В Астане в издательстве «Фолиант» выпущена книга Амантая Какена «Кремлев- ский колоброд, или Как немцам создавали автономию».
В советское время разница между публичной культурой памяти, создаваемой в обществе, с одной стороны, и приватной памятью, сохраняемой прежде всего в семьях, с другой, становилась все более заметной. История существовала как бы в двух модусах, в двух форматах – официальном, а значит, легитимном и идеологизированном, и неофициальном – на уровне индивидуальной или семейной памяти. Второй уровень был представлен устными рассказами, слухами, штампами, страхами, нашедшими отражение в массовом сознании или этниче- ской памяти населения.
В какой-то момент многим стало понятно, что история и память – две совершенно разные вещи. Отсюда и то недоверие к истории как к науке, которое особенно проявилось в общественном сознании в начале 90-х годов XX века на этапе распада Советского Союза.
Усвоение истории по мере удаления от советского прошлого происходит главным образом через рассказы о страданиях, которыми, увы, так полна наша жизнь. Это революции, войны, аресты, расстрелы, репрессии, депортации... Не случайно основным понятием становится «травма», «травмирующая память», «травматическое сознание» и т. д.
История обычно начинается в тот момент, когда затухает или распадается социальная память. Пока воспоминание продолжает существовать, нет необходимости фиксировать его письменно. Поэтому потребность написать историю того или иного периода, человека или целого народа возникает только тогда, когда у нас все меньше шансов найти вокруг себя многих свидетелей, сохраняющих какое-либо воспоминание о прошлом. Этих свидетелей все меньше, и автор попытался сохранить их память и историю жизни.
Ни для кого не секрет, что из более ста народов Казахстана мы вряд ли сможем набрать хотя бы десяток, о которых написаны объемные научно-исторические труды. В этом плане можно сказать, что история немцев Казахстана изучена более или менее обстоятельно. Создан обширный пласт научной и общественно-политической литературы, посвященной процессу «вживания» немецкого этноса в казахские степи в различные исторические эпохи. Смелое обращение А. Какена к непростой теме депортации и дальнейшей судьбе немцев Казахстана вызывает уважение. Безусловно, сильной стороной работы является документальное подтверждение авторских тезисов ар- хивными материалами и воспоминаниями непосредственных участников событий.
Данному изданию предшествовала публикация ряда статей, а также вышедшая в 1998 году в печати книга А. Какена в соавторстве с М. Омаровым «К вопросу о несостоявшейся немецкой автономии в Казахстане». Можно сказать, что на подготовку последнего исследования ушел не один год, наполненный активным научным поиском автора, преодолением противоречий и сомнений, проверкой и сопоставлением большого числа источников. Все – ради преодоления субъективной эмоциональности и максимального приближения к объективной научной истине. Я согласна с автором предисловия Герольдом Бельгером в его оценке стремления Амантая Какена по-современному трактовать прошедшие события, «объективно и совершенно лояльно расставляя политические и идеологические акценты, придерживаясь здравых гражданских позиций, выражая сочувствие и сострадание к иному этносу, к иноязычным собратьям».
Актуальность книги вызвана двумя основаниями. Во-первых, существенной необходимостью преодолеть фрагментарность в истории. Фрагментарность присуща истории вообще, задача данной работы – увидеть ее проявления в приложении к истории немцев Казахстана. Трудно не согласиться с тезисом, что проб лема депортации народов СССР и их дальнейшая судьба долгое время оставались «выпавшим звеном» в совет- ской историографии.
Во-вторых, в связи с тем, что все меньше остается свидетелей переживаемых событий, возникает острая необходимость фиксации прожитой истории. Именно на нее, а не на историю выученную опирается наша память. Под «историей» здесь следует понимать не хронологическую череду событий и дат, а то, о чем книги и рассказы, как правило, дают нам лишь весьма схематичное и неполное представление. Наряду с письменно зафиксированной историей существует живая история. Вот именно этой живой истории и посвящена данная книга.
Читатель окунется в то время, с которого начинается история немцев Российской империи, прочтет о новом этапе в судьбе людей, которые не по своей воле оказались в 40-е годы XX века на территории Казахстана. Вы узнаете, как они «карабкались по жизни», отчаянно сопротивляясь всем невзгодам и горестям. На страницах книги «услышите» голоса, возможно, знакомых вам людей, вспомните их имена и названия населенных пунктов и предприятий, где они жили и на которых трудились, проследите непростой жизненный путь простых людей в сложное время.
Собранные воспоминания весьма эмоциональны и образны. Они приведены в оригинале, автор их не редактировал, а предложил читателю в том виде, как они были записаны со слов самих очевидцев событий. Живая речь поможет нам увидеть живую историю.
Амантаю Какену удалось весьма подробно охарактеризовать специфику каждого из изучаемых периодов в истории немцев Казахстана. Новизна работы заключается прежде всего в попытке вскрыть механизм и последствия политики реабилитации немецкого населения, разобраться в роли центральных органов партии, в особенностях социально-культурного и общественно-политического развития Казахстана в изучаемый период.
Было важно проакцентировать тот факт, что из всех тотально депортированных народов СССР немцы, наряду с турками-месхетинцами, корейцами и крымскими татарами, относятся к категории «не до конца реабилитированных», так как национальные автономии последних так и не были восстановлены. В то же время можно полностью согласиться с автором, что все попытки решить данную проблему «сверху», без учета всех составляющих проблемы, как в случае с попыткой реализации проекта немецкой автономии в 1979 году в Казахстане, были обречены на провал.
Весьма удачным является и дизайн издания. Так как в книге изучаемая проблема представлена сквозь призму взаимодействия центра и периферии, то изображение Кремля сверху и фотография демонстрантов, держащих растяжки с лозунгами на площади Целинограда внизу, весьма удачно представляют расклад политических сил: давление сверху и попытку ему противостоять. Последнее особенно важно.
Наверное, работу значительно бы усилило применение метода устной истории, использование биографиче- ских, нарративных и глубинных интервью бывших спецпоселенцев, трудармейцев и участников событий 1979 года.
Не раскрыт пока и механизм создания протестного выступления 1979 года. Знаменательно, что книга написана полковником, бывшим сотрудником органов национальной безопасности. Весьма красноречив официальный ответ начальника ДКНБ Е. Исакулова от 17.10.1997 г. на запрос А. Какена о сохранности документов изучаемого периода и возможности работы с ними: «В 1980 году были сданы в архив, а в 1990 году по указанию бывшего руководства КГБ СССР за № 008 в числе других были уничтожены». Ситуация с архивным делом в республике за последние 20 лет также претерпела немало изменений. К огромному сожалению, многие документы так и остались недоступными для специалистов-историков. Все это еще раз подчеркивает важность и актуальность проведенного исследования.
Публикация книги Амантая Какена «Кремлевский колоброд, или Как немцам создавали автономию» весьма важна для развития исторической науки Казахстана, а также выработки новых подходов к анализу общественно-политического и этнодемографического развития нашего государства. Книга А. Какена вносит несомненный вклад в изучение истории Казахстана, в части так называемых белых пятен. Автор и его труд заслуживают уважения и признания со стороны как широкой общественности, так и представителей научной среды.
Светлана КОВАЛЬСКАЯ,
доктор исторических наук,
профессор Евразийского
национального
университета
им. Л. Гумилева.
(Газета «Казахстанская правда» от 14 июня с.г.)