В славной плеяде наших выдающихся земляков особое место занимает замечательный ученый, просветитель, педагог-новатор, писатель, поэт, основоположник казахской письменной литературы, этнограф и публицист Ыбрай Алтынсарин.
Сегодня все признают, что выдающаяся историческая заслуга Алтынсарина заключалась в создании в Казахстане совершенно новых для того времени народных светских школ. По сути, именно он стоял у истоков нашего национального образования. Благодаря целеустремленности, страстному желанию видеть свой народ образованным и огромной любви к детям ему удалось открыть много школ в Тургайской области. Затем в разных городах при его участии заработали учитель¬ская семинария, ремесленное училище, 4 двухклассных центральных русско-казахских училища, 5 волостных школ, 2 училища для детей русских поселян и несколько женских училищ. Кроме того, Алтынсарин считал важным при школах и ремесленных училищах непременно организовывать библиотеки. Он помнил и ценил слова Александра Герцена о том, что «вся жизнь человечества последовательно оседала в книге».
Основателя светского казахского образования и автора первых казахских учебников, рассказов и сказок для детей еще при жизни называли «вторым Ломоносовым» за его новаторские идеи. Народ и сегодня продолжает бережно хранить память об удивительном школьном инспекторе Ыбрае, жившем на берегу Тобола. Его опыт и организаторский талант по переводу казахского языка с латиницы на кириллицу, на мой взгляд, мог бы снова стать востребованным в сегодняшнем реформировании казахской письменности. Вы знаете, что до 20-х годов ХХ столетия казахи писали арабской графикой, потом перешли на латиницу, затем на кириллицу.
За этими фактами сухими цифрами стоит огромная организаторская работа, способность мыслить масштабно и умение убеждать власти в необходимости выделения средств (причем немалых) на развитие образования. Сегодня остается только удивляться неуемной энергии и работоспособности Ыбрая Алтынсарина, вложившего неоценимый вклад в развитие образования и культуры Казахстана. Многие из созданных им школ и училищ продолжают работать до сих пор. Одну из таких школ на его родине в Костанае в 20-е годы XX столетия передали в ведение Наркомпроса Казахской ССР и реорганизовали в школу-коммуну. Затем перед Великой Отечественной войной она превратилась в среднюю школу с пансионом для воспитанников, и ей присвоили имя Ыбрая Алтынсарина.
Один из родоначальников художественной казахской прозы, чьи рассказы и сказки для детей стали первыми произведениями в этом жанре в казахской литературе, родился 20 октября (1 ноября) 1841 года в Аракарагайской волости Николаевского уезда Тургай¬ской области (ныне Алтынсаринский район Костанайской области). Ыбраю не было еще и четырех лет, как умер его отец Алтынсары Балгонжин. Мальчик воспитывался у своего деда – известного бия Балгожи Жанбуршина. В 1850 году бий Балгожа определил своего 9-летнего внука в школу-интернат при Оренбургской пограничной комиссии. Как вспоминал Ыбрай, Оренбургская школа многое ему дала. Здесь ученики познавали русский язык, арифметику, обучались составлению деловых бумаг на русском языке и многому другому. Удивительно, что маленький Ыбрай, помимо школьной программмы, увлекся такими серьезными авторами, как Шекспир, Байрон, Пушкин, Лермонтов, Гете, Навои, Фирдоуси и многими другими, которые оказали огромное влияние на его духовный и нравственный мир. После семи лет учебы в 1857 году Ыбрая как прилежного ученика и отличного выпускника оставили при областном начальнике Оренбурга В. Григорьеве в качестве переводчика.
Затем некоторое время Алтынсарин работал в Тургайском уездном управлениии делопроизводителем, исполнял обязанности старшего помощника уездного начальника, временно – уездного судьи. Несмотря на то, что везде высоко ценили его знания, острый ум и наблюдательность, чиновничья работа тяготила, ведь Ыбрай мечтал учить детей. И вот наконец в 1860 году Тургайское областное управление образования поручило ему организовать начальную школу для казахских детей в Оренбургском укреплении (г. Тургай). В этой школе, которую Ыбрай торжественно открыл в январе 1864 года, ему предстояло работать учителем русского языка. Так началась просветительская деятельность Алтынсарина. В 1869 году талантливого учителя назначили инспектором школ Тургайской области. В этой должности он проработал до конца своей жизни.
Много труда Ыбрай Алтынсарин вкладывал в подготовку учителей для начальных народных школ в крае, прежде всего из казахов. По его инициативе открылась учительская школа в Троицке, которую немного позже перевели в Оренбург. Алтынсарин не только организовывал светские народные школы, но и разрабатывал для них дидактические принципы обучения и воспитания детей, писал учебные и методические пособия, регулярно осуществлял инспекторский надзор, ежегодно посещая каждую школу. И не забывал заботиться об открытии библиотеки при каждой школе.
Кроме огромной организаторской работы по созданию новых школ, училищ, гимназий, библиотек, он писал для казахских детей рассказы и сказки на основе фольклора разных народов мира. Причем он не просто пересказывал сказки, а создавал новые произведения, заимствуя лишь сюжеты. Например, сказку «Золотой чуб» Ыбрай написал по мотивам русских народных сказок. А его «Счастливый человек», «Три вора» и «Мудрый судья» берут начало из европейских и восточных произведений.
Задолго до назначения на должность инспектора школ Тургайской области Алтынсарин занялся составлением учебных пособий для учащихся русско-казахских школ, он потратил около трех лет на разработку казахского алфавита на основе кириллицы. В 1879 году в Оренбурге были изданы его книги и пособия – «Первоначальный порядок обучения казахов русскому языку» и «Правила обучения русских казах¬скому языку». В том же году в Казани издали хрестоматию Алтынсарина, в которой, по словам одного из его биографов, «отразился он весь и как знаток и ценитель родного фольклора, и как педагог, публицист, деятель казахской литературы, основоположник казахской собственно художественной прозы».
Ыбрай Алтынсарин написал казах¬скую хрестоматию на кириллице и начал ее стихами «Приходите, дети, учиться». Здесь поэт Алтынсарин, обращаясь к детям, говорит о пользе науки и вреде бескультурья. И каждое стихотворение строит на контрастном противопоставлении невежества и знания. Мастерски используя традиции устной народной поэзии, талантливый педагог стремится сделать свою мысль максимально ясной и понятной: «Знайте, неграмотный бродит, словно слепой во тьме. Дети, будем учиться! Ученье дает вам счастье, оно озарит, как свет. Каждое ваше желание яркий оставит след». В свою хрестоматию он включил более 40 стихотворений, рассказов и поучений. А также специально для своего учебника перевел на казахский язык басни И. Крылова, рассказы Л. Толстого, К. Ушинского, В. Даля, отдельные четверостишия из произведений А. Пушкина. М. Лермонтова, Н. Некрасова и других русских поэтов и писателей. По словам самого Алтынсарина, его книга «первая и единственная еще на нашем родном языке могла служить и книгой для чтения для казахских мальчиков, воспитывающихся в русско-казах¬ских учебных заведениях, и вообще для народного чтения». В 1880 году в городе Троицке была издана вторая часть «Хрестоматии», которая включала 4 раздела.
Следующий его замечательный труд – это «Очерки об обычаях при сватовстве и свадьбе, при похоронах и поминках у киргизов (казахов. – Авт.) Оренбургского ведомства», опубликованные в 1870 году в журнале оренбург¬ского отделения Русского географического общества. После смерти Алтынсарина в Казани и Оренбурге вышла его следующая работа – «Мактубат» – на казахском языке, написанная арабской графикой. В новую книгу вошли 45 рассказов, сказок, басен и коротких стихотворений нашего выдающегося соотечественника.
Не меньшую художественную, историческую и познавательную ценность представляет публицистическое наследие Ыбрая Алтынсарина, значительную часть которого составляет переписка казах¬ского просветителя с друзьями, учителями и многими известными в те годы представителями народного образования.
В 1883 году Ыбрай Алтынсарин вернулся в родной Николаевский (Кустанайский) уезд. В близком его сердцу местечке, а именно в Аракарагайской волости, в трех километрах от Костаная, на изгибе реки Тобол, на островке, где имелось небольшое озерцо, получившее благодаря школьному инспектору Алтынсарину название «Инспекторское», он построил себе дом. Его жизненный путь закончился рано – он умер 17 июля 1889 года в возрасте 48 лет. Похороны прошли при огромном стечении народа – каждый хотел отдать дань уважения талантливому организатору, замечательному педагогу и просто доброму человеку. Его могила находится недалеко от построенного им дома на берегу Тобола, рядом с могилой отца.
Богатое творческое наследие дает нам сегодня право называть Ыбрая Алтынсарина не только первым казахским педагогом-новатором, ученым-этнографом, фольклористом, но и одним из основоположников казахского литературного языка.
Жарас ЕРМЕКБАЙ,
ведущий научный сотрудник
Института востоковедения им.
Р. Сулейменова КН МОН РК, доктор исторических наук, профессор
(газета «Казахстанская правда» от 12 июля с.г.).