматься с 1882-го, известно
более 50 переводов поэта. «Слова назидания» были созданы в 1890–1898 гг. Даже такой краткий биографический экскурс прекрасно демонстрирует разносторонность талантов Кунанбаева. В каждом деле он доходил до совершенства, становился новатором, при этом оставаясь философом-гуманистом.
Чьи же добрые уроки не забывал на протяжении всей своей жизни Абай, при рождении нареченный Ибрагимом? Вероятно, это его бабушка Зере, которая и стала первой звать любимого внука Абаем, что означает «осмотрительный». Она в наибольшей степени повлияла на раннее пробуждение в мальчике искусства слова и тяги к знаниям. Большой знаток народного фольклора и мастерица устного рассказа, она стала его первым воспитателем и учителем.
Ушел из жизни Кунанбаев 23 июня 1904 года в местности Балашакпак… Первой научной биографией Абая становится «Некролог», написанный Алиханом Букейхановым и опубликованный в ноябре 1905 года в газете «Семипалатинский листок». Его же усилиями в 1909 году в Санкт-Петербурге в издательстве Ильяса Бораганского вышел первый сборник произведений Абая. Спустя 100 лет он есть практически в каждом доме, а его автор – самый цитируемый поэт Казахстана.
...Возможно, для кого-то будет откровением, но от великого поэта, помимо творческого наследия, нам осталось не так уже и много: сохраненная в первозданном виде зимовка Жидебай, две фотографии, один прижизненный портрет, причем сделанный любителем, найденное письмо сыну и 60 экспонатов (предметы быта казахов), хранящиеся ныне в фондах двух музеев. А само творчество Кунанбаева пришло к нам не через его рукописи, которые попросту не сохранились, а благодаря инициаторам и организаторам (в том числе Алихану Букейханову), 1909 года выпуска  сборнику сочинений Абая. К примеру, Мурсеит Букеулы более года прожил в отдельной юрте в Жидебае, восстанавливая наследие своего великого земляка. Поэтому и понятна мечта всех абаеведов – найти рукописи стихотворений и прижизненные фотографии Абая в молодости.
Абай, такой близкий и знакомый с детства, его жизнь и творчество по-прежнему полны загадок.
11-8-2015 11 август 2015 г. 0 0