Жанибек ИСАЕВ
Прошлым летом «КВ» уже писали о том, что в Кызыл¬орде начато строительство двух надземных пешеходных сооружений – возле университета «Болашак» и на улице Казыбек би (рядом с торговым центром «Жайна»). Сегодня действует один переход – около университета, строительство второго продолжается.
Автор этих строк не только осмотрел новый переход, но и прошелся по нему. Переход выполнен из металлоконструкций, из бетона только опоры. Подъемы на мост покрыты полукруглым поликарбонатом голубого цвета, лестничные марши оборудованы скамейками. Сорок четыре ступени ведут вверх и столько же – вниз. Плюс на основаниях моста по обе стороны по две ступени из бетона. Итого девяносто две. Сам пролет примерно в 20-25 метров достаточно широкий, по всей его длине смонтированы фонари. Словом, сооружение выглядит привлекательно.
Чаще всего надземным переходом пользуются студенты и преподаватели находящихся поблизости учебных заведений. Рада ему, например, преподаватель КГУ имени Коркыта-ата Жанар Избасарова. Учебный корпус №9, где она работает, находится неподалеку.
— Наконец-то есть переход! Сейчас все куда-то спешат, торопятся, в том числе – автомобилисты. Хорошо, если при этом водители соблюдают правила дорожного движения. Но это далеко не так, — считает педагог. – И среди пешеходов есть люди, которые запросто могут выбежать на дорогу.
— Я живу неподалеку, в день мне и моим внукам здесь приходится переходить дорогу по несколько раз, — говорит пенсионер Жылкайдар Нариманов. — Раньше перейти дорогу было небезопасно, того и гляди под колеса угодишь. Теперь переход стал безопасным.
По мнению аксакала, надземные переходы в городе нужны и в других местах. Например, возле «Нового базара», в микрорайоне «Шугыла», где по соседству расположено несколько школ.
А у Каншагуль-аже свое мнение. Бабушка живет в Тасбогете, но часто сюда приезжает к стоматологу. Ей трудно каждый раз подниматься и спускаться по ступенькам. Приходится по пути делать несколько остановок, чтобы перевести дух, отдышаться. Она считает, что таким, как она, было бы намного легче, если бы построили подземный переход. К тому же ее, а также других жителей не устраивают кое-какие детали моста. По мнению специалиста филиала АО «Банк ЦентрКредит» Акерке Айдиевой, например, поликарбонатом нужно было покрыть не только подъемы, но и весь пролет. Тогда здесь под ногами всегда было бы сухо и чисто. А еще общую картину не только сооружения, но и города портят железобетонные балки, сложенные на всю высоту пролета по обе стороны моста. Их, по мнению кызылординцев, строителям надо было заштукатурить или закрыть облицовочными плитами.
Как сообщил заместитель руководителя областного управления архитектуры и градостроительства Султанбай Конарбаев, бетонные балки сложены временно и служат как вспомогательная подпорка к основным опорам моста. По техническим требованиям они должны простоять в течение 28 дней, затем их уберут. А что касается покрытия всего пролета, то это проектом не предусмотрено.