• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ЗАСЕДАНИЕ КАЗАХСТАНСКО-РОССИЙСКОЙ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ КОМИССИИ

ЗАСЕДАНИЕ КАЗАХСТАНСКО-РОССИЙСКОЙ
МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ КОМИССИИ
ЗАСЕДАНИЕ КАЗАХСТАНСКО-РОССИЙСКОЙ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ КОМИССИИ7-8 июля в Москве прошло четвертое заседание Казахстанско-Российской межправительственной комиссии по комплексу «Байконур».
Председательствовали на заседании:  с казахстанской стороны – первый заместитель Премьер-Министра РК Б. Сагинтаев и с российской стороны – заместитель Председателя Правительства РФ Д. Рогозин. В работе комиссии также принял участие аким Кызылординской области К. Кушербаев.
Были рассмотрены актуальные вопросы функционирования комплекса «Байконур» и ход реализации совместных проектов, а также ход исполнения Дорожной карты по совместному использованию комплекса «Байконур», включая вопросы развития инфраструктуры города Байконура, поселка Торетам и аульного округа Акай, сохранности объектов и имущества комплекса.
Рассматривался вопрос о вводе казахстанского медицинского учреждения на базе родильного дома в г. Байконуре.
Кроме того, был рассмотрен вопрос развития туристического потенциала комплекса «Байконур».
Всего в повестку дня заседания МПК были включены 24 вопроса, из которых акимат области инициировал рассмотрение восьми.
Как известно, в рамках межгосударственных договоренностей в 2007 году  в городе Байконуре было начато строительство родильного дома на 80 коек с женской консультацией и на 100 посещений в смену за счет финансовых средств Республики Казахстан. Строительство завершено к  концу 2010 года. Однако на протяжении долгого времени российская сторона, приводя различные доводы, откладывала приемку  здания на свой баланс. А в августе 2015 года Правительство РФ официально отказало в принятии на баланс и передачи его в ведение Федерального медико-биологического агентства РФ. В этих условиях казахстанская сторона  выразила готовность создания на базе этого объекта областного филиала медицинского центра для обслуживания казахстанских граждан. После переговоров между двумя странами вопрос нашел окончательное решение на этом заседании. По инициативе акимата области принято решение об открытии с 11 июля т.г. казахстанской медицинской организации в г. Байконуре, не дожидаясь ратификации Соглашения.
Эта медицинская организация будет функционировать как филиал областного медицинского центра и оказывать стационарную помощь населению г. Байконура, Аральского, Казалинского и Кармакшинского районов.
Следующим вопросом стало принятие решения о передаче 14 объектов комплекса «Байконур» в коммунальную собственность Кызылординской области, которые будут использованы для развития малого и среднего бизнеса, а также создания благоприятных условий для жителей г. Байконура. В этом ряду особо стоит отметить энергопоезд мощностью 72 МВт. Ввод его в эксплуатацию позволит области вырабатывать собственную электроэнергию и укрепить надежность всей энергетической системы.
Ранее сторонами была согласована позиция о целесообразности разработки долгосрочной Концепции дальнейшего сотрудничества на комплексе «Байконур», в связи с чем была создана совместная исследовательская группа, в состав которой вошли представители казахстанских и российских государственных органов. Проведены консультации экспертов по двустороннему сотрудничеству на комплексе «Байконур», где обсуждены вопросы по проекту Концепции.
На сегодня актуальным и проблемным остается состояние и развитие инфраструктуры города, в особенности ее финансирование. И как следствие, город не развивается, хотя население  растет из года в год.
В рамках 4-го заседания МПК намерение казахстанской стороны участвовать в финансировании развития города Байконура за счет средств своего государственного бюджета было одобрено. Стороны признали, что правовые основания для финансового участия казахстанской стороны в поддержании и развитии социальной и инженерной инфраструктуры комплекса «Байконур» и города имеются.
Также решено, что  объемы финансирования казахстанская сторона определяет самостоятельно, контроль за расходованием средств, выделяемых казахстанской стороной на развитие города Байконура осуществляет акимат Кызылординской области.
Межправительственная комиссия поручила администрации города Байконура все мероприятия по развитию, выполняемые за счет средств бюджета Республики Казахстан, согласовывать с акиматом Кызылординской области.
Межправительственная комиссия приняла предложение акимата Кызылординской области о проведении рабочей встречи сопредседателей МПК Б. Сагинтаева и Д. Рогозина в городе Кызылорде в сентябре текущего года.
 
***
Свое выступление на IV заседании МПК по комплексу «Байконур» аким Кызылординской области Крымбек Кушербаев начал с констатации того факта, что в целом в рамках МПК сложилось конструктивное  взаимодействие по всему спектру воп-
росов функционирования комплекса. Особенно это важно в условиях, когда российская сторона в своих планах дальнейшего использования комплекса «Байконур» исходит из необходимости минимизации затрат на его эксплуатацию в связи с вводом в эксплуатацию первой очереди космодрома «Восточный» с городом-спутником Циолковский.  
Свидетельством тому тот факт, что по ряду вопросов найдены приемлемые для сторон решения на предыдущем заседании МПК в ноябре прошлого года.
Наша же позиция по ряду вопросов повестки дня выглядит следующим образом. В частности, по перспективам дальнейшего сотрудничества на комплексе «Байконур».
Во исполнение решения предыдущего заседания МПК совместная группа (в составе представителей Роскосмоса, Казкосмоса, акимата Кызылординской области и администрации г. Байконура) ведет работу по проекту концепции дальнейшего сотрудничества на комплексе «Байконур» до
 2025 г. В Концепции, кроме чисто космических программ предлагаются меры по формированию новой модели функционирования г. Байконура в меняющихся экономических условиях.  
Как отмечалось, в целом мы поддерживаем предложенный вариант Концепции, хотя в принятой в марте т.г. «Федеральной космической программе России на 2016–2025 годы» уже в ближайшее десятилетие прогнозируется существенное снижение использования Российской Федерацией космодрома «Байконур». Здесь необходимо отметить, что на фоне прогнозируемого сокращения использования Россией действующих космических ракетных комплексов на космодроме «Байконур» остается нерешенным вопрос создания новых ракетных комплексов в рамках совместных казахстанско-российских проектов, в первую очередь – это «Байтерек».
В проекте Концепции прямо указано, что российскими космическими программами и бюджетами предприятий российской космической промышленности не предусмотрено финансирование проекта «Байтерек».
Аким области подчеркнул, что нас это беспокоит в первую очередь, потому что инфраструктура и население г. Байконура  ориентированы на космодром. И нам не ясны перспективы функционирования космодрома после 2025 года, а соответственно и перспективы города. Поэтому в этих условиях назрела необходимость  скорректировать наши действия по совместному использованию комплекса «Байконур» с учетом новых экономических и социально-политических реалий.
Они таковы, что если в 1999 г. в городе проживало 28776 граждан Республики Казахстан (данные первой переписи независимого Казахстана), то по состоянию на январь т.г. их насчитывалось уже 46785, т.е. граждан Казахстана стало почти в два раза больше, а адекватного развития города, к сожалению, нет.
В этих условиях казахстанская сторона приняла решение о необходимости принятия участия в финансировании развития г.Байконура за счет средств своего бюджета.
Действующая договорно-правовая база это позволяет.
Учитывая, что на практике МПК сложно участвовать и контролировать осуществляемое администра-цией города расходование средств, было предложено включить в протокол сегодняшнего  заседания МПК пункт, гласящий, что комиссия принимает к сведению намерение казахстанской стороны участвовать в финансировании развития г. Байконура за счет средств своего государственного бюджета, при этом объемы финансирования определяет самостоятельно.
В связи с этим комиссия поручает администрации г.Байконура все мероприятия по развитию города, выполняемые за счет средств бюджета Республики Казахстан, в обязательном порядке согласовывать с акиматом Кызылординской области. (Другими словами МПК делегирует свои полномочия по участию и контролю за расходованием средств бюджета Республики Казахстан акимату Кызылординской области).
Отвечая на вопрос, почему мы пришли к такому решению, К. Кушербаев еще раз отметил, что вопрос о создании новых ракетных комплексов в рамках совместных казахстанско-российских проектов (в первую очередь имеется в виду «Байтерек») не решен. Понятно, что в этих усло-
виях предлагаемые в проекте Концепции меры по формированию новой модели функционирования г. Байконура, основанные в основном на развитии туризма и сферы услуг не могут обеспечить просто его содержание, не говоря уже о полноценном развитии  города при сокращении космических программ.
И если уже сегодня вместе не начать решать накопившиеся проблемы, то не исключен вариант, что г. Байконур может повторить судьбу многих советских моногородов, для решения проблем которых и Россия, и Казахстан вынуждены сейчас прилагать большие усилия.  
При этом космическим ведомствам двух стран надо определиться с перспективами совместного использования комплекса «Байконур» после начала полной эксплуатации космодрома «Восточный», в том числе рассмотреть возможность полного перевода  г.Байконура под юрисдикцию Казахстана, а космодром оставить в аренде до окончания ее срока.
Второй момент заключается в том, что при разработке проекта Концепции дальнейшего сотрудничества на комплексе «Байконур» совместной рабочей группой прорабатываются вопросы повышения эффективности использования арендованного имущества. Есть совместное решение о выводе из перечня арендуемых 14-ти объектов, расположенных на комплексе, которые потенциально могут быть использованы для развития предпринимательства и создания дополнительных рабочих мест. Поэтому нам нужно определить перечень объектов, которые могут быть использованы для создания производств на самом космодроме. Один из них — энергопоезд мощностью 72 МВт, включенный в список объектов, выводимых из аренды, который обеспечит энергетической системе г. Кызылорды независимость и надежность  ее эксплуатации.
В выступлении были отмечены и вопросы организации медицинского обслуживания на комплексе «Байконур». Здесь надо знать, что на комплексе «Байконур» медицинские услуги, как и на всех так называемых закрытых территориях, оказывает ФМБА (Федеральное медико-биологическое агентство — федеральный орган исполнительной власти, правопреемник 3-го главного управления Минздрава СССР, которое  обслуживало Министерство обороны).
То есть в городе казахстанская медицина — «гражданская», а российская — «военная», поэтому периодически между ними возникают недопонимания.
Всем, например, известно, что во многом из-за позиции ФМБА в течении шести лет простаивал, построенный Казахстаном родильный дом. При этом ФМБА ежегодно в одностороннем порядке увеличивает тарифы за свои услуги. Они — монополисты, и казахстанская сторона не всегда оперативно может решить вопросы финансирования, так как для этого необходимо пройти установленные процедуры. (С аналогичными проблемами во взаимоотношениях с ФМБА сталкиваются и администрация г. Байконура, и ЦЭНКИ).
В этой связи руководитель региона предложил дать поручение ФМБА при установлении своих монопольных тарифов на оказываемые медицинские услуги максимально учитывать интересы персонала комплекса «Байконур» и населения г. Байконура. Либо рассмотреть возможность передачи функций по оказанию медицинских услуг на комплексе «Байконур» с финансированием от ФМБА администрации г. Байконура, как, кстати, это было до 2008 года. Это позволит улучшить взаимодействие медицинских ведомств по обеспечению медицинского обслуживания персонала комплекса «Байконур», а также жителей г. Байконура независимо от их гражданства.
Тем не менее, несмотря на принятое на предыдущем заседании МПК решение, до сих пор не подписан протокол о внесении изменений в Соглашение между нашими Правительствами, позволяющим открыть в г. Байконуре казахстанское медицинское учреждение.
Казахстанская сторона провела все внутригосударственные процедуры и в апреле т.г. направила проект протокола по дипломатическим каналам своим российским коллегам. С российской стороны ответа пока нет.
Вдобавок к этому на совещании экспертов в подготовленном варианте проекта протокольного решения подписание Протокола и  открытие казахстанской медицинской организации опять затягиваются и предполагаемые сроки открытия переносятся фактически на 2017 год.
С начала текущего года ФМБА заявило об увеличении тарифа за пролеченный случай на более чем 70% (с 84,5 до 144,3 тыс.тенге).  Это приведет к уменьшению количества госпитализаций более чем на 1000 случаев (с 2815 до 1742).
Не раз было сказано о неоднократных сокращениях рабочих мест  среди медицинских работников (более 600), что привело к оттоку квалифицированных кадров. Все это вызывает социальную напряженность и негативную реакцию жителей города, причем независимо от гражданства.
В настоящее время казахстанской стороной объект практически полностью подготовлен к эксплуатации. Проработаны вопросы дополнительного финансирования из республиканского бюджета. Планируется открытие около 350 новых рабочих мест.
Затягивание этого вопроса ведет к снижению качества медицинского обслуживания населения, отрицательно сказывается на доступности медуслуг в городе.
В прошлом году МПК приняла решение об открытии на базе родильного дома филиала областного медицинского центра. Прошло 8 месяцев, а мы до сих пор топчемся на одном месте. Нам предлагают подготовить проект Соглашения до конца текущего года, но когда его подпишем, когда ратифицируем? — задался вопросом аким. —Люди ждать не могут! Давайте решать!
Подобную волокиту К. Кушербаев считает недопустимой, предложив поручить российской стороне представить казахстанской стороне уже к 1 сентябрю 2016 года согласованный проект Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о порядке медицинского обслуживания персонала космодрома «Байконур», жителей города Байконура, поселков Торетам и Акай.
При этом сторонам обеспечить подписание Протокола до 15 октября 2016 года, рассмотрев возможность открытия казахстанской медицинской организации, не дожидаясь ратификации Соглашения в текущем году.  
Аким области выразил уверенность, что все предложенные им меры будут способствовать формированию благоприятного общественного мнения о перспективах российско-казахстанского сотрудничества на комплексе «Байконур» как в Казахстане, так и в России.
Россия и Казахстан смогли сохранить Байконур в самые сложные годы после развала Советского Союза, поэтому и в нынешних условиях совместно можно обеспечить перспективу развития комплекса.
В завершение, выразив благодарность за совместную работу в рамках Межправительственной комиссии по комплексу «Байконур», руководитель региона пригласил Б. Сагинтаева и Д. Рогозина побывать с коллегами в г. Кызылорде с рабочим визитом.
— Для нас очень важно, чтобы о решениях, которые во многом определяют долгосрочные перспективы сотрудничества России и Казахстана на комплексе «Байконур» жители Кызыл-ординской области узнавали из первых уст, — заключил К. Кушербаев.




12-07-16 12 июль 2016 г. 0 0