София АЛДАМЖАРОВА
Весть о том, что она стала обладательницей одного
миллиона тенге, для учителя химии, биологии и географии школы № 198
Надежды Николаевны Караченцевой была неожиданной.
– Деньги словно упали с неба, – улыбается она. – Получила приятный сюрприз ко Дню знаний.
Надежда
Николаевна немного лукавит, эти деньги не дар с небес, а благодарность
за неустанный, кропотливый труд, за любовь к своей профессии, к детям.
–
Для меня важны не миллионы тенге, а улыбки детей, которых я обучаю и
воспитываю, – говорит миллионерша. – Я богата успехами и радостями
своих учеников.
На вопрос, куда потратит деньги, она, не
задумываясь, отвечает, что вложит в самосовершенствование. Купит ноутбук
для работы, методическую литературу, диски, журналы…
– Работать с
детьми сложно, тем более в наш век информационных технологий. Завоевать у
них авторитет может только настоящий профессионал, – считает Надежда
Николаевна. – Чтобы уроки были интересными, надо самому знать много, все
время над собой работать, искать неординарные методы преподавания,
учитель должен быть все время в поиске.
В школе юной Наде хорошо
давались химия и биология. Была призером многочисленных олимпиад по этим
предметам. Уверена, что она могла бы стать хорошим детским врачом.
–
Так получилось, что поступила я в институт только на второй год после
окончания школы, – вспоминает Надежда Николаевна. – Тогда директор
школы, где я училась, Григорий Ставкин, пригласил меня поработать
старшим пионервожатым. Наверное, это и определило мой выбор в пользу
педагогики. Поступила в пединститут на факультет естествознания.
Начинала работать в первомайской школе, потом перевелась в 211-ю школу,
потом в школу № 9. В 198-й оказалась по приглашению ее директора Рамзы
Исмаиловой.
На уроках Н. Караченцевой всегда царит
оживление, ребята спорят, задают вопросы, высказывают свои мнения. Надо
всегда считаться с мнением детей, прислушиваться к ним, ведь в любом
ответе школьника всегда можно найти рациональное зерно, считает педагог.
– На недавнем августовском педсовете аким области Крымбек Кушербаев
сказал о том, что разрабатываются учебники истории, географии нашей
области... Я полностью поддерживаю эту идею, – говорит педагог. – Такие
предметы по краеведению должны восполнить пробел в знаниях школьников.
Но книги должны дополняться видеоматериалами. Нынешние дети многое
воспринимают на зрительном уровне, они не очень любят читать. Вот если
показать им видеофильм о том, какой неописуемой красоты бывает наша
пустыня весной, какие животные там обитают, растения произрастают, то,
думаю, ребята станут лучше знать свой край, крепче любить свою
родину.
Н. Караченцева считает, что детско-юношеских объединений,
способных сплотить, заинтересовать детей, по типу пионерских
организаций, должно быть больше. Можно возродить движение тимуровцев,
дети на реальных примерах должны учиться состраданию, милосердию,
взаимопомощи. Школьников необходимо «заразить» какой-то общей, полезной
идеей. Да, сейчас в школах существуют движения, подобные «Жас улану»,
но особого влияния, по ее мнению, на детей они не оказывают.
Понятие
индивидуальный подход для моей собеседницы не ново, для каждого из
учеников у нее припасено доброе слово, при случае может и за дело
пожурить.
– Приходится воспитывать не только детей, но и их
родителей, – улыбается Надежда Николаевна. – Помню случай, когда помогла
родителям найти общий язык с их приемным сыном. Когда ребенок
притирается к взрослым, всегда возникают проблемы, главное, помочь
разобраться, правильно направить.
Ученики Надежды Николаевны –
победители многочисленных областных и республикан- ских олимпиад. Сейчас
вместе с ними она работает над новым экспериментом по озеленению
территории школы. Дело в том, что почва возле школы засоленная,
подпочвенные воды находятся близко к поверхности. Со следующего года на
экспериментальной основе будут проводить контейнерную рассадку растений.
Тогда можно ждать, что территория школы будет утопать в зелени и
цветах.
А пока Н. Караченцева проводит эксперименты дома, в свободное
от работы время клеит, вышивает картины бисером, осваивает витражную
роспись, рисует на дереве. Мечтает писать картины маслом. Планов и идей
много. Только вот времени на это очень мало. Ведь есть еще внуки, дети,
домочадцы…
Главное ее кредо – всегда учиться самой и хорошо учить
детишек. И она ему неуклонно следует. Доказательством тому служат
любовь и уважение учеников и коллег.