Тауфик Аль-Хаким родился в 1989 в Александрии. Параллельно с учебой в Высшей юридической школе, а затем и работой следователем он занимался литературой. Ив 1933 году написал первый в современной арабской литературе социально-бытовой роман «Возвращение духа». Затем из-под его пера вышли рассказы, очерки, философские эссе. В своих работах мастер слова отстаивает принципы реалистического искусства и в 1960-х годах в поддержку прогрессивных преобразований в арабских странах выступил с осуждением империализма и войны. Его имя внесено золотыми буквами в историю Египта как писателя, литературного критика и общественного деятеля. Под влиянием творчества Бернарда Шоу и других писателей, работающих в жанре романтических и символических драм он создает произведения «Спящие в пещере», «Пигмалион», «Шахерезада» и другие пьесы, которые впоследствии стали новым течением, именуемым как интеллектуальный театр.
Пьеса «Растерявшийся султан» основана на арабской легенде. В ее сюжете – раскрытие тайны происхождения предводителя мамлюков султана, который на самом деле оказывается простолюдином и рабом. Вначале правитель решает послать на казнь человека, знающего тайну, дабы сохранить таинство происхождения и власть. Но неожиданно задается вопросом «Меч или Закон?» и после раздумий отменяет казнь…
События набирают оборот, когда верховный судья, дабы не нарушить законодательство, предлагает выставить султана на… аукцион, где его должны выкупить, дать свободу и вновь провозгласить правителем. На городской площади собирается народ, которому объясняют суть дела и мнимую процедуру продажи раба-султана. Люди соглашаются. Начались недол-гие торги, в результате которых его продают женщине. Та неожиданно отказывается давать купленному рабу-султану вольную, а значит вот-вот сорвется сделка правителя с народом. Женщина на какое-то мгновение выступает как вершительница судьбы правителя мамлюков. Визирь и верховный судья, используя все красноречие, взывают к толпе, дабы вызвать презрение людей к поступку дамы.
Пламенную речь своих помощников прерывает самсултан, готовый достойно смириться сприхотью женщины. Демонстрация чести и порядочности правителя трогает женщину, и она, переборов свои желания, просит в качестве платы за вольную всего одну ночь с султаном. Он понимает, что дамой движет влюбленность, и соглашается.На следующее утро дама сдерживает обещание и ставит подпись в документе, в качестве благодарности вновь провозглашенный правитель дарит ей самый дорогой бриллиант. Пьеса, написанная в 1960-х годах, актуальна и по сей день и повествует не только о чиновничьих методах, находящих лазейки в Законе, но и рассказывает о чести, достоинстве и любви.
Режиссер-постановщик Хусеин Амир-Темир сумел построить игру актеров так, чтобы отразить главный замысел автора – представить зрителю правду о жизнисултана. Однако не обошлось и без накладок. Слишком резкое музыкальное сопровождение отдельных сцен настолько резало слух, что слова актеров тонули в громе музыки, которая не только отвлекала зрителей, но порой и мешала понять, что происходит на сцене.
В трех действиях всего два раза менялись декорации, и минимализация, кстати, очень уместная, относитсяк современному подходу постановки. Невольно вспомнился «Жалантос Бахадур», представленный кызылординской труппой на театральном фестивале. Тогда излишняя детализация сценографии в эпохе тех лет чуть ли не затмила игру актеров.
Роль султана сыграл молодой актер Руслан Ахметов, который характерно, ярко и образно представил гордыню и честность правителя и трагикомично продемонстрировал растерянность правителя в сложной ситуации. Взбалмошность и дерзость вкупе с наивностью и нежностью женщины профессионально сыграла актриса Айгуль Байдильдаева.
Аида ИБРАЕВА.
« Апрель 2025 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 |