• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

Историческое знание и национальное самосознание

(Продолжение. Начало в №№117-118).
 Напоминаем, что в заседании «круглого стола» «Историческое знание и национальное самосознание», прошедшем в гостиной «Казахстанской правды» приняли участие поэт, историк, лингвист, Постоянный представитель Казахстана в ЮНЕСКО Олжас Сулейменов; историк, культуролог, публицист Мурат Ауэзов; академик НАН РК Карл Байпаков; член-корреспондент НАН РК Меруерт Абусеитова; директор Института истории и этнологии им. Ш. Уалиханова Ханкельды Абжанов; главные научные сотрудники Жулдызбек Абылхожин, Зардыхан Кинаятулы и зав. отделом этого института Кайрат Алимгазинов; профессор, декан факультета истории, археологии и этнологии КазНУ им. Аль-Фараби Жакен Таймагамбетов; руководитель алматинского бюро пресс-службы Президента РК Валерий Жандаулетов; председатель правления АО «РГ «Казахстан- ская правда» Жанай Омаров. Ханкельды АБЖАНОВ: – Теперь что касается привлекательности нашей истории. Мы привыкли писать историю языком КазТАГа, казенным языком. А вспомните Гумилева, Шокана. Они выдающиеся ученые, но они еще умели писать красочно, литературно, доступно. Народ читал и понимал, о чем речь. Многие современные книги же понять очень сложно. Поэтому нужно разработать единую методологию, которая не должна попасть под влияние западной или советской. Она должна быть пронизана казахским пониманием истории, казахскими ценностями и ориентирами. На мой взгляд, в центре методологии должны быть три принципа. Во-первых – народ, потому что народ творит историю. Во-вто- рых – личность. Народ творит историю под воздействием личности. И в третьих – геополитический фактор. Мы должны найти базовые принципы, которые будут пронизывать методологию на- циональным пониманием прошлого. И еще. Мы историю колониального, советского периода рассматривали как объективный исторический процесс. В эти периоды мы жили по навязанному сценарию – коллективизация, индустриализация, целина. Это не наш выбор. Когда мы будем исходить, изучая историю, из интересов своего народа, своих лидеров и своих геополитических факторов, друзья мои, мне кажется, тогда у нас будет интересная, полноценная, объективная история. Мурат АУЭЗОВ: – Я думаю, что по своему потенциалу это замечательная, исключительная встреча. Хочу поздравить «Казахстанскую правду» с такой хорошей инициативой. Хорошо, что появилась такая гостиная, где можно собираться, обмениваться мыслями. Что касается обсуждаемой темы, сегодня складывается потенциально богатая возможностями ситуация, когда можно всерьез волнующую нас тему обсуждать и сделать дискуссию достоянием общества. Прежде всего, я бы хотел говорить в том контексте, в котором обозначена общая формулировка: историческое знание и национальное самосознание. Во-первых, мы должны рассматривать сам феномен междисциплинарного изучения истории как некую арифметическую сумму существующих дисциплин. Здесь очень важно, чтобы каждая из них обогащалась философией другой дисциплины. Только тогда возможно взаимодействие форм общественного сознания. Крайне важно, чтобы носители этих дисциплин внесли в такие общие разговоры некое суммированное, лучшее, позитивное содержание того, чем они владеют, включая инструментарий. В итоге это поможет сформировать качественное национальное самосознание. Я уже не говорю о том, что я разделяю абсолютное большинство тезисов Марата Тажина, в том числе о том, что мы многосоставный во многих смыслах народ. И поэтому, когда мы говорим о национальном самосознании, подразумеваем некое совокупное высокое качество существующих форм сознания. При этом неразвитость какой-либо одной из форм общественного сознания губительно сказывается на его суммированном качестве. Историей интересуюсь давно. Если ты любишь литературу, поэзию, родину, язык, культуру, невозможно по-другому. В 1960-70-е годы был удивительный всплеск исторического самосознания. Я как критик или, скажем, как аналитик гуманитарный на эту ситуацию смотрел и могу сказать, что роль литературы была колоссальной. Она стала ведущей в гуманитарной сфере общественного сознания. Громко звучали имена Есенберлина, Магауина, Сулейменова. Пошла мощная волна, которая в литературе предопределила очень многое. Тогда был ощутим императив того времени – было понятно, что это время значило для живущих на этой земле. Тогда не только в Казахстане, но по всей территории Советского Союза пошли процессы брожения, инакомыслия. И в этом контексте звучала поэзия, которая действительно поднимала народ с колен. Ситуация была нетерпима, поскольку были сплошные императивы тоталитарного режима, и во-вторых – это были императивы империи. И вот сложилось время, когда мы против этого взбунтовались в целом как общество. Мы искали друг друга и находили. Была общественная потребность, чтобы появлялась такая поэзия, как у Олжаса Сулейменова, и такая проза, как у Ильяса Есенберлина. Это был мощный прорыв суверенитета гуманитарно-художественного сознания. В то время прошла пятая конференция писателей стран Азии и Африки и был получен колоссальнейший опыт деколонизации, в том числе духовной, что было крайне важно. Сегодня, когда открываются новые возможности, я бы предложил осмыслить следующий тезис. Что есть наше сегодняшнее время? Каковы его главные императивы? Что нам грозит сейчас? И в этом поиске нашим главным оружием является не спекулятивное, не псевдопатриотичное, а настоящее, диалектическое знание. Когда писали концепцию программы «Мәдени мұра», мы вышли на середину первого тысячелетия до нашей эры, именно в эту пору складывалась государственность на нашей территории. Это было время выхода кочевников на евразийские просторы, стимулирование рождения Великого шелкового пути. С того времени эти процессы идут в преемственной, причинно-следственной связи. Мне, конечно, жаль, что нами мало изучается Караханидская эпоха X-XI веков. Это время развития тюркского начала. Это преодоление персидского, арабского влияния. Это время, когда развивались города, когда были и земледельцы, и кочевники. То есть историю нужно рассматривать комплексно. Нельзя готовить товар, который не только не нужен потребителю, но даже и вреден. Что касается программы «Мәдени мұра» – это великолепная, беспрецедентная программа, благодаря которой мы приобрели большой опыт, активно исследовали происхождение нашего этногенеза, самого слова «казах». Но нужно исследовать наше прошлое не только по вертикали, и мы это прописывали в концепции программы, но изучать историю взаимодействия с соседями. Какие процессы происходили во взаимодействии с Китаем, с ираноязычным миром, с палестинским миром, если хотите? Какие удивительные процессы происходили между Востоком и Западом? А мы об этом не говорим. Не говорим не только об этих дальних соседях, но и о ближних. Ни слова о казахско-кыргызских отношениях, ни слова о казахско-узбекских, таджикских отношениях, ре- гиональных наших связях и так далее. Умно ли осуществлена эта великолепная, хорошо задуманная программа. Я считаю, что нет. Это была эмпирическая, взлохмаченная программа, но она не привела к тем логическим результатам, к которым должна была привести. Я думаю, что ее нужно продолжить программой «Духовное наследие», которая поможет нам мобилизоваться, пропитаться друг другом, нашим консолидированным духом, помочь извлечь из истории высокие смыслы, имеющие значение для нашего народа, для человечества. Очень плохо, что в программе «Культурное наследие» мы совершенно упустили всемирные процессы, которые происходили в то время. Это феномен великого переселения народов, или эпоха великих географических открытий, и как это все сказалось на протоказахах, казахских ханствах. Мы идем на свидание с историей, мы должны ее уважать. Нужно начать мыслить, переступая наши узкопрофессиональные коридоры. Нужна философия истории. И мы должны понимать, что это требование к каждому из нас. Зардыхан КИНАЯТУЛЫ: – Один историк как-то сказал о том, что японцы якобы написали историю своего государства и теперь приступили к написанию истории других стран. Но я считаю, что история – это процесс, который развивается вместе с народом. Думаю, что Мурат Ауэзов хорошо знаком с историей Китая, которая насчитывает 28 веков. Но китайцы не считают, что их история уже написана, как не считает и Греция. Казахстан – молодое государство, но у нас тоже есть своя глубокая и богатая история. Однако нет ее должной оценки. Потому нам не хватает исторического воспитания, исторического сознания. К сожалению, когда наши ученые исследуют историю, большинство из них ищут в ней себя, свои исторические корни. Если не находят, теряют интерес к этой теме. Считаю, что этого не должно быть. Убежден, что при написании нашей национальной истории нам надо уйти от нескольких ошибок: избежать «измов», исторических догм, авторитаризма. В выступлении Госсекретаря Марата Тажина на заседании межведомственной рабочей группы были слова о том, что если ты забудешь прошлое, будущее забудет тебя. Очень хорошие слова. Считаю, что советский период нашей истории надо изучить разносторонне, и с точки зрения нашей национальной истории. Этот период отражен только с положительной стороны, но мы должны рассмотреть его объективно. Еще одна проблема – это преклонение перед авторитетами. Я не говорю о конкретных личностях… Историки должны опираться только на исторические факты, а не прибегать к мифам. Нам надо написать свою фундаментальную историю, начиная с кыпчакского периода, как непрерывный культурный процесс, происходящий на одной территории, как непрерывное развитие элементов государственности. На территории Казахстана до Казахского ханства было около 12 государств. На протяжении веков они меняли свои названия, это был непрерывный процесс, который развивался на одной территории, благодаря этногенезу, культуре. Если мы будем писать свою историю исходя из этих принципов, она будет правдивой и объективной.
 (Окончание в следующем номере.
 (Газета «Казахстанская правда» от 27 июня с. г.).
13 августа 2013 г 13 август 2013 г. 0 0