• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАЗАХСКОГО ХАНСТВА В ХVI-XVII ВЕКАХ

Возниковение Казахского ханства явилось закономерным итогом этнополитических процессов, объединения всех земель региона в одной политической структуре, единения всех казахских родов и племен, завершения длительного процесса сложения народности. Это было стремление этно-социальной общности к созданию собственной социально-территориальной государственной организации. Казахское общество состояло из двух основных социальных групп, различавшихся не столько по экономическим, сколько по политическим и правовым признакам. Это ақ сүйек – белая кость, к ней относились только чингизиды – потомки Чингисхана и ходжи – потомки пророка Мухаммеда. Остальные группы принадлежали к қара сүйек – черной кости.
Чингизиды по праву рождения приобретали титул султана, также по отношению к ним употреблялись термины "оғлан”, " төре”, означавшие нецарствовавших потомков Чингисхана по мужской линии. Этот атрибут родовой принадлежности был присущ им и естественно не зависел от их материального и духовного состояния. Чингизиды могли претендовать на ханский престол в любом государстве, где соблюдались традиции Монгольской империи, они не относились ни к одному жузу.
Управление казахским обществом осуществлялось ханом через султанов и правителей родов, которые "собирались осенью в одно место, в середине степи, для рассуждения о делах народных”, как гласил один из пунктов "Жеті Жарғы”.
На вершине социальной иерархии находился хан. Согласно обычаю, преимущественное право на ханский престол имел старший в династийном роде. При возведении на ханство соблюдался древний обряд вознесения на войлоке. Провозглашаемого ханом сажали на белый войлок и трижды поднимали его на концы. Обряд сопровождался пиршеством. Хан выполнял следующие функции: он распоряжался всеми землями, всей территорией ханства, был верховным главнокомандующим, объявлял войну и заключал мир, определял внешнеполитический курс, был главным действующим лицом в дипломатических отношениях; хан выполнял функции верховного законодателя и судьи. Его окружали советники, помощники, дружина и прислуга. В XVII и первой половине XVIII века местами пребывания казахских ханов стали Ташкент и Туркестан.
Нецарствующие чингизиды – султаны наделялись улусом и были его полновластными правителями. В среднем в услуге насчитывалось около 10 тыс. семей – кибиток, не менее 60 тыс. человек. В ханстве было около 20 улусов, значит, численность населения достигала 1 млн. 200 тыс. человек. Определение территории улуса, его передача или отчуждение осуществлялись ханом. Султан был правителем улуса с правом управления и командования улусным войском. Султаны не несли никаких повинностей, кроме военной. Они освобождались от телесного наказания и не подлежали суду биев. Судить их мог только старший султан или хан. Самозванство в принадлежности к белой кости наказывалось полным куном, как за убийство мужчины.
Среди представителей черной кости особыми правами обладали бии – предводители родов и племен. Их влияние определялось многочисленностью, силой, древностью происхождения возглавляемых ими родов. В подвластных родах биям принадлежала судебная, административная и военная власть. Они выполняли политическую роль наряду с султанами, как предводители родов участвовали в решении общегосударственных дел. Наиболее влиятельные из них входили в совет биев при хане.
В казахском обществе существовало деление по имущественному состоянию, были баи – богатые и кедей – бедные. Баи составляли многочисленную прослойку общества, но они не являлись особым сословием. Например, Ибн Рузбихан писал, что богатые казахи имели десятки домов-повозок, сотни верблюдов, много десятков тысяч овец и насчитывали в своих табунах по 15,0180 и даже 26 тыс. лошадей. Далее он продолжал: "Казахи очень богаты, даже бедная семья имеет по нескольку тысяч голов овец, лошадей и волов” [12, с. 40]. Баи были среди биев, рядовых кочевников и других представителей черной кости. Богатство давало огромные выгоды, общественный престиж и влияние, но не давало особых политических прав. Даже нищий представитель белой кости обладал всеми правами и привилегиями этого сословия, на которые не мог претендовать бай, владевший огромным состоянием, но не имевший знатного происхождения. В казахском обществе важное место занимало мусульманское духовенство.
Юридическим лицом, обладающим личными и имущественными правами, был свободный кочевник. Защита личности и ее прав обеспечивалась исключительно солидарностью членов рода, государственный аппарат таких функций не выполнял. Таким образом, личность имела смысл только как часть рода. Простолюдины составляли нижнюю ступень общественной лестницы.
Самой бесправной социальной группой казахского общества были рабы (құл). Основными источниками рабства были плен, работорговля, долговая несостоятельность. Раб приравнивался к вещи, скоту и находился в полной власти хозяина, который распоряжался его жизнью и нес ответственность за его преступления.
В Казахском ханстве имело место земельное пожалование, которое приобретало наследственное право – сойургал.  Скотоводы платили налог – зякет, делали подношения мясом –
соғым, сыбаға. Земледельцы вносили бадж, харадж. Простые люди привлекались к общественным работам – мардикар. Принимали на постой войска – қаналға, а также знатных людей – жамалға. Собирался натуральный сбор для снабжения войск – тағар. Мусульманское духовенство владело вакфными землями.
Основным занятием казахов являлось скотоводство. Скот давал питание, одежду, жилище, транспорт, был средством обмена с соседними народами. Казахи разводили в основном овец, лошадей, верблюдов – скот, приспособленный к условиям круглогодичного выпаса и добыванию корма зимой из-под снега. Особое значение имело разведение овец. Мясо, молоко шли в пищу, из шерсти изготавливалась одежда, из кожи – обувь, посуда, каракуль – из шкур ягнят, из сала – мыло. Венецианский купец
И. Барбаро в XV веке писал: "Этот народ разводит огромнейших баранов на высоких ногах с длинной шерстью и такими хвостами, что некоторые весят до 12 фунтов каждый. Я видел таких баранов, которые тащили за собой колесо, а к нему был привязан их хвост” [33, с. 325]. Посетивший Приаралье в XVI веке англичанин
А. Дженкинсон также свидетельствовал о том, что тамошние бараны крупные, с большими курдюками весом 60-80 фунтов. А вот как описывает Мухаммед Хайдар дулати в своем труде "Тарих-и-Рашиди” встречу хана Касыма с ханом Монголистана Султан Саидом и рассуждает об особенностях кочевого образа жизни. "Касым-хан обратился к Султан Саиду со словами: "Мы жители степи, у нас нет ни редких, ни дорогих вещей, главное богатство состоит в лошадях, мясо и кожа их служат нам лучшей пищей и одеждой ... в земле нашей нет ни садов, ни зданий; полюбоваться скотом, как пасется, – вот цель наших поездок; поедем же в табун, поглядим на лошадей...” [22, с. 32-33]. Меньшее значение для казахов имело разведение крупного рогатого скота и коз.
Скот был частно-семейной собственностью, а пастбища находились в общинном пользовании. Маршруты кочевок были выработаны многовековым опытом. Летом казахи пасли скот большей частью на возвышенностях, а зимой – в низменностях, на берегах рек. Территория выпасов делилась на четыре типа сезонных пастбищ: зимние – қыстау, весенние – көктеу, летние – жайлау, осенние – күзеу. Расстояния между зимовками и местами сезонных кочевок измерялись сотнями километров и составляли путь длиною в несколько месяцев. Жилищем скотоводов была юрта – удобное, простое сооружение, которое быстро разбирается, перевозится на вьючных животных, разобранная юрта помещается на одном верблюде. Деревянный остов юрты состоит из кереге – решетки из тальника, звенья которых – канат ( от 4 до 12), составляют окружность юрты. Свод юрты сооружается из выгнутых жердей – уық, которые венчает шаңырақ – деревянный круг, через отверстие в нем проникает свет и выходит дым от очага.
У казахов сохранила свое значение охота. Существовало несколько ее видов; с ловчими птицами – ястребами, беркутами, соколами; охота с борзыми собаками; охота загоном и др.
Казахи занимались и земледелием. Традиционными местами его распространения были Южный Казахстан, Семиречье, районы Сырдарьи, Арыси, Чу, Таласа. В основном выращивались пшеница, ячмень, просо. В районах поливного земледелия имелась разветвленная сеть каналов и арыков. Массивы орошаемых земель наблюдались вокруг городов. Практиковалось богарное земледелие. На большей части территории Казахстана земледелие в рассматриваемый период было развито слабо, им обычно занимались обедневшие казахи, не имевшие достаточно скота для кочевки,  – жатаки ( от слова "жат” –
лежать). Осевшие бедняки выращивали преимущественно просо ( тары) около зимовок.
Важную роль в жизни Казахского ханства играли города. Среди них выделялся Сыгнак, находившийся на границе сырдарьинского оазиса и кочевой степи. Крупным политическим, экономическим, культурным центром был оазис Туркестан, ставший резиденцией казахских ханов и святым местом мусульман. Здесь были построены мавзолеи ханов Есима и Жангиар. Наиболее впечатляющим архитектурным памятником, возведенным на рубеже XIV-XV веков, является Мавзолей Ходжи Ахмета Яссави. Он имеет длину 65,5 м , ширина его – 45,5 м, высота арочных порталов – 37,5 м. В нем свыше тридцати помещений, церемониальный зал, мечеть, библиотека, мавзолей. Вот как описывал Туркестан Ибн Рузбихан: "Яссы – главный город Туркестана, окрестность обширна и покрыта зеленью. Сюда поступают товары изо всех мест и здесь расходятся. Здесь место пребывания купцов, через него проезжают путешественники.  Мавзолей Ахмета Яссави – одна из самых монументальных построек в мире; в архитектуре мавзолея проявлено человеческое искусство допоразительности и восхищения; перед высотой его купола отступает сама пирамида”  [22, с. 45].
 Неменьшее значение имели города Сауран, Сайрам, Сузак, Аркук,  Туркестан, Отрар и др. В Отраре, Сыганаке и Сузаке в среднем проживало 5500 жителей, в Сайраме – 7560, в Туркестане – 9180, Сауране – 11 тыс. Все городское население достигало 70 тыс. человек. Города имели поквартальную застройку, в каждом вкартале насчитывалось от 6 до 15 домов. Часть города занимали здания и места общественного пользования – мечети, бани, площади, базары, которым отводилась примерно одна четверть всей площади. Существовали ремесленные кварталы. Деньги в основном чеканились в Туркестане и Ташкенте, это были медные динары, серебряные тенге.
Значительное место в хозяйстве казахов занимали ремесла и домашние промыслы, большинство из которых было связано с обработкой продуктов скотоводства. Развивались ремесла: кузнечное, ювелирное, слесарное, горное, кожевенное, портняжное, сапожное. Были резчики по дереву, мастера по изготовлению изделий из меди, седел, конского снаряжения, оружия, воинских доспехов. Были плотники – балташы, столяры, они делали повозки, делали юрт и т.п. Металлурги поставляли слитки железа, свинца, меди и других металлов. Было развито ковроделие. Казахи занимались традиционной выделкой кожи, войлока, окрашивали их, владели техникой тиснения, аппликации, узорного шитья.
Таким образом, в ХVI-ХVII в.в.социально-экономическое развитие Казахского ханства имело свои особенности. Это был важнейший период для дальнейшего развития Казахского государства. 550-летие образования Казахского ханства,которое сегодня отмечает вся страна, имеет огромное историческое значение и отражается во всех отраслях общественно-политической и экономической жизни каждого гражданина Республики Казахстан.
Шырын ТУХМАРОВА,
кандидат политических наук,
старший преподаватель кафедры  «История
Казахстана» КГУ им.Коркыта-ата.
12-9-2015 11 сентябрь 2015 г. 0 0