• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ВМЕСТЕ МЫ РЕШИМ ЛЮБЫЕ ЗАДАЧИ

ВЫСТУПЛЕНИЕ АКИМА ОБЛАСТИ КРЫМБЕКА КУШЕРБАЕВА НА СЕССИИ ОБЛАСТНОГО МАСЛИХАТА
ВМЕСТЕ  МЫ  РЕШИМ  ЛЮБЫЕ  ЗАДАЧИУважаемые депутаты, коллеги!
Мы рассматриваем сегодняшнюю встречу не только как традиционный отчет местной исполнительной власти, но и как хорошую возможность еще раз вместе проанализировать итоги работы в первом полугодии, скорректировать действия, уточнить предстоящие задачи.
Мы неплохо завершили первые шесть месяцев текущего года. Более того, по ряду важных показателей динамика роста превзошла наши ожидания.   
Например, рост обрабатывающего сектора в этом году (6 месяцев) составил 118,4% при среднереспубликанском показателе 101,8%.
Объем инвестиций в экономику региона за отчетный период возрос в два с лишним раза. За счет бюджетных средств строятся 77 социальных объектов. Значительный прирост дает строительство дороги «Западная Европа – Западный Китай». Но даже без учета этого проекта и всех бюджетных инвестиций темпы роста достаточно высокие (с 46 до 105 млрд. тенге, 2,3 раза).
Более чем на 40% увеличился ввод жилья. Причем 90% всего введенного жилья – это индивидуальное строительство, объем которого к уровню прошлого года возрос на 30%, что говорит о росте уровня жизни населения. Если за аналогичный период прошлого года  новоселье справили 715 семей, то в этом году жилищные условия улучшили свыше 1000 семей.
В целях решения наиболее актуальных вопросов развития области принимаются меры по изысканию резервов пополнения бюджета. За шесть месяцев объем поступлений в местный бюджет возрос на 64%. В результате бюджет развития в этом году мы довели почти до 50 млрд.тенге – это практически третья часть всего бюджета области. На 16 млрд. тенге больше, чем в 2012 году!
Однако есть и «узкие» места в экономике региона.
Отмечается незначительное снижение объемов промышленного производства в целом (на 1,7%). Как вам известно, обусловлено это плановым сокращением добычи нефти (на 215 тысяч тонн по сравнению с соответствующим периодом прошлого года).
Поэтому сейчас мы работаем вместе с Министерством нефти и газа с тем, чтобы до конца года выровнять ситуацию. Плюс совместно с Комитетом геологии и недропользования Министерства индустрии и новых технологий ведется работа по разведке новых месторождений. Без этого не сможем сохранить стабильное экономическое развитие региона, так как роль сырьевого сектора (нефть, уран) еще долго будет определяющей (93,4% в структуре промышленности).  Это факт. Даже опережающее развитие обрабатывающей промышленности не сможет компенсировать снижение объемов добычи нефти.
В то же время есть положительная динамика в развитии малого и среднего  бизнеса.
Не превышает среднереспубликан- ский показатель уровень безработицы (5,2%).
Сохраняется достаточно стабильная ценовая ситуация. Хорошую эффективность показывает проект, реализуемый СПК «Байконур», по созданию сети продовольственных магазинов, где товары реализуются по сниженным ценам. Они сегодня довольно популярны среди        жителей.
Кроме того, планируется к реализации проект по насыщению рынка качественной плодово-овощной продукцией по доступным ценам.
Для обеспечения стабильной цены на товарный газ в предстоящем отопительном сезоне с центральными уполномоченными органами достигнута важная договоренность. Это позволит нам не повышать тарифы на коммунальные услуги.
Растет и уровень жизни населения. Среднемесячная заработная плата в июле составила  свыше 103 тыс.тенге. Анализ структуры потребительских расходов свидетельствует об увеличении доли за- трат на промышленные товары, улучшение жилищных условий и приобретение личного автотранспорта.
Основные направления развития страны четко обозначены в Послании Главы государства «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства».  
В соответствии с обозначенными приоритетами в начале года мы поставили задачу – обеспечить реальное улучшение жизни в каждом населенном пункте области. В первую очередь это развитие жизнеобеспечивающей инфраструктуры, систем образования и здравоохранения, социальной защиты населения. Исходя из этого   был принят План действий акима области на текущий год.
Как реализуются наши планы?
Начну с промышленности.
Одной из первых наших задач в этом направлении был проект по строительству стекольного завода. Как вам известно, в начале года был подготовлен проект постановления Правительства о его строительстве в Актюбинской области. Нам удалось изменить ситуацию и добиться реализации проекта в нашей области.
Решен непростой вопрос по объемам газа для этого проекта. В результате переговоров цена на газ снижена со 135 до 80 долларов. Почти в два раза! На стадии завершения разработка технико-экономического обоснования проекта, и уже в сентябре планируется начать строительные работы.
На Баласаускандыкском ванадиевом месторождении  выпущено 6 пробных тонн метанованадата. В настоящее время завершается футеровка оборудования, после чего планируется рассмотреть возможность извлечения из руды, помимо метанованадата, еще и молибдена.
Учитывая перспективы, открывающиеся с развитием железнодорожной отрасли, мы ведем работу по расширению деятельности наших предприятий, работающих в этой сфере. В начале августа т.г. по нашему приглашению в область приезжал Президент Национальной компании «Казахстан Темир Жолы» Аскар Мамин, и мы комплексно рассмотрели вопрос их дальнейшего развития.
Планы большие. Прорабатывается вопрос по созданию на базе Кызылординского локомотиворемонтного депо предприятия по выпуску запасных частей для нужд «Казахстан Темир жолы». Всего  инвестиции «КТЖ» в Кызылординскую область в ближайшие пять лет составят порядка 300 млрд.тенге. Это почти два годовых бюджета нашей области!
С инвестором ведется работа по созданию совместного предприятия по производству гидравличе- ского, пневматического оборудования и запорной арматуры для        «Казатомпрома», железнодорожной отрасли, металлургической, горнорудной и нефтегазовой       промышленности.
В поселке Жосалы планируется строительство завода по производству сжиженного газа (LNG). В Министерстве нефти и газа подписан соответствующий протокол с учетом ресурсной базы.
Продолжается работа по реализации проектов строительства цементного завода, предприятия по производству фармпрепаратов  и  других проектов.
Если говорить о том, какая            отрасль в перспективе может            привести к серьезным структурным изменениям в экономике региона, к ее диверсификации, к отходу             от нефтяной зависимости, то,                по мнению специалистов, это           металлургия.
Во-первых, это трудозатратная отрасль, а значит, при ее развитии создается много рабочих мест. В металлургии традиционно достаточно высокая оплата труда. Следовательно, и значительный фонд оплаты труда, с которого уплачиваются подоходный и социальный налоги.
Во-вторых, металлургия – капиталоемкая отрасль. Металлургиче- ские предприятия традиционно имеют большие активы, с которых уплачивается соответствующий налог на имущество.  
Эти три налога являются основными бюджетообразующими для региона. Таким образом решаются два самых важных для нас вопроса – обеспечение занятости граждан и пополнение бюджета. Плюс значительные объемы производства существенно повышают долю обрабатывающего сектора в структуре ВРП.
Для развития отрасли у нас есть все предпосылки: запасы меди, редкоземельных металлов, цинка, ванадиевых руд и т.д. С участием ведущих ученых страны разработана Концепция развития металлургической отрасли области, которую мы планируем утвердить после согласования с заинтересованными министерствами.
Одной из первоочередных задач Плана действий мы определили развитие жизнеобеспечивающей инфраструктуры. И это понятно. От ее состояния в значительной степени зависит социальное самочувствие населения.
В 18 раз увеличены финансовые  затраты на развитие дорожной сети (4,2 млрд.тенге). Мы не можем все деньги закапывать в ямочный ремонт! Чтобы развиваться, строительство дорог должно вестись качественно и основательно. Из этих соображений в этом году мы выделили на ремонт дорог Кызылорды почти 4 млрд.тенге. Результат, несмотря на то, что еще не все работы завершены, вы видите сами.
До конца года мы завершим в городе ряд долгостроев – перинатальный центр, школу на 1200 мест по ул.Туркестанская, психоневрологический дом – интернат для взрослых на 300 мест в ауле Талсуат.
На развитие жилищно-коммунальной сферы в этом году мы направляем более 17,5 млрд.тенге. Это на 6,5 млрд. тенге или на 60% больше, чем в прошлом году. Началась реализация программы модернизации ЖКХ. И, несмотря на то, что республиканский бюджет пока не имеет возможности ее финансировать, мы продолжаем ремонт домов за счет средств СПК «Байконур».
В числе приоритетных задач, которые мы обозначили в начале года, была газификация областного центра. Как вы знаете, ежегодно в период сильных морозов у нас возникают проблемы с подачей газа на нужды города. Чтобы обеспечить газом кызылординцев, были вынуждены ограничивать или вообще отключать от газа некоторые объекты, а иногда и частный сектор. Кроме того, у нас большие планы по развитию промышленности, а это дополнительная потребность в газе.
С января мы вели целенаправленную работу с национальным оператором в сфере газа и газоснабжения АО «КазТрансГаз». И недавно компания начала реализацию проекта по закольцовке системы газопровода города Кызылорды. Это позволит стабилизировать давление в городских сетях. 11 из 22 км газопровода уже проложено. В октябре мы завершим эту работу. Всего в проект будет вложено 1,7 млрд. тенге.
Также буквально на днях начинается строительство второй автоматизированной газораспределительной станции и подключение города Кы-       зылорды к газопроводу «Бейнеу – Шымкент». Затраты «КазТрансГаза» на этот проект составят более 4 млрд.тенге. Его реализация позволит подпитывать город дополнительным объемом газа. Подготовительные работы уже идут.  
Согласно плану ведется и подготовка к зиме. Решены все вопросы по поставке в область мазута. Чтобы своевременно начать предстоящий отопительный сезон, из областного бюджета предусматривается более 500 млн.тенге.
Для удовлетворения растущей потребности экономики и населения области в электроэнергии создан энергетический консорциум. Сейчас мы ведем переговоры с крупными энергопотребляющими предприятиями о передаче их энергетической инфраструктуры в управление АО «КРЭК». Понимание со стороны предприятий есть, отрабатываются организационные вопросы.
Проведена большая работа по финансовому оздоровлению КРЭК. Вам известно, какими огромными долгами в последние годы «обросло» это предприятие. В результате принятых мер погашена дебиторская задолженность предприятия на более чем миллиард тенге, кредиторская – на 2 млрд. 200 млн. тенге. Таким образом сейчас у нас появилась реальная возможность начать работу по привлечению стратегического инвестора.
Одна из острых  проблем – качество питьевой воды. Для ее решения мы начали освоение Кызылжарминского месторождения. Уже пробурено десять скважин, до конца года будет пробурено еще шесть. Работы по подведению необходимой инфраструктуры ведутся. Думаем, к концу года водопровод областного центра будет подключен  к этим скважинам.
Всего проект предусматривает бурение 87 скважин, из них не менее 57 – к  2015 году.
Сельское хозяйство.
На поддержку сельского хозяйства в этом году мы направляем 5,5 млрд.тенге – на 40% или 1,5 млрд.тенге больше, чем в 2012 году. Только на поддержку растениеводства за год будет направлено                  3 млрд.тенге.
Кроме того, нам удалось получить значительные ресурсы (3 млрд. тенге) из республиканского бюджета на микрокредитование. Поэтому сегодня мы имеем возможность поддерживать предпринимательскую инициативу на селе. Это хорошая предпосылка к тому, чтобы не допустить замедле-           ние темпов роста национальной экономики.
Впервые для поддержки крестьян формируется целостная   система финансирования хозяйств. В частности, предусматривается получение кредитов ТОО «Агрохолдинг «Байконур» через АО «Продовольственная контрактная корпорация», а также финансирование сельских кредитных товариществ и сельских потребительских кооперативов через АО «Аграрная кредитная корпорация».
Традиционной и важной отраслью остается рисоводство. Важной не только в плане вклада в региональную экономику, но и с точки зрения того, что в этой отрасли занята большая часть сельского населения. Плюс экологический фактор. Сокращение посевов риса приведет к засолению почвы, ускорению процесса деградации. В результате всего за 3-4 года земли будут выведены из сельскохозяйственного оборота, что не позволит выращивать и другие культуры. В этой связи сокращать площади посева риса менее 70 тысяч гектаров нам нельзя.
Как известно, в июле мы увеличили нормы субсидий на возмещение расходов при возделывании риса с 18 до 25 тысяч тенге на 1 гектар. Впервые начали субсидировать использование  гербицидов. В результате из 166 тыс.тенге, затрачиваемых на возделывание рисового гектара, 43 тысячи субсидируется государством.  Это большая поддержка для сельчан.
Со следующего года в рамках программы «Агробизнес- 2020» будет внедряться механизм субсидирования затрат на приобретение техники.
Однако при всем этом рисоводам очень трудно выйти на прибыльность,  развивать свои хозяйства, так как осенью они сдают урожай по низким ценам. Поэтому, чтобы системно решать проблемы рисоводства, создан рисовый консорциум, начаты работы по формированию рисового кластера. В результате совместной работы с «КазАгро» нами определены наиболее выгодные направления кредитования весенне-полевых и уборочных работ. Для создания конкурентной среды принято решение, что уже в этом году ТОО «Агрохолдинг «Байконур» начнет закупать рис по цене не ниже 40 тенге.
В общем, я уверен в дальнейшем развитии рисоводства. Для этого в регионе созданы необходимые предпосылки, принимаются соответствующие меры.
Сейчас в рамках консорциума объединяют свои усилия и исполнительные органы, и сельхозтоваропроизводители, и переработчики, и инвесторы, а также ученые, финансовые институты и СПК «Байконур».
В животноводстве активно реализуется программа развития экспортного потенциала мяса крупного рогатого скота. В рамках проекта «Сыбага»      только в текущем году организовано 40 фермерских хозяйств. Ведутся работы по организации откормочных площадок в Казалинском районе и в г. Кызылорде.
Сегодня по аналогии с проектом «Сыбага» готовятся мастер-планы по развитию верблюдоводства, коневодства, овцеводства. Их реализация  станет ощутимым стимулом для развития всего животноводства области.
Как известно, с реализацией первой фазы проекта по регулированию русла реки Сырдарьи и сохранению северной части  Араль- ского моря оживилось и начало развиваться рыбное хозяйство, являющееся одним из традиционных промыслов области. Буквально в начале этого месяца в Правительстве мы обосновали свои доводы в пользу создания одноуровневого моря, то есть решили проблему, которая не могла до этого разрешиться в течение трех лет. 6 компонентов проекта уже одобрены. Сейчас они проходят государственную экспертизу, после чего начнется разработка проектно-сметной документации первого этапа проекта «РРССАМ-2».
Нет сомнений в том, что реализация второй фазы жизненно важна и откроет большие возможно-  сти для области.
В этом году мы создали рыбный консорциум, в состав которого сейчас входят СПК «Байконур», Аральский филиал КазНИИ рыбного хозяйства, 19 рыболовецких хозяйств и другие заинтересованные организации. В нынешнем году распределением квот на вылов рыбы занимался уже непосредственно консорциум. В итоге жалоб и претензий относительно выдачи лимитов на отлов рыбы стало значительно меньше, так как хозяйства уже сами видят ситуацию           изнутри.
Один из крупных в регионе заводов по переработке рыбы «Атамекенрыбпром» (г. Аральск) из-за долгов по налогам был выставлен на аукцион и передан другому инвестору. Сейчас проводится работа по реабилитации предприятия. В скором времени консорциум совместно с инвестором планирует обеспечить полноценную работу завода.
Касательно вопросов социального  развития.
С самого начала нашей работы важнейшим приоритетом мы определили социальную защиту насе- ления, развитие образования и здравоохранения.
Принимая во внимание состояние здоровья жителей области, требовались кардинальные меры. В этих целях была разработана Дорожная карта развития здравоохранения на 2013-2014 годы, которая предусматривает «точечное» решение самых острых проблем: снижение материнской и младенческой смертности, онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний и туберкулеза. Необходимые средства мы с вами изыскали за счет местного бюджета.
По всем этим заболеваниям уже есть положительная динамика. Работа будет продолжена.  
Решаются вопросы сельского здравоохранения. Мы возобновляем полноценную работу 13 сель- ских больниц (9 – в 2013 году, 4 – в 2014), укрепим их материально-техническую базу.
Ведется строительство районных поликлиник на 250 посещений в смену в Шиелийском, Сырдарьинском, Кармакшинском и Жалагашском районах.  Всего в этом году мы строим 25 объектов здравоохранения, проводим капитальный ремонт ряда медицинских объектов.
В целом  расходы на развитие здравоохранения (5,6 млрд. тенге) нам удалось увеличить в 2,5 раза по сравнению с прошлым годом.
Категория населения, требующая нашей особой заботы, – это инвалиды. Их у нас более 27 тысяч. Конечно, возможности самого региона не позволяют повысить размер пособий, но по мере наших сил мы должны решать вопросы их лечения и социальной адаптации.
Сегодня при вашей поддержке мы выделяем средства на начало реализации Дорожной карты по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов на 2013-2014 годы. Этот документ предусматривает развитие медицинской, социальной и профессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями.
Особое внимание будет уделено обеспечению доступа инвалидов к объектам социальной и транспортной инфраструктуры.
В сфере образования в этом           году мы полностью решим вопросы со школами с трехсменным         обучением.
Ведется строительство 31школы, в том числе  24 школ – на селе. 25 школ строится взамен аварийных, еще в 15 завершается капитальный ремонт.
Качество среднего образования, к сожалению, оставляет желать лучшего, поэтому меры пришлось принимать самые жесткие.
Проведена работа по составлению баланса трудовых ресурсов, по результатам которой выявлен недостаток технических специалистов – порядка 7,5 тысячи человек. В то же время педагогов начального образования, экономистов и юристов в области подготовлено на 4 тысячи больше потребности. Теперь мы имеем четкую картину – какие специалисты и где нам нужны. Исходя из этого планируем через размещение государственного заказа в системе среднего и профтехобразования, а также университета                 им. Коркыта-ата подготовить нужные нам кадры.
Следует отметить, что в этом году мы начали работу по  включению самых значимых исторических памятников региона в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Среди них городища Сыганак, Жанкент, Жент, Чирик-Рабат, комплекс «Коркыта-ата», не имеющий аналогов в мире.
Историческая ценность древних городов Казахстана должна  стать мировым достоянием. Сейчас, к примеру, ведутся археологические работы по восстановлению древнего городища Сыганак. На этом месте мы хотели бы создать музей под открытым небом.
Начал свою работу областной научно-методический совет по защите и пропаганде историко-культурных памятников, в который вошли ведущие ученые, культурологи, искусствоведы и археологи Казахстана.
Социальное благополучие граждан неотделимо от их правовой защищенности, состояния правопорядка. Поэтому мы прилагаем все усилия для поддержки органов внутренних дел. В этом году только на профилактику правонарушений выделено свыше миллиарда тенге. При этом мы не должны ограничиться мерами технического оснащения  полиции. В вопросах охраны общественного порядка мы должны установить тесное взаимодействие между всеми слоями            общества.
О вопросах экономики.
Тенденции развития региональной экономики позволяют достичь положительных результатов и в социальной сфере.
Если говорить о прогнозах до конца этого года, то здесь сохраняется уязвимость отечественной экономики к внешним угрозам. Глобальная ситуация оказывает влияние на экономику Казахстана и соседних стран. Так, например, прибыль российских компаний в первом полугодии текущего года снизилась почти на четверть, рост ВВП Украины в 2013 году прогнозируется в размере не более 1%. Специалисты подсчитали: если темпы роста Китая замедлятся до 3% в год, то на сырьевых рынках произойдет сильная коррекция: медь подешевеет на 60%, цинк – на 50%, а цена нефти может опуститься до 70 долларов за баррель.
Пока ситуация не настолько серьезная, но тем не менее дефицит республиканского бюджета по итогам шести месяцев составил 185 млрд. тенге. Влияние общемировых тенденций очевидно.
Поэтому мы в превентивном порядке должны скорректировать Антикризисный план, предусмотрев все возможные риски, предупредить негативный вариант развития ситуации. Соответствующая работа уже ведется.        
Уважаемые депутаты! Коллеги!
Как вам известно, с 5 по 9 августа т.г. впервые в истории Казах-   стана состоялись выборы сельских акимов.
Недавно Глава государства поручил акимам аульных округов еже- квартально отчитываться перед населением. Акимы районов будут отчитываться дважды в год. Это создает условия для усиления общественного контроля над деятельностью акимов, способствует росту влияния маслихатов и учету мнения жителей села.
В области состав сельских акимов обновился на 20%, к работе приступили 30 новых акимов.
В этом году значительно усилены возможности местных исполнительных органов.
Сегодня они располагают необходимыми материально-финансовыми и кадровыми ресурсами. Наряду с этим местные акимы наделены дополнительными полномочиями в социальной сфере. В соответствии с обновленным  законодательством теперь за ними закреплено 67 функций, что позволяет самостоятельно решать практически все актуальные вопросы местного значения.    
Акимам аульных округов дополнительно выделено 230 штатных единиц. Теперь у них будут штатные финансист, статистик, юрист, а в крупных сельских округах – еще и специалист по земельным вопросам, ветработник, специалист по развитию инфраструктуры.
Сельские акимы должны          координировать деятельность всех представителей государственных органов на местах.  Руководителю аппарата акима области Канатбеку Жайсанбаеву поручается внести соответствующие предложения по этому вопросу в рамках действующего законодательства.
Теперь коротко о территориальном развитии региона.      Очевидно, что нельзя развивать регион, занимаясь развитием только областного центра или реализуя отдельные пусть даже крупные проекты.    
У нас на селе живет более 420 тысяч человек. Это большая часть населения области, и наша задача –      создавать благоприятные условия для жизни и работы этих людей.Многие из вас хорошо помнят, как при Советском Союзе функционировала плановая экономика. В те времена не только каждый район разрабатывал план развития, но и каждый колхоз и совхоз имел годовые и пятилетние планы. Были крупные хозяйства, которые являлись «локомотивами» экономики целой области или районов.     Например, в Сырдарьинском районе каракулеводческий совхоз «Амангельды» выращивал овец породы «Алтынсур». Здесь были свои обрабатывающий и швейный цехи, налажен выпуск пользующихся в то время высоким спросом шапок и зимней одежды  из каракуля.
Совхоз «Авангард» Шиелийского района был знаменит высокими урожаями риса. Там же выращивались овощи и бахчевые. Жители совхоза жили очень хорошо, почти в каждом дворе были мотоцикл или автомобиль. По тем временам это было большой роскошью.  Из этого села в свое время вышли более 30 Героев Социалистического Труда. Агрокомплекс «Авангард-Шиели» был одним из передовых хозяйств области.
Старшее поколение помнит машиноиспытательную станцию (МИС) в Акжарме – крупный госхоз, который занимался  возделыванием риса, проводил испытания сельскохозяйственной техники.
Многонациональный колхоз «III Интернационал» Кармакшинского района тоже славился своим рисом. Под руководством Героя социалистического Труда Цай Ден Хака колхоз превратился в крупное высокорентабельное хозяйство с развитым полеводством, животноводством и социальной инфраструктурой.
Во многом крепкое состояние хозяйств обеспечивалось трудом,  организаторскими способностями их руководителей, которые всю душу вкладывали в свою работу.
Сегодня тоже есть отдельные руководители компаний, хозяйств, достойные того, чтобы быть примером для  других.  Благодаря им значительно повысился социально-экономический потенциал аулов им. Наги Ильясова Сырдарьинского района, Жанажол Кармакшинского района, Гани Муратбаева Казалинского района. При поддержке компаний и сельхозтоваропроизводителей для людей созданы все  условия для        жизни. А рабочих рук там даже не хватает.   
Сейчас в области 146 аульных и поселковых округов, в состав которых входят 265 населенных пунктов. Как вы знаете, в начале своей работы я вместе с вами объездил все аульные округа.
Надо сказать, что в последнее время многое изменилось: изменился общественно-экономиче- ский строй, появилась частная собственность, развивается предпринимательство. Сегодня мы видим колоссальные результаты развития страны за годы независимости.
В то же время многие годы мы не проводили комплексный анализ и не составляли планы социально-экономического развития наших населенных пунктов.
Как вы помните, по инициативе Главы государства большие финансовые ресурсы на развитие села были выделены по Программе развития сельских территорий в 2004-2010 годах. Это было очень важно и своевременно. Но для дальнейшего решения социальных проблем села и развития сельской экономики мы должны целенаправленно создавать опорные населенные пункты. Такие «точки роста» должны быть сегодня в каждом районе. Потому что все это невозможно выполнить только за счет государства. Это реальность.
Мы – обширная по территории страна, 40% граждан проживают в селах с численностью населения менее 10 тысяч человек. Опыт показывает, что равномерное инфраструктурное развитие страны с большой территорией невозможно. Как с точки зрения огромных первоначальных инвестиций, «вливаемых» в развитие, так и последующих расходов на содержание и обслуживание.
Кроме того, нам надо решать вопрос непродуктивной занятости, поскольку почти третья часть экономически активного населения у нас самозанятые.
Приоритетом государственной региональной политики является создание условий для экономического и социального  роста посредством переселения граждан из населенных пунктов с низким потенциалом в областные центры, города, крупные населенные пункты и опорные аулы.
В области определены 43 опорных населенных пункта. Поэтому считаю целесообразным еще раз, вместе с вами, акимами районов и Кызылорды, депутатами городского и районных маслихатов проанализировать возможность их развития. В этой важной работе нельзя допустить промах.  
При этом необходимо обязательно учитывать проекты, которые планируется реализовать в области. Мы должны проявить плановый и комплексный подход к развитию населенных пунктов, уметь эффективно использовать финансовые ресурсы. Это позволит в короткий срок (1 - 1,5 года) решить большинство имеющихся проблем (по части школ, больниц, культуры, спорта, дорог, водо-,          электрообеспечения, благоуст-        ройства и т.д.), достичь хоро-           ших социально-экономических результатов.
Вместе с тем в населенных пунктах, не входящих в категорию опорных, не должны оставаться без внимания содержание объектов социальной сферы и жизнеобеспечивающей инфраструктуры, их ремонт.
В настоящее время разработаны мастер-планы комплексного развития поселка Саксаульск Аральского района и аула Тугискен Жанакорганского района. Средства на их реализацию, а это более 2,5 млрд. тенге, мы планируем получить из республиканского бюджета в 2014 году.  
В других районах акимы тоже предложили по одному опорному населенному пункту для комплексного развития. Они должны стать точками притяжения для населения близлежащих депрессивных сел.  По «Дорожной карте занятости-2020» есть возможность строительства в таких селах жилья, обучения граждан, поддержки предпринимательства. При этом микрокредиты в этих селах будут выдаваться в размере до 5 млн.тенге (а не до 3 млн.тенге).
И еще. Крайне важным в развитии опорных населенных пунктов является государственно-частное партнерство. При поддержке бизнеса  будут открыты рабочие места, а государство создаст  условия для благоприятной  жизни людей.
Если каждый предприниматель  будет думать не только о своей выгоде, но и о развитии своего региона, то общими усилиями мы сделаем жизнь людей лучше. Наша главная обязанность – служить людям, и давайте всегда помнить об этом высоком предназначении, уважаемые депутаты и коллеги.
Таким образом, если в год мы будем переводить в разряд опорных  8 сел (по одному в каждом районе и городе), через три года у нас будет 24 населенных пункта с развитой инженерной и социальной инфраструктурой, постоянными рабочими местами.
И, конечно, «локомотивом» экономики не только Кармакшинского района, но и всей области, должен стать город Байконур.  
Уважаемые депутаты! Мы регулярно информируем вас о нашей работе, проводимой по Байконуру. Как вам известно, разработана «Дорожная карта» по совместному использованию комплекса «Байконур» и развитию города на новых условиях. Принятие этого  документа позволит решить назревшие проблемы города, а также поселков Торетам и Акай.
На днях в Москве состоится встреча с руководством российского Правительства, «Роскосмоса». Надо сказать, что  согласование этого документа с российской стороной проходит не гладко. Тем не менее мы продолжаем настаивать на реализации всех предложенных нами мероприятий и принятии совместной «Дорожной карты».
Наряду с социальной и жизнеобеспечивающей инфраструктурой необходимо развивать экономику Байконура. Это крайне важно для его будущего. Неиспользуемые объекты должны стать совместной инвестиционной площадкой с новыми производствами. Для этого здесь есть все: резервные мощности системы электроснабжения (72 МВт), жилищно-коммунальная инфраструктура и жилой фонд,  развитая транспортная инфраструктура, свободные производственные площади. Непростительно не воспользоваться этими возможностями. Наряду с этим надо приложить усилия к тому, чтобы превратить Байконур и комплекс «Коркыт-ата» в полноценные объекты «ЭКСПО-2017».
Вопрос, касающийся последствий падения ракеты «Протон-М»,   мы заострили на заседании Правительства, также внесли пакет соответствующих предложений по улучшению экологии, социальному развитию и решению вопроса компенсаций.
По поручению Премьер-Министра область посетили первый заместитель Премьер-Министра Б.Сагинтаев и дважды – министр охраны окружающей среды Н.Каппаров. В результате приняты соответствующие протокольные поручения. Теперь задача – обеспечение контроля за их реализацией.
Уважаемые депутаты, коллеги!
Жизнь предъявляет сегодня слишком высокие требования, чтобы проявлять медлительность и нерешительность.  
Мы – патриоты своей страны, своей земли. Объединив свои силы и возможности, мы должны сделать все, чтобы богатство наших недр и огромный потенциал экономики области направить на благо нынешнего и последующих поколений жителей региона. Нам по плечу очень многое – нас объединяет одна страна, одна судьба и наш  Первый Президент.
№124 от 22 августа 2013 г. 22 август 2013 г. 0 0