• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

РАЗНЫЕ ПРОЕКТЫ ОДНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ

Игорь ТИТЕНОК
РАЗНЫЕ ПРОЕКТЫ ОДНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯВ недавнем отчете акима области Крымбека Кушербаева на сессии облмаслихата есть такие строки: «... Мы начали освоение Кызылжарминского месторождения. Думаем, к концу года водопровод областного центра будет подключен к этим скважинам. Всего проект предусматривает бурение 87 скважин, из них не менее 57 – к 2015 году».
 О том, как идет эта работа, мы попросили рассказать и показать генерального директора ТОО «Мелиоратор» Бердибека МАХАНОВА. Именно эта компания – основной исполнитель водных проектов в регионе.
— Вот водозабор «Арай» (мы находимся чуть ниже по течению от моста на правом берегу реки), скважины которого пробурены на глубину 450-460 метров на Кызылжарминское месторождение воды. Как и сказал руководитель региона, водозабор будем в этом году подключать к городскому водопроводу. Здесь пробурено одиннадцать скважин. Сейчас буровые установки работают   в микрорайоне «Мунайшы»    (КБИ). Там забуриваем пятую из пяти запланированных скважин. Таким образом, шестнадцать скважин уже готовы, но работы в этом направлении еще много.
Водозабор, как вы видите, — это не только скважины. Это территория строгого санитарного контроля, поэтому она имеет капитальное бетонное ограждение. Сейчас здесь идет монтаж резервуара чистой воды емкостью в тысячу кубометров, рядом строится здание насосной первого подъема. Нет проблем, которые бы могли нас выбить из графика. Вы знаете, что у нас есть свой завод по выпуску керамического кирпича и производству железобетона, так что на строительстве этого и других объектов мы используем свои строительные материалы. Есть у нас еще и щебеночный завод, и, надеюсь, построим  цементный.
— Кстати, как продвигается работа по этому проекту?
— У нас будет некоторое смещение по срокам реализации этого проекта. Это связано с тем, что наш китайский партнер резко изменил к лучшему свою оценку инвестиционной привлекательности региона  и его перспектив, особенно в плане капитального строительства, и предложил возводить завод мощностью миллион тонн цемента в год, а не пятьсот тысяч, как планировали ранее. Это, естественно, потребует дополнительных проектных работ, а главное, инвестиций. Как вы понимаете, чтобы остаться на паритетных началах с нашими коллегами, нам надо вдвое увеличить свою долю. Китайская компания готова финансировать проект на три четверти, но мы хотим равноправного партнерства и потому серьезно занимаемся решением инвестиционного вопроса. Так что цементный завод будет, а вот о точных сроках реализации этого проекта давайте поговорим позже.
— Возвращаемся к водным проектам вашей компании.
— Строительство семи водозаборов на Кызылжарминское месторождение дает нам на выходе питьевую воду принципиально другого качества, чем сейчас. Эта вода настолько чистая, что она даже не будет обрабатываться химическими реагентами; обеззараживание, которого требует любая питьевая вода, будет проводиться бесконтактным способом. Чтобы идеальная вода дошла такой же до потребителя, нужна реконструкция водопроводных сетей и канализационных. Эти работы начаты в Кызылорде в 2008 году, и мы — неизменный их генподрядчик. Скажу откровенно, что реконструкция водопровода и канализации в городской черте — дело очень хлопотное, точно бесприбыльное, а порой убыточное, но... это надо делать. Собственное производство, большие и выгодные подряды, которые мы регулярно выигрываем по линии водного комитета Минсельхоза, позволяют нам приобретать производительную технику для реконструкции водопроводных и водоотводных сетей.
РАЗНЫЕ ПРОЕКТЫ ОДНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯЧтобы убедиться, что реконструкция водных сетей в черте города — дело непростое, давайте посмотрим, как мы работаем на реконструкции самотечного коллектора на улице Шымбая. Здесь мы углубились на семь метров. Чтобы работать на такой глубине, мы постоянно специальной установкой понижаем уровень подпочвенных вод, а здесь они находятся на глубине всего полтора-два метра от поверхности. Траншею приходится делать на проход экскаватора и другой техники, потому что они работают, как видите, в самой «траншее». Мы не можем весь участок реконструируемой трассы держать на водопонижении, поэтому отрабатываем один отрезок, быстро его закрываем и двигаемся дальше.
Чтобы сделать для себя менее накладными работы по реконструкции сетей, мы восстановление асфальтового покрытия делаем сами. Закупили для этого всю необходимую технику. Чтобы дорога после нашего ремонта не провалилась, мы весь грунт вывозим и завозим из карьеров песок и гравийно-песчанную смесь.
 Это очень большой объем дорожностроительной работы, если учесть, что в этом году мы должны реконструировать 4,432 километра канализационных и 14,166 километра водопроводных сетей. Выходит, и дороги нам восстанавливать без малого двадцать километров.
В свое время мы с Вами ближе познакомились на «убийственном» для вашей компании проекте – строительстве станции биологической очистки. Тогда резко подоражали все строительные материалы по всей стране, но никто смету пересматривать не стал. Была еще масса проблем, которые можно было решить только на уровне Правительства. Тогда вам многие пророчили полное и бесповоротное банкротство. Как удалось устоять?
— Общий ущерб от того проекта для нашего товарищества — восемьсот миллионов тенге, и это по ценам десятилетней давности. Как выстояли? Помогли другие подряды, а главное, коллектив у нас крепкий, сплоченный. Не помню, чтобы кто-нибудь увольнялся, потому что временно у нас было тяжелое положение. И сейчас почти все, кто строил станцию, работают в нашем товариществе.
— Тот проект многому нас научил, и не только нас. Стало понятно, что нельзя строить по устаревшим проектам. В ХХІ веке мы хотели построить станцию биологической очистки, которая проектировалась в шестидесятых годах прошлого века. Конечно, эта станция требует серьезной реконструкции прежде всего, чтобы резко удешевить ее эксплуатацию, но напомню, что из трех подобных объектов в Казахстане только мы свой достроили и запустили.
 Главный вывод, который мы тогда сделали, — это тот, что устаревший проект не стоит реализации. Даже если выигрываем тендер, а в проекте заложены устаревшие технологии и оборудование, все равно до упора работаем с заказчиком и проектировщиком, чтобы модернизировать проект до его осуществления. По многим объектам водообеспечения и водоотведения заказчиком выступают местные власти, эксплуатирующие организации. Там тоже заинтересованы, чтобы новые объекты работали эффективно, и потому совместно находим оптимальные решения. Например, при строительстве фильтровальной, реконструкции насосной станций на город¬ском водозаборе удалось решить все вопросы и установить самое современное оборудование. Как результат, производительность труда тут выросла в разы, а главное, мы добились стабильной и качественной работы этих объектов на долгую перспективу.
— Если будет проект и деньги на реконструкцю станции биологической очистки, будете  участвовать в тендере, или невеселые воспоминания о потерянных сотнях миллионов тенге навсегда отбили охоту сюда возвращаться?
РАЗНЫЕ ПРОЕКТЫ ОДНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ— Эмоции, конечно, остались, но объективно нашей компании, как говорится, с руки выполнить эту реконструкцию. Да, у нас есть печальный опыт, но осмысленный и уже неоднократно примененный он стал очень ценным. У нас теперь есть постоянный партнер-проектировщик, который создает очень продвинутые проекты водоподготовки и водоочистки. Это ТОО «Водотехносервис» в Алматы. Там работают хотя молодые, но уже опытные и знающие специалисты. Они же и ученые этого профиля с кандидатскими и докторскими степенями.
 Какой бы мы хотели видеть город¬скую станцию биологической очистки сточных вод, мы можем вам показать в действии уже сегодня. На окраине поселка Тасбогет мы закончили строительство модульной СБО и сейчас испытываем ее в тестовом режиме.
 Смотрите, насколько компактный это объект, а ведь он будет очищать сточные воды разросшегося поселка и южной промзоны Кызылорды. Здесь все компьютеризировано и автоматизировано. Такой в принципе и должны быть современные СБО.
— С вашими объектами, напрямую связанными с названием товарищества и разбросанными по всей области, мы познакомимся в другой раз, а сейчас скажите, что в Кызылорде вы строите связанное с водой?
 — Наш социальный проект «Городской пляж» получил, так сказать,круглогодичное продолжение – мы начали строительство крытого аквапарка на острове напротив пляжа. Это даже не только аквапарк – это большая спортивная, оздоровительная, развлекательная зона-парк на пяти гектарах. Тут будет картингдром и собственно аквапарк на три бассейна и три горки, кафе-ночной клуб, теннисные корты и многое другое. Это крупный проект, и, думаю, о нем можно будет поговорить отдельно и подробно.
— Несколько лет назад вы сделали кусочек набережной, можно сказать, в идеальном исполнении. Финансирование этого проекта, увы, остановилось. Навсегда?
— После ввода в строй Коксарайского водного контррегулятора многие в профильных министерствах посчитали, что теперь берегоукрепительные работы на Сырдарье — пустая трата денег. Хотя это далеко не так. Насколько мне известно, акиму области удалось в этом убедить не одного министра, и потому проект будет возобновлен. Об этом говорит и тот факт, что остановлены работы по строительству дороги вдоль реки от моста до выхода на трассу Кызылорда—Теренозек. Это логично, потому что оба проекта взаимосвязаны и начинать надо именно с берегового. Так что ждем с нетерпением, что работы по строительству набережной возобновятся, и готовимся принять в этом участие.
— Сегодня мы с Вами, можно сказать, галопом «проскакали» не по всем вашим объектам и проектам. Сколько специалистов занято на вашем предприятии?
— Больше тысячи работников, и практически все они достойны добрых слов за свое умение, трудолюбие, новаторство и многие другие ценные качества.
—    Хорошая точка для нашего интервью. Спасибо за то, что показали и рассказали.
№127 от 27 августа 2013 года 27 август 2013 г. 0 0