КТО ОТВЕТСТВЕН ЗА СЧЕТЧИК?
Таша БЕРЕЖНАЯ
До недавних пор общественность Кызылорды обсуждала вопрос установки общедомовых приборов учета. Сомнения были не по поводу их установки в домах — необходимость эта понятна, большинство кызылординцев не устраивали расходы, которые должно было платить население. Цена самого счетчика и работ в многоэтажке зашкаливала за несколько сотен тысяч тенге. Но тут на помощь горожанам пришла государственная программа по модернизации ЖКХ, и, казалось бы, этот вопрос был решен. Но возник другой — кто будет обслуживать эти приборы учета?
Бесспорно, программа государства по модернизации многоквартирных жилых домов своевременная, нужная, полезная. Прежде всего и потому, что включает в себя установку общедомового прибора учета тепловой энергии, который устанавливают обычно в подвале. Он считает, сколько тепла потрачено на обогрев дома, какая температура теплоносителя на входе и на выходе из дома, сколько кубов воды в системе отопления прошло через данный дом, когда и сколько воды было слито с системы отопления (жильцами или в результате утечки). Информация хранится в памяти прибора в течение пяти лет. Прибор этот недешевый, к примеру, для 100-квартирного жилого дома он будет стоить около 400 тысяч тенге, и, что немаловажно, покупка прибора заложена в смету тех домов, которые входят в программу модернизации.
– В связи с введением в действие Закона РК «Об энергосбережении и энергоэффективности» потребители должны производить оплату за потребленную тепловую энергию дифференцированно – в зависимости от наличия или отсутствия приборов учета тепловой энергии, – говорит директор департамента естественных монополий по Кызылординской области Нурлан Примов. – Другими словами, потребители, проживающие в жилых домах, где не установлены приборы учета тепловой энергии, будут вести оплату по увеличенному тарифу, в отличие от тех, в чьих домах такие приборы имеются. Для юридических лиц, также не имеющих приборов учета, тариф будет выше на 50%. Такая система тарификации сегодня является свое-образным рычагом, при помощи которого государство обращает внимание потребителя в сторону установки счетчиков, а, следовательно, и в сторону экономии теплоэнергии.
Ни для кого не секрет, что плата за отопление составляет солидную часть из общей доли коммунальных услуг. Естественно, каждый потребитель хочет определить, насколько соответствует реальное потребление тепла, воды и электроэнергии выставленным счетам. Уже доказано, что установка такого прибора экономит средства потребителей от 20% до 30% за отопительный сезон при условии рационального использования тепловой энергии. Помимо этого в руках абонентов оказывается достоверная и полная информация о ситуации с теплоснабжением на объекте, о температуре подаваемого теплоносителя, его расходе в системе отопления.
И это, конечно же, хорошо. Но при условии, если есть ответственный, который каждый месяц снимает показания теплосчетчика. У предпринимателей в этом плане проще. Они за свой счет устанавливают теплосчетик, и предприятие, которое его установило, обслуживает этот прибор учета. А вот в многоэтажках таких обслуживающих предприятий нет, самим тепловикам невыгодно ходить по домам и ежемесячно снимать
показания.
Сегодня в некоторых многоэтажках собирают деньги на человека, который должен следить за теплосчетчиком, передавать показания в теплоснабжающую организацию и т.д. Гражданин в теплые дни спускается в подвал и самостоятельно перекрывает вентили на отоплении, чтобы меньше расходовалось тепло. Осенью он не включает отопление до последнего, а весной старается как можно раньше его отключить. Конечно, это не дело. А если бы были закрепленные за каждым домом предприятия, отвечающие за обслуживание и эксплуатацию теплосчетчиков, то такой самодеятельности не было бы.
Сегодня чтобы содержать и обслуживать только теплосчетчик, нужно в среднем от 60 до 100 тысяч тенге на отопительный период, а еще кто-то должен нести ответственность за его сохранность, считать энергоэффективность здания от установки прибора учета тепла...
Кстати, когда специалисты говорят об энергосбережении, то чаще всего рассказывают лишь о том, как сберечь тепло в доме, а о том, что теплосчетчики нужно обслуживать, ни слова.
Для теплоснабжающих организаций основной задачей и обязанностью является подача тепла, и понятно, им не выгодны приборы учета, они редко снимают с них показания. Да и чтобы обслуживать приборы по-настоящему, нужно иметь средства и штат квалифицированных специалистов.
Вопрос ответственности за теплосчетчик сегодня открыт. Он неоднократно поднимался на различных совещаниях, но дальше разговоров дело не пошло. Автор этих строк обратился в городской отдел жилищного хозяйства за разъяснением, но там специалисты не смогли дать ответ и перенаправили нас на ТЭЦ, но там сказали, что отвечают только за подачу тепла, а не за счетчики.
Какой выход? Может быть, возложить обязанности по обслуживанию и сохранности счетчиков на предприятия, которые их устанавливают? Разу-
меется, все это оговорив в специальном документе.