• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ РИТМЫ «БАЛБУЛАКА»

Недавно из Павлодара вернулся танцевальный ансамбль «Балбулак» городской школы искусств «Онер». Участвуя в VI Национальных молодежных дельфийских играх, коллектив занял в номинации «Народный танец» первое место. Этот успех не случайный, а итог упорной работы руководителя танцевального коллектива, хореографа Акмарал Койшигуловой и ее коллег Людмилы Пак, Жулдызай Мауленовой, концертмейстеров Куралай Сарсенбай, Карлыгаш Калауовой и Розы Ермекбаевой. Сейчас на отделении хореографии они обучают 65 детей, решивших связать свою судьбу с танцами. После окончания КГУ им. Коркыта-ата в 1997 году Акмарал Койшигулова тру­дится в городской школе искусств. В первые годы было трудновато. Бюджет школы не позволял оборудовать необходимым танцевальный зал. Не было простейших станков, зеркал, скамеечек. Зимой (особенно в те годы, когда часто выключали свет) было невыносимо холодно, а летом донимала жара. Так что трудностей перед выпускницей университета было немало. Но Акмарал сумела в первые, самые нелегкие годы повести детский коллектив за собой. Постепенно рос престиж танцевального ансамбля. Сначала это был просто хороший коллектив, затем – один из лучших в городе, а сейчас – один из ведущих дет­ских ансамблей народного танца области. В программе коллектива в основном народные танцы. В том числе «Ак кербез» и «Хорезмский». Для этих танцев с помощью родителей сумели сшить костюмы. Особенно красивым получился костюм для танца «Ак кербез». Белые воздушные они превращают танцовщиц в стайку красивых лебедей. В этих костюмах девочки с удовольствием танцуют, превращая хореографическую композицию в яркую впечатляющую картинку. Поэтому не случайно, что танец «Ак кербез» очень понравился зрителям и заслужил одобрение жюри на конкурсе в Павлодаре. - Впечатлений от поездки на дельфийские игры у нас очень много,- рассказывает Акмарал. - Мы увидели красивые танцы в исполнении лучших групп страны. Как говорится, глаза разбегались от этого изобилия. В общем, жюри выбирать было непросто. А тут еще накал конкурсных страстей был довольно высоким. Никто не хотел быть статистом и уезжать домой с пустыми руками. Так что моим девочкам пришлось нелегко в сильной компании. И все же, несмотря на жесткую конкуренцию, мы стали первыми. - В чем оказалось ваше преимущество? - Во время исполнения танца важно все – музыка, хореография, костюмы, состав исполнителей, техника и синхронность исполнения, - ответила Акмарал, — но танец будет принят зрителями и высоко оценен жюри только в том случае, если вы исполняете его выразительно, с душой. Как раз это нам удалось сделать лучше всех. Умению быть выразительными на сцене я придаю большое значение. С первых же занятий, когда новички только начинают постигать азы хореографии, мы учим их мимике, умению улыбаться на сцене, выражать свои чувства раскованно. Поэтому у нас в репертуаре не только народные, но и современные сюжетные танцы, композиции в стиле рок-н-ролл, шуточные танцевальные миниатюры. На репетициях мы придумываем различные игры, показываем отрывки из мультфильмов. Часто звучат шутки и смех. Именно поэтому наших девочек приглашают выступать на детских новогодних утренниках, конкурсах, фестивалях и шоу-программах. Кем только они не бывают – пингвинами, медвежатами, чебурашками и другими персонажами из мультфильмов и сказок. Этот опыт очень важен. Когда девочки исполняют танцы из основного репертуара, они делают это столь обаятельно, что покоряют зрителей. По словам моей собеседницы, в школу принимают по конкурсу, при этом жюри обращает внимание на чувство ритма, музыкальность, внешние данные конкурсантов. Без этого в танцах никак нельзя. Но главнейшими критериями остаются все же любовь к танцам, желание работать над собой. Танцы даются, ох, как непросто! Внешняя легкость исполнения – это результат напряженного труда. Хочу отметить, что все наши девочки не боятся работы. Многие из них успешно учатся в средней школе и являются там активистками. Девочки умеют ценить свое время, стараются эффективно его использовать. Свое трудолюбие они переносят и на репетиции. Поэтому добиваются хороших результатов. У любого ребенка с малых лет можно развить талант, если он есть. Чем больше ты вкладываешь в него своего труда, тем больше возвращаются к тебе же все лучшие качества ученика. Он превращается в твоего союзника по творчеству. И уже вместе начинаешь реализовывать творческие замыслы, решать самые трудные задачи. Я поинтересовался у собеседницы о творческих планах. - Очень хочется осуществить постановку новых танцев, — сказала Акмарал. - Мы уже начали работать над несколькими композициями. Но наши творческие возможности ограничены отсутствием средств на костюмы. Танцевальные костюмы очень дорогие и не по карману родителям наших учениц. Школа искусств имеет очень скромный бюджет, и на костюмы расходы не предусмотрены. Более того, родителям пришлось тратиться и на капитальный ремонт зала в 2007 году, и на приобретение зеркал и скамеечек, и на изготовление станка. По словам Акмарал, престиж ансамбля «Балбулак» очень высок. Ребята часто принимают участие в городских и областных мероприятиях, праздничных концертах, конкурсах и фестивалях. Желающих попасть в ансамбль много. Но непонятно кем установленная норма в 65 человек не позволяет принимать дополнительно. На отделении хореографии трудятся три опытных педагога и три концертмейстера. Они могли бы охватить значительно больше детей. Например, в Байконуре на одного педагога в такой же школе приходится сто учащихся. При школе можно было бы открыть студию современного спортивного танца (в том числе по брейку и джазу). Дети могли бы заниматься не по три-четыре года, как сейчас, а по восемь-десять, что резко бы подняло уровень подготовки юных танцоров. Тем более, что в Кызылорде нет специализированных детских школ, обучающих брейку, хип-хопу, тик-тонику и другим популярным молодежным танцам. Надо отметить, что Акмарал не жаловалась и не критиковала кого-либо, а только высказала ряд пожеланий. Видимо, у нее и ее коллег это наболело на душе. И самостоятельно все названные проблемы им не решить. Хочется надеяться, что администрация городской школы искусств «Онер», руководители горотдела культуры и гороно прислушаются к просьбе педагогов-хореографов и окажут соответствующую помощь. Возможно, придется выйти на областной и республиканский уровень. Но усилия стоят того. Школа искусств могла бы значительно увеличить количество учащихся, что дало бы многим детям посещать репетиции, а не слонятся по улицам, не смотреть с завистью на сверстников, которым повезло больше. Это поможет решить и проблему увеличения в городе количества групп, специализированных на современных танцах. Не секрет, что Кызылординская область в этом отношении сильно отстает от других регионов. Ежегодно повторяется одна и та же картина – перед отправкой ребят на дельфийские игры (да и на другие детские и молодежные мероприятия республиканского масштаба) возникает проблема поиска танцевальных коллективов, работающих в современном направлении. Пока мы беседовали, девочки повторяли движения из танцев. Асем Куандык и Юля Нам из средней школы № 198, Фатима Бексеитова (№ 23), Айсулу Усенкельды (№ 212) и их подружки делают это с большим удовольствием и готовы хоть завтра снова участвовать в конкурсе. Как и положено девочкам, они мечтают о новых красивых костюмах, чтобы показать танцы, которые успели разучить. Они надеются, что взрослые все же помогут им осуществить их мечту, и ради этого готовы репетировать хоть каждый день.
 Владимир ВОРОБЬЕВ
13 августа 2010 13 август 2010 г. 0 0