• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ПРАВА ДАНЫ, ЧТОБЫ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИМИ

Наталья ЧЕРНЕЙ
В своем Послании народу Казахстана Глава государства определил одним из приоритетных направлений повышение качества услуг населению как важный аспект противодействия коррупции и повышения доверия граждан к деятельности государственных органов и предприятий. Контролирует эту часто щепетильную сферу Антимонопольная инспекция по Кызылординской области Агентства РК по защите конкуренции. О своей работе корреспонденту «КВ» рассказывает ее руководитель  Алим АЙМУРЗАЕВ.
–  Вспоминая нашу недавнюю историю, спрошу, какую трансформацию прошло потребительское движение в Казахстане?
–  Во время Союза единственным органом, который косвенно занимался защитой прав потребителей, было Министерство  торговли. В постсоветский период бывшие республики СССР проблему защиты прав потребителей  решали по-разному. Где-то были созданы государственные органы, а где-то просто отделы по этому профилю. И их работа строилась на базе документа о защите  прав потребителей, одобренного  Генеральной Ассамблеей ООН  еще в 1985 году.
Начало же потребительского движения в Казахстане было положено  в 1991 году,  когда наша страна обрела независимость и перешла от плановой к рыночной экономике. Государственная система защиты прав потребителей стала строиться на принципах сочетания методов прямого и косвенного регулирования отношений в области защиты прав потребителей, построения скоординированной системы реализации государственных контрольных и надзорных функций, закрепленных за различными государственными структурами. Но со временем возникла необходимость в создании «саморегулирующегося» механизма защиты прав потребителей с учетом международного опыта в этой сфере. И в мае 2010 года был принят новый Закон Республики Казахстан «О защите прав потребителей», а антимонопольное агентство определено уполномоченным органом по проведению государственной политики в  этом направлении. До этого защита прав потребителей была прерогативой только лишь общественных объединений и, честно сказать, была настолько пассивна, что вызывала у всех только критику.  
–  Какая работа вами проводится сейчас?
–  Совместно с общественными объединениями потребителей и ассоциациями   мы выявляем, где государственными органами ущемляются права потребителей. Для этого был сформирован Координационный совет, на заседаниях которого рассматриваются вопросы качества оказываемых государственных услуг, потребительского образования и необходимости внесения изменений в действующее законодательство о защите прав потребителей. На одном из  заседаний был подписан Меморандум с Национальной Лигой потребителей Казахстана о взаимодействии в вопросах поддержки казахстанского потребителя и защиты его прав.
По результатам проведенного анализа было установлено, что нормы по вопросам защиты прав потребителей  не у всех государственных органов были закреплены в учредительных документах. В настоящее время ряд этих организаций  устраняют эти нарушения.
–  На Ваш взгляд, в чем причина нарушений антимонопольного законодательства и какой выход из данной ситуации Вы видите?
–  Главная причина  –  в низкой информированности  как предпринимателей, так и потребителей, которые до сих пор не знают свои права и обязанности, что и порождает кучу проблем в правоприменительной практике. Антимонопольным органом была разработана концепция проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений  в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав потребителей», в которую было включено требование по введению курса «Защита прав потребителей» в общеобязательные и вузовские образовательные программы. Кроме того, в нынешнем году планируется запустить в телеэфир передачу «Азбука потребителя» (по аналогии с российской программой «Контрольная закупка»), а также начать выпуск журналов и учебно-методических пособий по защите прав потребителей. Между нашей инспекцией и Кызылординским государственным университетом имени Коркыта-ата подписан меморандум, согласно которому теперь студенты и магистранты будут углубленно изучать вопросы защиты конкуренции и прав потребителей.
–  В каких сферах у нас  больше всего нарушают права потребителей и  как борются с нарушителями?
–  Антимонопольный орган охватывает все сферы, начиная от качества сотовых телефонов, медицинских и коммунальных услуг и заканчивая необоснованным отказом в перелете на международных авиарейсах. Поступившие обращения рассматриваются и при необходимости направляются в соответствующие уполномоченные органы. При обнаружении признаков нарушений антимонопольного законодательства мы проводим расследование и при  их выявлении принимаются меры антимонопольного реагирования. Одним из наиболее частых видов нарушений прав потребителей является злоупотребление доминирующим положением, то есть когда действия монополиста ущемляют права потребителей.
–  Можете привести пример?
–  Нами  были восстановлены права бытовых потребителей, когда их необоснованно отключили от систем электроснабжения, и в отношении ряда субъектов рынка приняты соответствующие меры.
 Если  проанализировать жалобы потребителей, то видно, что мы, как правило, занимается устранением последствий нарушения прав граждан, а не  преду- преждением этих нарушений. Это потому, что наши граждане часто не знают свои права и не умеют их отстаивать, а опыт показывает, что самый лучший закон не будет работать, если он не востребован обществом,  если  люди не руководствуются его статьями  в своей жизни. Поэтому хотелось бы напомнить, что по  Закону РК «О защите прав потребителей» по вашему заявлению общественные объединения потребителей, ассоциации вправе обращаться с претензией к продавцу (изготовителю, исполнителю) товара (работы, услуги) об устранении нарушений прав и законных интересов, а также о возмещении потребителю причиненного этими нарушениями убытка (вреда) в добровольном порядке. Если в течение десяти календарных дней продавец или изготовитель не даст ответа на претензию или откажется устранить нарушения и возместить причиненный ущерб, то общественные объединения потребителей и  ассоциации вправе обратиться в суд. Иски, направляемые ими в суд, государственной пошлиной не облагаются, то есть потребитель защищен от судебных затрат.  
–  Допустим, написал потребитель заявление, куда его нужно отнести и где найти эти объединения?
–  На сайте нашего агентства размещен список общественных объединений по защите прав потребителей с указанием адресов и телефонов. При  необходимости потребитель сможет выбрать близлежащее общественное объединение и обратиться туда за защитой. Напоследок отмечу, что защита прав потребителей является главной задачей не только антимонопольного органа, но и всех государственных органов, общественных объединений и бизнес-сообществ, и только совместными усилиями мы сможем добиться эффективности в работе по защите прав потребителей и соответственно улучшить конкурентоспособность страны.
–    Спасибо за беседу.
№124 от 22 августа 2013 г. 22 август 2013 г. 0 0