• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

БЕЗ ОТРЫВА ОТ ПРОИЗВОДСТВА

София АЛДАМЖАРОВА
БЕЗ ОТРЫВА ОТ ПРОИЗВОДСТВАСамыми востребованными специалистами сейчас, как и лет десять-двадцать назад являются газоэлектросварщики, слесари, сантехники, токари, строители, дорожники, электрики…
Особенно остро дефицит технических специалистов проявился с началом реализации государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития. Достаточно взглянуть на объявления о вакансиях в местных газетах: предприятиям нужны сметчики, каменщики, стропальщики, бетонщики, штукатуры-маляры, машинисты-экскаваторщики, бульдозеристы… В какой-то степени кад¬ровый голод помогает утолить гос¬программа «Дорожная карта занятость-2020», одним из направлений которой являются подготовка и переподготовка кадров. Стали традиционными и ярмарки вакансий, в которых принимают участие сотни работодателей и тысячи соискателей.
По данным Министерства труда и социальной защиты населения РК, в рамках государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития до 2020 года в стране наблюдается наибольшая потребность в кадрах для транспортной отрасли, горно-металлургической, в нефтяном секторе, туристической индустрии и машиностроении. Но по данным статистики, у нас всего около тридцати процентов занятого населения имеет профессионально-техническое образование. Заполнить брешь в плане подготовки технических кадров призваны профессиональные колледжи.
Квалифицированных технических специалистов готовят в Кызыл¬ординском колледже строительства и бизнеса (бывший профтехлицей № 6). Отметим, что благодаря профилизации колледжей были сокращены дублирующие друг друга специальности. То есть, если раньше в нескольких колледжах одновременно готовили специалистов одинакового профиля, к примеру, поваров или электронщиков, то сейчас такого нет. Так, в колледже строительства и бизнеса  появились такие востребованные на рынке труда специальности, как мебельщик, мастер теплотехнического оборудования и системы обеспечения тепла, сметчик…   
— Реализация программы форсированного индустриально-ин¬но¬вационного развития требует новых подходов к подготовке технических кадров, — говорит директор колледжа Орынбай Куанышбаев. – Именно поэтому сейчас большое внимание уделяется дуальному образованию. Извечной проблемой образования является ра зрыв между знаниями, которые учащиеся получают в учебном заведении и требованиями практики. Этот пробел и должна восполнить система дуального обучения, которая совмещает теоретическую и практическую подготовку учащихся. Причем она отвечает интересам всех участвующих в ней сторон: предприятий, работников и государства. Для предприятия дуальная система — это возможность подготовить для себя кадры, экономия на расходах по поиску и подбору работников, их переучиванию и адаптации. Для студентов – это шанс быстрее научиться премудростям выбранной профессии, после окончания профессионального лицея им гарантировано  рабочее место. Польза дуальной системы для государства в том, что будут решены задачи подготовки квалифицированных кадров для экономики. Элементы дуального обучения начали внедрять и в нашем колледже. Студенты, обучающиеся по специальности «Мебельщик» проходят практику на базе ТОО «Сыр жихазы», «Халык жихазы», «Асар». Иными словами, один-два дня  в неделю занятия проходят в училище, все остальное время студенты закрепляют знания на этих предприятиях. Более того, они получают за свой труд заработную плату в размере сорока тысяч тенге.  
Надо сказать, что в колледже есть свой столярный цех, здесь будущие мебельщики пробуют применять теоретические навыки на практике. Столярный цех при колледже существовал практически со дня его основания. В свое время деревянные предметы быта, сделанные руками студентов, пользовались большим спросом у горожан. Таким образом студенты не только набирались опыта, но и имели возможность заработать. Сейчас такая практика в колледже возрождается. В перспективе в столярной мастерской по заказу мебельных компаний планируется изготавливать современную корпусную  мебель по дизайнерским эскизам.   
— Глава государства неоднократно подчеркивал необходимость развития технического и профессионального образования. При этом акцент всегда ставился на активное участие бизнеса и работодателей в подготовке кадров, — продолжает
О. Куанышбаев. — Практика подготовки профессионально-технических кадров с участием представителей бизнес-ассоциаций и работодателей в нашей области существует уже несколько лет. Успешно осуществляется она и у нас. Нашими партнерами на протяжении многих лет являются компании «Асар», «Кызылорда энергосбыт», «Бек и К», «Султан суйрик», «Бабас», «КСМиК», кафе «Кыз жибек», «Акниет», «Альбион» и другие. Считаю, что дополнительным элементом для подготовки квалифицированных кадров должна служить передача колледжей в доверительное управление крупным предприятиям области. Да, работодатели стали  включаться в процесс подготовки кадров для
своих предприятий, но нужно еще более активизировать этот процесс, работодатели должны быть заинтересованы в подготовке кадров для себя и у себя на производстве. Для того, чтобы студенты знали специфику работы предприятия и вышли из стен колледжа подготовленными, без пяти минут квалифицированными специалистами. Вот в этом и есть основная суть дуального обучения. А колледжи всегда готовы и рады такому взаимовыгодному сотрудничеству.
Говорить, что работодатели абсолютно пассивны в деле подготовки кадров для своих предприятий нельзя. Позитивные сдвиги имеются. Так, примером взаимовыгодного сотрудничества может служить  компания «Бест-сервис», которая готовит для себя кадры в Кызылординском индустриально-техническом колледже на основе корпоративного управления. Компания совместно с ТОО «Аль-Асад» и «Раим» создали так называемый консорциум в сфере сервисных услуг. В результате совместно с колледжем организован полный цикл обучения и практики студентов на базе этих предприятий. Желание принимать участие в подготовке кадров изъявили компании «Камкор-вагон», которая сотрудничает с Казалинским транспортно-техническим колледжем, «Казатомпром», «Нурай», «Фотон», «Планета «Меркурий», «Сырэнергогаз-3», «РЗА», КРЭК, «Асар», «Балауса» и другие. Но, думается, необходимо создать и  разработать  экономические  стимулы для  работодателей, к примеру, в сфере налогообложения. В республике разработан проект Дорожной карты дуального образования, согласно которой в каждом регионе определены колледжи, которые  будут переданы в управление  или будут тесно работать с предприятиями. В ближайших планах — решить, как вовлечь работодателей  в процесс  подготовки кадров.
— Работодатели часто выра¬жают претензии и критикуют качество специалистов, хотя зачастую сами бывают недоступны для прохождения практики студентов и профессиональной  стажировки преподавателей, — говорит методист колледжа строительства и бизнеса Багдаулет Дурманов. – К сожалению, на производстве фактически забыто понятие профессионального наставничества. Это отношение  нужно менять, производство должно стать практической учебной площадкой для подготовки кадров. Здесь важна роль палаты предпринимателей.
Надо отметить, что в деле подготовки кадров, развития профессионального образования региональная палата предпринимателей принимает непосредственное участие. К примеру, при палате был открыт учебный центр, целью которого является подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих кадров, необходимых для компаний и предприятий, занимающихся перевозкой, строительством и ремонтом зданий и автомобильных дорог. Особенность центра заключается в том, что на его базе будет проводиться оценка уровня профессиональной подготовки выпускников, а также будут организованы курсы для преподавателей и мастеров производственного обучения колледжей.
Сейчас опытные площадки по внедрению элементов дуального обучения созданы на базе восьми колледжей региона. Разработана экспериментальная региональная программа совместно с региональной палатой предпринимателей «Внедрение элементов дуальной технологии».

В этих восьми колледжах апробация программы будет вестись по семнадцати новым специальностям. Отныне при подготовке специалистов будут ориентироваться на потребности работодателей в тех или иных технических кадрах, а также исходя из баланса трудовых ресурсов, разработанного по инициативе акима области, чтобы понять, в каких кад¬рах нуждается экономика региона. К примеру, нужны кадры в горно-металлургической сфере, дорожники, строители, ветеринары, мелиораторы, токари, монтажники… Поэтому в профессиональных колледжах оптимизировали девять специальностей, которые дублируют друг друга. Это такие специальности как повар, оператор ЭВМ, швея… Вместо них открыли новые, востребованные. К примеру, в Кызылординском индустриально-техническом колледже будут готовить по таким специальностям, как мастер холодильно-компрессорного оборудования, по ремонту и обслуживанию бытовой техники и оборудования телекоммуникаций, а в колледже строительства и бизнеса – мебельщиков, мастеров теплотехнического оборудования и системы обеспечения тепла. В Кызылординском аграрно-техническом колледже имени И. Абдукаримова открылась специальность «Стекловолокно и производство стеклянных изделий». Новые специальности появились и в гуманитарном колледже имени М. Маметовой. Здесь готовят специалистов по вычислительной технике и программному обеспечению, техников-программистов, техников по защите информации.  Начата работа по перепрофилизации индустриально-аграрного колледжа в поселке Шиели на подготовку специалистов горно-металлургической отрасли. Здесь будут готовить машинистов буровой и компрессорной установки, специалистов переработки полезных ископаемых и других.  
— Спрос на рабочие профессии был и будет всегда, — говорит О. Куанышбаев. — Наши выпускники востребованы, об этом говорит то, что ежегодно более восьмидесяти процентов трудоустраивается. У нас готовят электромонтеров, токарей, дизайнеров-оформителей, поваров, строителей широкого профиля, которые находят работу по своей специальности. Почти все выпускники прошлого года прошли специальное тестирование, своего рода аттестацию по специальности, получили сертификаты, которые являются безотказным пропуском на новую работу.
Новую специальность сборщика мебели по дуальной системе обу¬чения осваивает студент колледжа Нурболат Сарсенбай:
— Хорошо, что сейчас студенты имеют возможность совмещать практику с теорией, работая непосредственно на предприятиях. Такая система позволяет не только набраться опыта. Если хорошо себя показать, зарекомендовать на практике, есть шанс трудоустроиться сразу после окончания колледжа, —говорит он.
Солидарны с ним и второкурсники Адильжан Ералы, Мейрамбек Мажит, Галым Орынбеков:
— Нам нравится работать в мебельном цехе, нас стимулирует не только заработная плата, но и то, что по окончании колледжа нам обеспечено рабочее место на этом предприятии. Не жалеем о том, что поступили в колледж, сейчас квалифицированные рабочие нарасхват. Техническим профессиям никакой кризис нипочем. Многие наши сверстники стали понимать, что престиж рабочих профессий поднимается, и есть хороший материальный стимул для работы. Хотим отметить хороший уровень преподавания в нашем  колледже, большинство выпускников устраиваются на работу, это достойный показатель профессионализма учебного заведения.  
— Переход к дуальной системе в области начат, и прежде всего, необходимо готовить кадры, способные научить дуальному методу специалистов образования, мастеров-наставников. Подумать о создании инструментов по стимулированию работников, — продолжает О. Куанышбаев. – В области впервые более ста инженеров-педагогов повысили знания в лучших учебных центрах Беларуси. Производственную практику в Минске прошли несколько наших студентов, а преподаватели спецдисциплин – профессиональную стажировку. Подчеркну, что вопрос профессионализма преподавателей и мастеров для нас немаловажен.
Отметим, что в колледже сформирован хороший костяк педагогов и мастеров производственного обучения, настоящих профессионалов своего дела, которые являются призерами республиканских и областных конкурсов. К примеру, разработки  методиста колледжа Б. Дурманова, преподавателей математики и физики А. Копжасарова и Ж. Аккасынова, преподавателя спецпредмета А. Бидашовой включены в специальный сборник для педагогов, работающих в сфере профессионально-технического образования. Более того, Б. Дурманов в прошлом учебном году стал обладателем гранта республиканского конкурса «Лучший педагог-2013». В нынешнем году коллектив колледжа выиграл гран-при областного конкурса «Лучшая методическая работа-2014»…  Кстати, в сентябре колледжу присвоили имя Смагула Искакова, отличника просвещения, ветерана профессиональ¬¬но-технического образования, более двадцати лет возглавлявшего областное управление профтехобразования.
— Несомненно, престиж технических специальностей растет. Доказательство тому – растут конкурсы в профессиональных колледжах. Стимулом для поступления служит и то, что лицеи получили статус колледжей, причем трудоустройство после окончания обеспечено. Свои плоды приносит просветительско-пропагандистская работа управления образования совместно с региональной палатой, — считает
О. Куанышбаев. – Но, к сожалению, родители по-прежнему тянут своих чад в юристы и  экономисты... Поэтому так важна профориентационная работа в школах, семье, пропаганда человека труда с рабочей профессией, нужно на системной основе проводить разъяснение для повышения привлекательности рабочих и инженерно-технических специальностей.
Напомню, что подготовке необходимых экономике кадров руководство области уделяет пристальное внимание. Хорошей возможностью освоить востребованную специальность в ведущих вузах страны и России для многих выпускников из малообеспеченных семей стал грант акима области. Кроме того, возможность получить бесплатно профессиональное образование по самым востребованным специальностям, государство предоставит более пяти тысячам кызылординцев. Поэтому всем, кто не набрал проходных баллов в вуз во время ЕНТ, а также учащимся, закончившим девятый класс, стоит подумать о возможности получить профессию, которая будет востребована в рамках реализации индустриально-инновационных проектов.
Техническому и профессиональному образованию сейчас придается приоритетное значение. В его развитии заинтересованы государство, бизнес и граждане. Бизнес ожи¬дает от профессионального образования подготовки квалифицированных кадров, которые повысят производительность труда, качество работ, конкурентоспособность предприятий. Граждане заинтересованы в качественном профессиональном образовании потому, что высокая квалификация гарантирует в перспективе хорошую зарплату и достойную жизнь.
13-12-2014 13 декабрь 2014 г. 0 0