• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ЛИЧНОСТЬ,СТАВШАЯ БРЕНДОМ

Мира ЖАКИБАЕВА
Клышбек Абишев – не просто депутат областного маслихата,  он, можно сказать, бренд аула Жанажол Кармакшинского района, и не только.  Многогранная, интересная личность,  директор, агроном, хороший человек, на таких, как он,    держится сельская глубинка. О проблемах на селе говорит открыто.  Знаю этого человека и вижу, как он душой болеет за сельчан. Именно поэтому его еще в советское время избирали депутатом. В его программе десять пунктов, все они – социального направления.  «Люди на селе много трудятся, поэтому и условия жизни у них должны быть достойными», – так считает народный избранник и добивается этого.

В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ –СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
Клышбек Абишев  депутат областного маслихата более двадцати лет, примерно столько же возглавляет
ТОО «Жанажол» Кармакшинского района. Трудоголик, не бросает слов на ветер, людей ценит исключительно по труду. Не любит пиар, обычно не дает интервью (исключение делает только для  «КВ») и не любит светиться перед фото- и телекамерами, но это не мешает ему быть популярным.  Люди  в области знают и уважают его.
– К карьере я никогда не стремился, – говорит Клышбек Абишев. –Если бы это стало моей жизненной целью – наверное, сидел в чиновничьем кресле в Астане, а не находился бы с утра до вечера в поле. Для карьерного роста  есть все возможности, но  для меня главное –трудиться на родной земле. Работал агрономом в своем ауле, когда люди предложили мою кандидатуру в депутаты, не отказался от  доверия.  В первую очередь стараюсь решать сельскохозяйственные  проблемы. Помню время, когда аулчане стояли на распутье – совхозы распались, хозяйства пришли в упадок, все стали на селе делиться на мелкие хозяйства. Вся материально-техническая база, оставшаяся с советского времени,  была  растащена и распродана. Такая картина была в аулах, как будто после войны. Так продолжалось несколько лет. Земледельцы выживали, как могли. Поэтому первым и самым главным этапом депутатской программы обозначил выдачу и увеличение субсидий для аграриев.
В те годы удалось добиться субсидий для рисоводов, постепенно и размер их стал увеличиваться. В последние годы они увеличились до 15 тысяч тенге на гектар, еще через пару лет –до 18 тысяч, а сейчас уже составляют 25 тысяч тенге. Второй год в республике  идет субсидирование минеральных удобрений, до этого времени об этом рисоводы даже мечтать не могли. Государство стало выплачивать  субсидии на воду, а в этом году уже покрывает расходы на  гербициды. Во многом эти позитивные изменения – результат работы народных избранников, и большой вклад здесь  самого Абишева.

АУЛ – НАША КОЛЫБЕЛЬ
Абишев имеет собственное мнение и не боится высказать его, когда считает это нужным. На одном из  заседаний,  была свидетельницей того, как открыто говорил Абишев о проблемах рисоводов. «Я  в кабинете штаны не протираю, я все это на практике вижу, а вы,  не отрываясь от кресел, хотите нас учить, как рис сеять», –
говорил Абишев тогда чиновникам на собрании.   
Он открыто не соглашается с теми или иными решениями, если считает, что от них труд крестьян не станет легче. Был такой случай, о котором даже спустя много лет в его родном ауле люди  вспоминают с уважением. В начале 2000-х
годов, когда  область готовилась к паводку, на укрепительные работы районам и конкретно приречным аулам, выделялись деньги. Абишева обошли стороной, а это – четыре миллиона тенге. По тем временам деньги немалые.  А не выдали их аулу, так сказать, из-за неприязни тогдашней местной власти к Клышбеку-ага.   Абишев не возмутился, а спокойно ответил: «О своем ауле сам позабочусь».  И деньги выделило его ТОО, и берег укрепило, да так, что ни одного дома в их ауле не затопило. Вот так и заботится до сих пор.
В ауле Жанажол пять улиц, все они заасфальтированы. В прошлом году здесь построили  центральную площадь и мечеть. Годом раньше – разбили парк отдыха. На это ушло 200 миллионов тенге – сто из которых выделило государство, сто –хозяйство Абишева. Недавно в ауле ТОО построило тойхану на 250 мест, теперь все праздники, мероприятия отмечают здесь.  В 2014 году в ауле начали ремонт Дома культуры, на это выделено 45 миллионов тенге.
– В ауле есть средняя школа, но она в аварийном состоянии, – продолжает К.Абишев. – Построена в советское время, зданию требуется капитальный ремонт. Эту проблему не раз ставил перед депутатами, а недавно заходил в областное управление образования. До 2017 года обещают провести капремонт. Также в ауле есть старое здание типового детского сада, ему тоже требуется капитальный ремонт. И эту проблему сейчас решаем.
Как депутат седьмого округа, Клышбек Абишев решает проблемы и в других аулах – имени Торебай би, Комекбаева, Куандарье, Иирколе, имени Турмагамбета, поселка Жосалы.  В ауле Турмагамбета клуб построили, в этом году завершается строительство школы в ауле Комекбаева. Решается главная проблема аулчан – подвести к каждому дому питьевую воду. В поселке Жосалы в 2012 году построили стадион, до этого времени это был единственный в области райцентр, где его не было.
Еще не так давно – года два назад, на обустройство и освещение каждому аулу области выделяли по одному миллиону тенге. Сейчас такой графы расходов в областном бюджете нет. Клышбек Абишев считает, что нужно ее вернуть в бюджет. Этого он и добивается.
Рисоводы начинают сев  в конце апреля – начале мая, потом сдают документы на получение субсидий,  пока их выдадут, проходит почти два месяца. В связи с этим К. Абишев просил помочь ускорить выдачу субсидий, потому что всем хозяйствам нужны деньги для подготовки к уборочным работам.  Говорит о том, что идет деградация рисовых систем, нарушаются севообороты и технологии возделывания, к тому же у нас последние десятилетия не проводились работы по инженерной планировке земель. Отсюда их засоление, заболачивание. Все это отражается на цене риса, он становится дороже. Говорит он и о том, что необходима перепланировка рисовых чеков. В Минсельхозе РК существует специальная таблица расчета затрат на производство одного центнера риса. Из них складывается себестоимость и определяется размер субсидий. Однако в этих расчетах отсутствуют такие затраты, как обслуживание  лизинга, кредитов, которые из года в год вынуждены брать наши рисоводы, планировка земель. Не учитываются сложные климатические условия, в которых приходится работать нашим земледельцам, –  очень жаркое лето, средняя температура выше 40 градусов, и почва с низким содержанием гумуса. Поэтому у нас средняя урожайность невысокая, например, по сравнению с Россией.
– Эти проблемы нужно решать, –говорит Абишев. – На это нужно в первую очередь обращать внимание, ведь больше половины населения области живет в сельской местности, и рисоводство кормит тысячи семей.

МИЛЛИОНЫ ТЕМ, КТО РАБОТАЕТ
Принципиальный Абишев в свое ТОО берет на работу тех, кто обладает знаниями и имеет желание трудиться, а не потому, что об этом его просят влиятельные люди или родственники. И как депутат,  помогает только тем, кто действительно нуждается в помощи, а лентяев на дух не переносит. В ауле 12 малообеспеченных семей, они постоянно получают от депутата материальную помощь и продукты. Кому дом отремонтирует, кому –
шифер новый на крыше перестелит, в нескольких семьях детям-студентам выплачивают стипендии от ТОО.
– Если не работает, пьянствует или живет нахлебником у родителей, я его даже за человека считать не буду, –признается К.Абишев. – За труд поощряю. Передовиков производства буду по традиции награждать на Наурыз. В нынешний Наурыз мое ТОО выделило 40 миллионов тенге на премии, пятая бригада самая лучшая была – ей выделили 10 миллионов тенге.
Рабочих рук, по словам К.Абишева, в ауле не хватает. Чтобы удержать молодежь, к примеру, посадили  молодого за комбайн –премию в 50 тысяч тенге  сразу  хозяйство выделяет.  Каждой семье в ауле выделяют по 15 соток земли, а хозяйство помогает со строительством дома. Есть и другие льготы – люцерну продают своим по 50 тенге за тюк, рис шлифованный –по 30 тенге за килограмм, корм скотине тоже по 30 тенге за килограмм. Но если домашний скот будет топтать поля хозяйства, в первый раз владельца оштрафуют, во второй – лишают всех льгот от ТОО. – Земледельцам области хорошо знакома такая картина: поля покрыты всходами пшеницы, риса, а по ним бродят коровы, лошади, – продолжает
мой собеседник. – Проблема с выпасом животных в области  давно существует. И с каждым годом организовать «дисциплинированный» выпас скота акимам районов и аульных округов  становится все сложнее и сложнее – пастухов не хватает.  Хотя  очень удобно сдавать свой скот в надежные руки  и знать, что с ним ничего не случится. Если животные  топчут поля,  нерадивого хозяина надо  штрафовать. Если такое повторится, нужно   «арестовать» корову. Не выкупил хозяин – животное пойдет под забой. Владельцу – мясо по оптовой цене, а тому, кто эти несколько дней буренку держал, кормил, поил, — по рыночной. Жителей нашего аула, которые не следят  за своим скотом, штрафуем –берем по две тысячи тенге за голову, если поймали безнадзорную корову или лошадь во второй раз –
лишаем  льгот, которые  людям  полагаются от нашего ТОО. Хозяйство  у нас  рисоводческое, оно на благо всего аула работает, так что никто ему вредить не будет. Один вытоптанный чек – многомиллионные убытки, и это в ауле знают все.

ПО-ДРУГОМУ И БЫТЬ НЕ МОГЛО
ЛИЧНОСТЬ,СТАВШАЯ БРЕНДОМКлышбек Абишев в родном ауле –непререкаемый авторитет. В Жанажоле   он  родился и вырос. Детство пришлось на послевоенные годы. Семья была многодетной , он – старший сын, а после него  семь братьев и сес-тер. Жили на зарплату отца – педагога местной школы и матери – повара. Хлеб ели кукурузный или ржаной, тот, кто в те годы мог позволить себе пшеничный, считался  зажиточным. И хоть жили небогато, Абишевых  выручал огород –десять соток земли, на которой выращивали картофель, овощи, дыни. Другие дети, по словам моего собеседника, копаться в огороде не шибко любили. А ему очень нравилось сажать, делать прополку, сам перекапывал весь участок. Поэтому, когда пришла пора выбирать профессию, а родные советовали пойти учиться на юриста, Клышбек Абишев все же выбрал Казахский государственный институт сельского хозяйства в Алма-Ате, а специальность – ученый-агроном. А поскольку регион наш и в то время был рисосеющим, то поступил он на отделение рисоводства.
– Просуществовало это отделение всего два года, после его закрыли, – продолжает мой собеседник. –Продолжили учебу уже на другом отделении. Вместе со мной учились земляки  –
Камаладдин Аббас, который сейчас возглавляет ТОО «Мади Кажи» Сырдарьинского района и ныне покойный Узак Оралбаев, много лет трудившийся в управлении сельского хозяйства. Во время учебы уже точно знал, что вернусь в родной аул, займусь рисоводством.
Так и случилось. Правда, только после того, как он отслужил в армии во Владивостоке, в 40-й ордена Ленина Краснознаменной стрелковой дивизии. Армия его научила быть дисциплинированным и ответственным. И сейчас, если Абишев договаривается о встрече, он придет туда именно в указанное время, если по каким-то обстоятельствам опаздывает, обязательно предупреждает. И такой же дисциплины требует от окружающих его людей.

БЛАГОДАРЕН СВОИМ  УЧИТЕЛЯМ
Клышбек Абишев вспоминает, как начинал свой трудовой путь. Первый год после службы в армии работал старшим агрономом в ауле Акжар. Потом – пять лет в колхозе имени Чапаева, в ауле Актобе. В то время ру-
ководителем был Ерназар Сексембаев, грамотный руководитель, известный аграрник, человек, которого и сейчас помнят в области. Ерназар Сексембаев – ветеран Великой Отечественной войны, был партизаном в отряде дважды Героя Советского Союза Федорова.
– Ереке научил меня по-хозяйски относиться к земле, с любовью в сердце сеять рис, –вспоминает Клышбек-ага. – Ереке в работе был неугомонный человек, мог вспылить по какому-либо поводу, накричать, но рабочие отношения не путал с личными. За это люди его любили. Он с утра до вечера в поле находился даже будучи в почтенном возрасте, контролировал весь процесс – от сева до сбора урожая. Сейчас я тоже так делаю, постоянно чеки обхожу, у меня такое удовольствие в душе от этого – передать словами не могу.
Еще благодарен Клышбек Абишев легендарному Цаю Ден Хаку. После смерти Сексембаева тот позвал его в свое хозяйство – колхоз «III Интернационал». В те годы он был самым передовым в области. Рисоводством там, в основном, занимались депортированные в эту местность в 1937 году корейцы. А народ этот издавна имел свои секреты в этой отрасли.
– Захотелось и мне узнать их, и я принял предложение Цая Ден Хака, – продолжает мой собеседник. – Тайн, как выяснилось, нет, но у корейцев особенное отношение к земле. Они ее чувствуют всем сердцем. Хотелось бы отметить мудрость Цая Ден Хака, это был замечательный человек, о нем можно рассказывать долго, книгу написать. С душой он трудился на земле. Очень благодарен ему за опыт. Поэтому, проработав много лет с такими наставниками, как он и Ерназар Сексембаев, стараюсь как они выводить свое хозяйство в чемпионы области. У меня просто нет морального права не делать этого, будет совестно перед своими учителями.
        
СИЛА — В  ЕДИНСТВЕ
Как рассказывает Клышбек Абишев, аул в трудные годы не раздробился на мелкие хозяйства, все тяготы вынесли вместе. В начале 1990-х
годов положение рисоводов было очень трудное. Когда в хозяйстве удалось погасить все задолженности, жанажоловцы засеяли рисом первые полторы тысячи гектаров. Первые два года рисоводы получали по 30 центнеров с гектара. На третий год – 42, а на четвертый –уже 50. В то время это была самая высокая урожайность в области. Впрочем, своего чемпионства ТОО «Жанажол» не отдает никакому другому хозяйству не первый год.
Несколько лет подряд хозяйство, единственное в области,  применяло аэросев. Завезли в хозяйство новый сорт – «Диамант», он тоже российской селекции. Потенциальная урожайность – 80 центнеров с гектара, он подходит к нашему климату.
– Несмотря на прогресс, проблем у рисоводов немало, – отмечает Клышбек-ага. –Все еще непросто земледельцам получить кредит в банке. Повысились цены на минеральные удобрения. Хорошо, что есть субсидии от государства, поэтому техническое перевооружение сейчас у нас  на должном уровне.
С болью в душе говорит Абишев о большой проблеме – нехватке кад-ров на селе. Механизаторы – самоучки, их обучают на месте, а не в училище, как было раньше. Он говорил, что уборочную можно было бы завершить раньше, но только из-за того, что в хозяйствах приходится сажать за комбайны самоучек, поскольку нет профессионалов, жатва затягивается. Опыта у них нет, поэтому производительность оказалась низкой. Среди механизаторов остались только те, которые обучались этому делу в советское время. Они берут себе помощников, обучают их. Таким образом поступают все хозяйства области.
– Земля любит труд, а не разговоры, — говорит Клышбек Абишев.– Я  практик, хоть и не отрицаю того, что теория много значит. Если не будем дробиться, то  умножим свои достижения. Потому главной задачей посчитал сохранить единое хозяйство в ауле. Народ поддержал, хоть и знал, что первые годы будет очень тяжело. Вот эту поддержку я постоянно ощущаю, а доверие, которое мне мои аулчане оказали –самое главное для меня. Стараюсь его не подорвать, а как это получается –пусть люди по моим делам судят.
13-12-2014 13 декабрь 2014 г. 0 0