• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ГОВОРЯТ УЧАСТНИКИ КОНФЕРЕНЦИИ

Абдижалел БАКИР,  
профессор Казахского гуманитарно-юридического  университета, доктор политических наук:

— Одно из главных достояний независимости Казахстана — это то, что мы получили возможность открыто говорить о ранее запрещенных темах, в том числе о легендарной личности казахского народа Мустафе Шокае. До начала эпохи гласности само имя этого человека было под запретом. В связи с тем, что информация была скудной и односторонней, имя М.Шокая было ошибочно связано с Туркестанским легионом. С обретением независимости в стране начали издаваться отдельные произведения Шокая, тематические материалы и мнения, обнародоваться единичные исторические факты. Но даже по ним можно представить, о чем писал М. Шокай, о чем мечтал, какие цели преследовал, кого защищал. И нетрудно увидеть цельную фигуру личности, неутомимого борца за справедливость. Нельзя не увидеть также, что только Советская власть считала М.Шокая своим врагом, а все другие страны знали его как признанного лидера — вождя национально-освободительного движения. Не случайно исследования, посвященные его жизни и деятельности, выходили в издательствах Оксфорда, в Беркли, Кембридже, Берлине, Париже, Мюнхене, Кёльне, Нью-Йорке и других городах мира. Имя Мустафы Шокая широко известно всему тюркскому миру.
Безусловно, М.Шокай был истинным борцом за равенство и независимость народов Средней Азии и Казахстана. Он оставил глубокий след в истории как демократ и просветитель, широко освещавший проблемы истории и культуры народов тюркского мира. Помимо прочего он был  высокообразованный человек. С отличием окончил русскую гимназию в Ташкенте, юридический факультет Петербургского университета. Свободно владел английским, французским, немецким, турецким и арабским языками, что позволило ему выступать с докладами и аналитическими обзорами во многих европейских странах.
М.Шокай был выдающимся государственным деятелем, писателем и журналистом. Я ознакомился со многими трудами М.Шокая. Нужно отметить, что его стиль, почерк, логика мышления – особенные. Его материалы отличаются  лаконичностью и точностью, всегда бьют в «десятку». Оставаясь верным своим принципам и идеям, он имел все то ценное, человеческое, что может и должно быть у неординарной и талантливой личности.

Досмухамбет КИШИБЕКОВ,
академик НАН РК, профессор Казахского национального технического университета им. К.Сатпаева, доктор философских наук:

— Мустафа Шокай – это выдающая личность, истинный  патриот,  неутомимый борец за демократию и справедливость, пожертвовавший собой ради интересов своего народа. И отрадно, что руководство Кызылординской области уделяет особое внимание его 125-летию, проводит значимые общественно-культурные мероприятия.
В обществе долгое время складывалось мнение о том, что М.Шокай предал Родину, был сторонником тех сил, которые боролись против нашей страны. Но история расставила все по своим местам.
Я бы хотел выделить три момента в его характере. Во-первых, это невероятная смелость. М.Шокай боролся не против отдельной личности, как это делал Лев Троцкий, а против советской системы. Его судьба, решительность и твердая приверженность своим принципам схожи с  позицией Александра Герцена — борца против крепостного права.  Примеров этому можно привести множество.  
Во-вторых, М.Шокай был провидцем. Он четко знал свою цель и  пришел к выводу о том, что достичь ее можно, лишь объединив мусульман: казахов, киргизов, кумыков, азербайджанцев… Так у него зародилась идея «Туркестанского союза». На  IV Всемусульманском съезде 27 ноября 1917 года в Коканде было объявлено о создании Туркестанской автономии. В принятых документах  декларировалась необходимость установления с Россией экономических отношений на основе равенства и взаимовыгодных интересов. Но Коканд оказался беззащитным перед натиском большевиков. В итоге преследуемый властями М. Шокай был вынужден покинуть родные края и продолжить борьбу за независимость  своего народа в эмиграции.
В-третьих, я бы отметил преданность М.Шокая своим принципам и жизненным позициям. Ему не раз предлагались высокие политические должности, включая пост министра. Но он отказался от всего ради своей идеи и не отступил от веры.
 Биография М.Шокая, многие документы еще не до конца изучены. И наша задача – сделать неизвестные факты его жизни достоя¬нием общества.

Алтыншаш ЖАГАНОВА,
писательница, общественный деятель, главный редактор журнала «Казакстан айелдері»:

— Это замечательное событие. Я считаю, что это продолжение празднования 550-летия нашего государства, так как Мустафа Шокай имеет прямое отношение к истории. Конечно же, его судьба очень тяжелая. Большую часть жизни провел вне Родины. Сегодня я думаю, что его дух поддерживает нас, мы имеем ту независимость, то государство, о котором мечтал Мустафа Шокай.
Что мы знаем о нем? Он – выходец из состоятельной семьи, дед его ведал делопроизводством у кокандского хана, а отец был судьёй. Мустафа с детства чувствовал собственное положение в обществе, и не мог не понимать, что с присоединением края к России бесконтрольная прежняя власть над народом для правящей верхушки ханства постепенно будет сужаться. И молодой Мустафа решает дальновидно, как ему тогда казалось, интегрироваться в российскую государственную власть, чтобы с её помощью сохранить собственные привилегии. Но для того, чтобы получить необходимую должность и продолжить отцовскую династию, нужно было получить российское юридическое образование. Мустафа едет в Петербург учиться на юридическом факультете университета.
После падения самодержавия, глава Временного правительства А. Керенский назначил его уполномоченным по Туркестанскому краю. Но у молодого честолюбивого Мустафы проявились собственные националистические чувства. Он с помощью соратников по эсеровскому кружку ведёт агитацию за создание автономного мусульманского государства с прицелом на полное отделение от России. Об этом хлопочет и издаваемая им газета «Бірлік туы». После падения Временного правительства, была образована Кокандская автономия. Мустафа Шокай стал её руководителем. Однако лишь три месяца отвела история этой автономии, она рассыпалась под напором триумфального шествия Советской власти.
Мустафа Шокай — замечательная личность, подлинный сын казахского народа. За свою недолгую жизнь он сделал очень многое. Сегодня мы являемся свидетелями 12-томного издания его трудов.

Бейбит  КОЙШЫБАЕВ,
 историк, шокаевед:

— История казахской периодической печати связана  непосредственно с именем Мустафы Шокая. Еще до своей эмиграции  он осознал  важную роль газет и журналов в политической борьбе, поэтому принимал активное участие в выпуске и определении  идейной направленности газеты «Бірлік туы» («Знамя единства»). К сожалению, газета, издаваемая в 1917 году в Ташкенте, в апреле 1918 года перестала выпускаться.
Также Мустафа Шокай был членом редакционной коллегии  газеты «Улуғ Түркістан», издаваемой с апреля 1917 года по инициативе  Национального центра мусульман Туркестанского края. В этой газете публиковались статьи на темы единства тюркских народов, колониальной политики Советского правительства, национальной свободы. Хотя  главным редактором газеты был представитель казанских татар Фатих Керими, но в определении ключевых позиций  издания  решающим было мнение Шокая.  
С первых дней основания Советской власти Шокай понял, что новая власть не принесет никаких демократических изменений, что она представляет собой продолжение политики  царской России, и он был вынужден покинуть Родину.
Табу на Мустафу Шокая впервые нарушил писатель Ануар Алимжанов, в 1992-м году опубликовав в газете «Қазақ әдебиеті» большую статью. Спустя три года на совещании в ЦК КП Казахстана был поднят вопрос о реабилитации Шокая.
Находясь в эмиграции, Мустафа Шокай совмещал политическую борьбу  с деятельностью публициста, редактора, используя  информационные средства,  как главное  орудие в  борьбе за национальную свободу. Я считаю, что нынешнее поколение надо воспитывать на нашей истории. Для этого молодежь необходимо знакомить с многочисленными трудами Мустафы Шокая.

Султанали БАЛГАБАЕВ,
общественный деятель, профессор, писатель-драматург:

— Личность борца за независимость Туркестана Мустафы Шокая сейчас необычайно популярна. Шокай — гордость не только казахского народа, но и всего тюркского мира.
Мустафа Шокай хотел объединить под единым тюркским знаменем народы Средней Азии, мечтал о свободе и процветании своего народа. В этом плане, на мой взгляд, было бы уместно провести  параллель между личностями Мустафы Шокая и идеолога единения тюркского мира, одного из учредителей первого турецкого политического движения «Иттихади Османие», впоследствии превратившегося в младотурецкую партию «Единение и прогресс» Али бея Гусейнзаде. Также мне бы хотелось уделить особое внимание эмигрантской судьбе Мустафы Шокая, в частности, периоду его жизни, который он провел в Баку и Стамбуле. Известно, что через казахские степи и Каспийское море Мустафе удалось благополучно прибыть в Баку, где он находился весной 1919 года до своего отъезда в Тифлис. Этот пе¬риод его жизни хорошо запечатлен в фильме казахского кинорежиссера  Сатыбалды Нарымбетова – «Мустафа Шокай».
Статьи, опубликованные Шокаем в журнале «Жана Туркестан», охватывали политическую, экономическую и культурную стороны жизни Туркестана, разделенного советскими властями на несколько частей. С этой точки зрения труды Шокая, опубликованные в данном журнале и других изданиях, имеют огромное историческое значение. Статьи «Туркестанский вопрос», «Национальная политика, проводимая Советами в Туркестане», «Советская политика голода в Туркестане», «Туркестану угрожает голод», «Новая волна русской переселенческой политики и миссия туркестанцев» и другие, представляют собой большую научно-историческую ценность.
13-10-2015 13 октябрь 2015 г. 0 0