В Кызылординской области 51 школьный инспектор. Главное направление их работы – профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.
Нередко в обществе школьный инспектор воспринимается как обычный полицейский, который должен «пугать малолетние криминальные элементы». И чем строже и жестче будет действовать полицейский, тем лучше.
Но роль представителя полиции в школьном коллективе гораздо шире и значимее. Проще говоря, инспектор – это не «пугало», амногопрофильный специалист – психолог, педагог, юрист.
Устаршего инспектора отдела по делам несовершеннолетних КызылординскогоГОВД капитана полиции Гульмиры Душаевой большой практический опыт. Курировала ряд школ, техучи- лище, детдом и другие учебныезаведения.
Привычная картина в школе – дети и взрослые вместе на занятиях, мероприятиях, собраниях. Но опытный взгляд инспектора видит школьный коллектив как бы в двойном измерении. Он видит детское сообщество отдельно. Дет- ский мир – это «государство в государстве», где есть свои центры влияния, лидеры и элита, изгои и группировки, где происходят сложнейшие процессы, развиваются «политические,дипломатические, военные и торгово-финансовые»отношения, где разыгрываются личные драмы, достойные пера Шекспира. Инспектору надо понимать мотивы поведения, поступков, симпатий и антипатийне с точки зрения «взрослой колокольни », а глазами самих детей.
- На детей сейчас влияет большая волна информации,- говорит Гульмира Борисовна, -ТВ, Интернет, видео, где, к сожалению, много ложных ценностей и ориентиров - культ силы, идеализация образа «крутого» парня (супердевочки). Ребята все искренне воспринимают, даже то, что вовсе и не нужно. Но создать идеальный образ и быть самому идеальным – это разные вещи. Отсюда стрессы и нестабильная психология.
В обществе сложился устойчивый стереотип – считается, что дурное поведение и криминальное мышление присуще лишь детям из неблагополучных семей. Но примерно треть подростков, попавших под влияние криминального мира, имеют благополучных, обеспеченных родителей. Дети хотят быть самостоятельными, хотят сами зарабатывать свои деньги. Им кажется, что они все смогут, что у них все получится, а родители им «мешают».
Вот характерная история, которую рассказала Гульмира Борисовна.
Четырнадцатилетняя Н.А. уходит из дома, хотя семья благополучная. Расспросили подруг. Нашли запись в ее дневнике: «Я не хочу жить. Мне надоело, что все считают меня легкомысленной. Надоело это недопонимание».
-Ситуация была довольно серьезной, поэтому я обратилась за помощью к коллегам. Вместе с несколькими инспекторами мы стали разыскивать девочку. Вначале мы выяснили, что она регулярно встречалась с двадцатипятилетними парнями, но они категорически отрицали это: «Мы не знаем эту девочку». У нас нет никаких доказательств о том, что они встречались с Н.А., и ниточка обрывается. Мы в шоке. В тетради эта страшная запись. А каждый час промедления дорог. Психически неуравновешенный ребенок может сделать что угодно. Но у нас есть надежда. В пособиях по психологии говорится, что тот человек, который действительно хочет покончить с собой, не оставляетсвидетельств о предстоящем самоубийстве. Тот же, кто это делает,старается привлечь к себе внимание. Это придало нам силы, и мы с удвоенной энергией взялись за поиски. Ходили по разным адресам. За «Универсамом» нашли женщину, занимающуюся сутенерством. Вульгарная и, кроме всего прочего, сама проститутка. Вначале испугавшись, женщина заявила: «Я эту девочку не знаю». Но, видя, что мы разговариваем вежливо и спокойно, все же сказала: «Эта девочка сбежала не одна, с более старшей подругой, которая беременна от моего Пушка».
- Кто такой «Пушок»?
- Это мой друг . А ваша девочка общается с моим бывшем мужем Русланом.
Мы едем на квартиру к Руслану. Тот говорит, что девочка теперь не у него, а у знакомого, дает адрес. Но там Н.А. уже нет. Ясно, что она «пошла по рукам». Была серьезная опасность, что ее закроют в каком- нибудь подпольном борделе. Мы усилили поиски. И вот на седьмые сутки один участковый инспектор из Шанхая сообщил по рации: «Из одного дома вышла девочка, похожая на ту, которую вы ищите». Мы спешно приезжаем и видим, что это действительно Н. А.
Выяснилось, что ей посулили большие деньги и красивую жизнь: «Зачем тебе школа, мама? Ты сама сможешь зарабатывать и ни от кого не зависеть . Пока молодая – гуляй!»
Доверчивый неопытный подросток под влиянием нечистоплотных взрослых по неведению зашагал вниз по ступенькам морального падения. Каждый школьный инспектор может рассказать немало подобных историй.
- Гульмира Борисовна , как вам удается находить общий язык с детьми?
- Дети очень разные – и по характерам, и по самооценкам. Кто - то скромный трудяга, а кто-то с завышенными самооценками и вспыльчивым характером. Есть упрямые, недоверчивые. Я пытаюсь быть гибкой, подстраиваюсь под общество несовершеннолетнего. С ним разговариваю на его же языке. Чтобы он воспринимал меня не как полицейского, а как старшего друга. Сразу не требую объяснительную. Сначала задушевный разговор с глазу на глаз. Стараюсь войти в его положение, завоевать доверие. Если быть агрессивным, ничего не получится. Мы, инспекторы, призваны содействовать становлению устойчивой психики детей. Если правильно настроить, то даже одни без взрослых учащиеся не будут совершать противоправных и непристойных поступков.
После нескольких месяцев работы вучебном заведении ребята смотрят на меня другими глаза-ми – искренне делятся со мной своим мнением, более дружелюбны. Подходят как к старшему другу посоветоваться. Но одна я не добилась бы успеховв работе с детьми. Это удается во многом с помощью администрации школ.
- И родителей?
- С родителями несколько сложней. Большинство – наши союзники. Но часть из них настроена иждивенчески. Мол:«Я сдала своего ребенка в школу, а педагоги и инспектор должны его воспитывать, направлять на путь истинный. Они за это деньги получают». Порой диалог с такими мамами и папами напоминает «разговор глухого с немым». Есть родители, которые настроеныагрессивно к нам. По их мнению полицей- ские хотят обязательно наказать, посадить. Они считают, чтодетей мы ненавидим и воспринимаем учеников в школекак «сборище маленьких преступников». Моим коллегам приходится проявлять чудеса дипломатии, чтобы цивилизованно вести разговор с такими родителями.
- Работа инспектора – это не только собеседования, но включает в себя и другие формы воздействия. Что вы еще делаете и какова результативность ваших усилий?
- Мы проводим «круглые столы», психологические тесты, мероприятия различного формата и направленности. Очень большой объем работы приходится на сбор и подготовку различной документации. Но «бумажки» - это судьбы людей. Поэтому надо все делать согласно закону и, как говорится, по совести. Так,чтобы не ущемить прав ребенка .В 2008 году было направлено семь материалов в суд (четырех учащихся перевели в девиантную школу, у троих – лишили родительских прав). Десять подростков определили в центр временной реабилитации, где с ними работали психологи и инспекторы. В комиссию по защите прав несовершеннолетних Кызылординского горакимата направлены девять материалов, по которым были соответствующие решения и действия.
ВладимирВОРОБЬЕВ.
« Апрель 2025 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 |