• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

АВТОХЛАМ - В УТИЛЬ

Таша БЕРЕЖНАЯ
С 1 января этого года начали действовать новые ставки госпошлин за регистрацию автотранспортных средств. Теперь, чтобы поставить на учет легковушку даже прошлого года выпуска, придется заплатить больше 100 000 тенге. Еще свыше 700 000 тенге придется выложить за утилизационный сбор. Напомним, что соответствующее постановление правительства «Об утверждении правил реализации расширенных обязательств производителей (импортеров)» вступило в силу с 28 января этого года.
Оговоримся сразу, что уплата вышеуказанных сборов касается только первичной регистрации автомобиля в Казахстане. Если авто уже было зарегистрировано у нас в стране, то владельца этого автомобиля  такие нововведения не касаются.
- Оплата за первичную регистрацию автотранспортных средств зависит от года выпуска автомобиля, - говорит руководитель управления разъяснительной работы департамента государственных доходов по Кызылординской области Совет Бабанаев. - Минимальная ставка - 0,25 МРП – применяется для транспортных средств до 1 года выпуска (включая год выпуска). То есть, в настоящее время это новые автомобили 2016 года выпуска. Для легковых автомобилей с двигателем внутреннего сгорания от 1 года до 3 лет - 50 МРП и старше 3 лет - 500 МРП. Для грузового автотранспорта и автобусов применяются другие ставки. Указанные госпошлины оплачиваются согласно новому Налоговому кодексу только при первичной регистрации автомобилей с 1 января 2016 года. Это сделано для  защиты отечественного производителя и экологии. Ведь чем старше автомобиль, тем больший вред он наносит окружающей среде. Обойти этот закон будет невозможно. Автомобиль в любом случае надо будет регистрировать в уполномоченных органах. А утилизационный сбор к налоговым  платежам не относится.
Если с госпошлиной за регистрацию все понятно – это налоговые сборы, то вот сбор за утильсырье  вызывает вопрос - куда пойдут эти деньги?
Как выяснилось, определён оператор, которому и будет перечисляться утилизационный сбор. Это компания  ТОО «Оператор РОП», в  задачи которой  входит создание системы утилизации транспортных средств и переработки ТБО.
По информации пресс-службы ТОО «Оператор РОП», утилизационный сбор оплачивают импортеры транспортных средств, автопроизводители, работающие внутри страны, и граждане, купившие автомобили за границей. Базовый размер утильсбора составляют 50 МРП, помноженные на коэффициент, зависящий от транспортного средства. Платеж вносят единожды (по заводскому номеру VIN - код) при первичной постановке в РК автомобиля на учет. Исключение из новых правил - ввезенные до января машины и уже зарегистрированные в Казахстане авто. Необходимость введения новых обязательств для производителей и импортеров обусловлена несколькими факторами. Например, износом автопарка: из 4,7 миллиона зарегистрированных в Казахстане транспортных средств 66% - автомобили старше десяти лет. Кроме того, выброшенные пластиковые детали, аккумуляторы, шины негативно влияют на экосреду и здоровье населения.
- Один литр отработанного моторного масла, вылитого в почву, делает непригодным 100-1000 тонн грунтовых вод. Также из 100 миллионов тонн ТБО лишь 3% идет на переработку. Приоритетные задачи - достичь максимальных показателей переработки ТБО и использования вторичного сырья на внутреннем и внешнем рынках, - сообщили в ТОО «Оператор РОП».
 По замыслу разработчиков проекта часть автокомпонентов будет перерабатываться на существующих заводах в Астане, Талдыкоргане, Павлодаре, Карагандинской и нашей  областях. Для создания системы утилизации транспортных средств и переработки ТБО  будет использоваться опыт передовых в этой области стран, таких, как США, Германия, Швейцария.
Автор этих строк обзвонил кызылординские автосалоны. Как оказалось, по словам менеджеров, у них затишье. Автомобилей этого года производства в продаже пока нет, в основном авто 2015, а то и 2014 годов.
Идея сама по себе хорошая. Но  механизм утилизации  пока еще не всем понятен, да и информации об этом очень мало.
На авторынке,  который работает по выходным, в основном, только продавцы. Машин с транзитными номерами нет.
- Да никто сейчас из-за границы машины не гонит. Платить от 100 тысяч до миллиона за регистрацию да еще почти миллион тенге утилизационного сбора желающих нет, – говорит автовладелец, представившийся  Дауреном. Вторичный рынок вряд ли исчезнет. Сейчас здесь все машины стоят, которые успели ввезти и растаможить до нового года, а также первичную регистрацию пройти. Машины, скорее всего, подорожают и на вторичном рынке. Но толку-то, из-за кризиса у людей  денег нет. Потому авторынок у нас замер. Хотя, кто имеет возможность купить себе новую машину, он ее купит и все эти сборы для него не проблема.
Кстати, продавцы масел, аккумуляторов пока на себе утилизационный сбор не почувствовали.
- Мы больше зависим от курса доллара, – говорит продавец с рынка «Асбол». – Потому масло и тосол подорожали, а если  утилизационный сбор будут взимать, то цена опять повысится. Сейчас много контрафактного масла на рынке, которое по дешевке  продают под знаменитыми брендами.
Утилизационный сбор есть во всем мире. Это помогает контролировать возраст автопарка.  В Казахстане, в среднем, машинам 15 лет. Для сравнения, в  Швецарии 3,6 года машинам - и все, в утиль. Это норма! Это борьба за экологию. Нововведения только вступили в силу. И пока механизм еще не отработан до конца, тем не менее уже сейчас надо делать ставку на развитие отечественного автопрома и поощрять тех, кто избавляется от автохлама, чтобы люди могли приобрести новые и экономичные отечественные модели. В противном случае наша страна может стать свалкой для старых небезопасных иномарок.
12-3-2016 12 март 2016 г. 0 0