Серьезные проекты новой волны индустриализации Казахстана, как планеты солнечной системы, имеют свои спутники. И тут такая же взаимосвязь: чем солиднее главный объект, тем больше вокруг него спутников, например, как у Юпитера. Вот с таких космических сравнений начался наш разговор на темы углубленно-земные с директором фирмы «ЭКО Service» Мусифом Жарылкасыновым. Мы встретились позавчера, когда в нашей газете был опубликован отчет акима области Болатбека Куандыкова и были, так сказать, в этой теме. На правах старого приятеля немного подначил своего собеседника. - Аким в отчете сказал практически обо всем и только о твоих проектах ни слова. Вот тут он выдал свое космическое видение того, почему его проект все-таки присутствует в отчете акима области. - У нас проект – спутник. Задача акима области - раскрутить крупные миллиардные проекты-планеты. Когда они начинают работать, в их орбите создается такое экономически-гравитационное поле, которое притягивает средние, малые и совсем малюсенькие проекты. Если проще, то гиганты промышленности создают предпосылки для появления самых разнообразных фирм. Болатбеку Баяновичу это хорошо известно, и если он тратит колоссальные усилия, чтобы запустить серьезный объект, то он просчитывает и его мультипликативный эффект. То есть появление подрядов для местных фирм самого разного калибра. Вот строится газотурбинная электростанция на месторождении Акшабулак, здесь же скоро сдадут в эксплуатацию вторую очередь установки подготовки попутного газа. Эти и другие серьезные индустриальные проекты на месторождениях нефти открывают реальные перспективы для реализации проекта, о котором в отчете акима области сказано выделенным шрифтом, - это высоковольтная линия «Кумколь-Кызылорда», но они же дают возможности таким фирмам, как наша, реализовать свои проекты-спутники. Увеличение добычи нефти и даже сохранение достигнутого уровня требует постоянного ввода в строй новых скважин. Эта работа и другие сопровождаются тем, что нефть и нефтепродукты попадают на грунт. Когда только начиналось освоение кумкольских месторождений, на это попросту не обращали внимания. Однако со временем экологические законы нашей страны становились жестче. Нефтяные компании обзавелись специальными складами, где собирался замазученный грунт. Ну, а следующим этапом стало появление таких фирм, как наша, которые, так сказать, возвращают в природный оборот испачканный грунт, очищают нефтяные шламы. - Этой работой вы занимаетесь не первый год, и о ней доводилось писать. Помню ваши вращающиеся печи, где нефть выжигается из замазученного грунта, а полученную сухую смесь используют для отсыпки внутрипромысловых дорог. А какой новый спутниковый проект вы запускаете? -Печной способ, о котором зашла речь, разумеется, соответствует всем экологическим параметрам, но труба как вы помните, у нас все равно дымит. Наши специалисты продолжили искать технологии утилизации замазученных грунтов и нефтяных шламов, которые были бы абсолютно безотходными. Поиск увенчался успехом, и теперь на 175-м километре трассы Кызылорда-Кумколь мы планируем разместить оборудование для обезвреживания нефтемаслосодержащих отходов и очистки и рекультивации нефтезагрязненных почв, которое использует принципиально другую технологию. Насколько нам известно, мы в Казахстане первые, кто собирается использовать препарат «Эконафт» для утилизации нефтесодержащих отходов. Предупреждая ваш вопрос о возможной опасности химического препарата, сразу скажу, что «Эконафт» состоит из природных компонентов и потому абсолютно безопасен в применении. Это разработка российских ученых из Курского института экологической безопасности. - Курск, конечно, находится в соседнем государстве, но ведь тоже далеко, для перевозки. Ближе чего-нибудь не нашлось? - В Курске мы приобретаем технологию изготовления «Эконафта», а компоненты для его производства мы будем приобретать в Казахстане, в соседней области. Основной компонент препарата - окиси минеральных сорбентов. Это негашеная известь или доломит, или окись хрома, или смесь всех трех сорбентов. К ним добавляются специальные вещества - модификаторы. Это тоже не из разряда чего-то необычного. Хорошим модификатором являются жиросодержащие отходы кожевенного производства, мясокомбинатов, маслосырозаводов и похожих производств. С теми, что ближе к нам, мы ведем переговоры. Негашеную известь пока планируем покупать в Южно-Казахстанской области, но, возможно, добывать будем сами в Жанакорганском районе. Пока о собственном производстве по добыче известняка в Жанакорганском районе или доломита в Шиелийском районе говорить рано, но если честно, то «Экофант» нам понравился прежде всего, тем, что мы на местном сырье можем наладить его производство для себя и других фирм нашего профиля. Мы этого обязательно добьемся, и это будет хорошей иллюстрацией мультипликативного эффекта тех крупных проектов, которые сегодня настойчиво раскручивает Болатбек Куандыков. - Вы сказали об абсолютно безотходной технологии – это надо понимать, что в приемную часть установки закладывается замазученный грунт, а с другой выходит что-то полезное, в любом другом случае вы нарушите закон сохранения вещества. - Совершенно верно. На выходе мы получаем мелкогранулированный материал для дорожного строительства. В процессе производства в трубу выходит только водяной пар. К плюсам этой технологии хотел бы добавить, что весь процесс превращения отходов в строительный материал происходит с выделения тепла (знакомая всем химическая реакция при взаимодействии воды и негашеной извести), а значит, в целом вся установка (она называется Крот-5) использует энергию только на моторах смесителя и транспортера. На экопечах, как вы знаете, приходится сжигать немалое количество мазута. - Как много замузученного грунта может переработать «Крот»? - Одна установка в год может переработать более 15 тысяч кубометров. Если будет необходимо и для нас экономически целесообразно, то мы можем «размножить» «Крота». - Каковы свойства материала, который вы будете предлагать дорожникам. - Если его использовать на внутрипромысловых дорогах, то они благодаря связующим свойствам микрогранул уменьшат их пыльность. Другой вариант - использовать этот материал в смеси с ПГС (песчано-гравийная смесь). Это позволит улучшить гидроизоляционные свойства основания асфальтобетонной дороги. - Спасибо за ваши разъяснения и надеюсь, что мы с вами обязательно встретимся – планет-проектов мног, о и у вас наверняка к ним какой-то спутник еще появится.
Игорь ТИТЕНОК.