Основная цель семинара – привить детям через музыкальное народное искусство любовь к казах-ским национальным обычаям и традициям, раскрыть творческий потенциал. А поможет достижению этой благородной целиобучение детей игре на домбре безнотным методом.
На семинар в Кызылорду приехали учителя музыки из разных областей Казахстана. Они смогли послушать лекции, посмотреть открытые уроки своих коллег и этно-графические музыкальные концерты, участвовать на встречах за «круглым столом» и диспутах. Авторы программы «Мурагер» провели мастер-классы для участников семинара.
Абдулхамит Раимбергенов на домбре играет с детских лет. Закончил консерваторию, затем аспирантуру в Алматы. Сейчас он директор Алматинской школы «Кокiл» и преподаватель в консерваторииим. Курмангазы. Более двадцати лет занимается проблемами музыкального образования, особенно детей. Улжан Байбосынова также закончила консерваторию и аспирантуру, также много лет связана с народной музыкой – поет, выступает в роли жырау и термеши, более десяти лет преподает в школе «Кокiл».
Эта школа пользуется большим авторитетом. Ее ученики играют на всех национальных инструментах. Творчество детей знакомо не только в нашей республике, но и в Турции, США, Англии и других странах. Казалось бы, эти успехи достаточны для педагогического коллектива школы, но Абдулхамит Раимбергенов и его коллеги считают, что с музыкальной национальной культурой должны познакомиться как можно больше казахстанских детей. Поэтому они разработали программу «Мурагер» и активно пропагандируют ее в областях страны. Благодаря чему уже в 60 общеобразовательных школах Казахстана дети овладевают игрой на народном инструменте.
- Основная задача нашей программы, - поясняет Абдулхамит Раимбергенов, - приблизить детей к национальным истокам. Тот, кто знает родные корни музыкальной традиции, имеет в своей душе основу, на которую накладываются эстетическое и нравственное воспитание. Если человек не уважает культуру своих предков, то я сомневаюсь, что он будет уважать культуру других людей.Музыкальная национальная культура – это сущность личности.
- Если ребенок научится играть на домбре без нот, значит он воспримет и такое искусство, как айтыс, жырау, - дополняет своего старшего коллегу Улжан Байбосынова. – А это поможет впитывать в себя народное духовное богатство.
Благодаря программе «Мурагер» казахской народной музыкой в Казахстане все больше заинтересовываются дети других национальностей. Например, в двух русских школах Павлодара учащиеся решили овладеть игрой на домбре. По словам тамошнего преподавателя Вадима Борисова, уже имеются два класса, где дети обучаются игре на этом музыкальном инструменте. Причем добровольно. Уже есть первые результаты, которыми гордятся не только сами ученики, но и их родители. И все это благодаря тому, что в Павлодар приезжал Абдулхамит Раимбергенов, показал мастер-класс. Всем очень понравилось.
Сам же Борисов с детства любит казахскую музыку. Когда узнал о программе «Мурагер»,заинтересовался.
С удовлетворением отмечая успехи внедрения программы «Мурагер» в общеобразовательных школах Казахстана, Абдулхамит Раимбергенов особо выделил Кызылординскую область.
- Регион очень богат народными традициями, очень музыкальный, - отметил он. – Кызылординцы прекрасно владеют и словом, и жыром, здесь очень много талантливых детей. Поэтому мы с удовольствием приезжаем в этот край и работаем у вас наиболее плодотворно. Тем более, что в Кызылорде у нас немало союзников. Работники культуры и образования, должностные лица облакимата охотно помогают нам. Наибольший вклад в дело пропаганды и распространения программы «Мурагер» внесла Жаныл Жонтаева. Особенно вте годы, когда она возглавляла област-ной департамент образования. По ее инициативе три года назад было положено начало внедрению этой программы. В результате в Кызыл-ординской области сейчас в семнадцати школах преподают по программе «Мурагер» (в том числе в четырех в Кызылорде).
- В числе средних школ, где работают по программе «Мурагер», - наша № 6, - рассказывает директор Алтын Избасова. – При переходе на двенадцатилетнее обучение мы узнали об этой программе. С тех пор с авторами поддерживаем дружеские отношения. В 2005 – 2006 учебном году наша молодая учительница Ляйла Уимбаева начала обучать детей по методике безнотного обучения игры на домбре. Тогда мы получили один комплект музыкальных инструментов. Сейчас по этой методике у нас обучаются три класса. Недавно во время торжественного открытия республиканского семинара авторы программы «Мурагер» подарили нашей школе еще тридцать музыкальных инструментов.
Владимир ВОРОБЬЕВ.
« Апрель 2025 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 |