• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ЭТО НАШЕЙ ИСТОРИИ СТРОКИ

Магзум СУЛТАНГАЛИЕВ
ЭТО НАШЕЙ ИСТОРИИ СТРОКИ После подписания 16 декабря 1991 года Конституционного закона «О государственной независимости» в одно мгновение мы стали гражданами нового государства. Все эти годы происходила целая масса событий, наполненных особым значе-
нием и смыслом, определивших не только современный неповторимый облик Казахстана, но и его будущее развитие.
Человеку свойственно недооценивать значение того, что происходит рядом. Поэтому давайте попытаемся обозначить некоторые ключевые вехи на этом коротком, но самом важном отрезке нашего пути и напомнить, что мы были не просто очевидцами, но и созидателями истории.
 
ОТКАЗ ОТ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ
Самое начало. Первые годы независимости, самое сложное время, реальна угроза «отката» от демократических реформ, потери политической и экономической независимости, воцарения хаоса внутри республики. Но молодому государству приходится не только удерживать равновесие внутри страны, но и искать ответы на внешние вызовы. Конец лета 1991 года. Рушится СССР, ведущие мировые державы в сос-
тоянии напряжения: неизвестно, чем обернется развал ядерной державы, в чьи руки попадет ее мощный арсенал, не закончится ли катастрофой с трудом сдерживаемый баланс в мире. В этот момент 23 августа 1991 года вышел Указ Президента РК о закрытии Семипалатинского испытательного ядерного полигона. Казахстан стал первой страной в мире, которая добровольно, по собственной инициативе, пошла на такой шаг. Это был осознанный выбор, всему миру была заявлена нацеленность нашей республики на мирное сотрудничество и готовность к любому конструктивному диалогу. 23 мая 1992 года Казахстан подписал Лиссабонский протокол к Договору между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, в котором отказывался от обладания ядерным оружием и зафиксировал свои обязательства в сфере нераспространения. Наша страна выполнила свои обязательства полностью и без всяких оговорок. С ее территории вывезено все ядерное оружие, прекращены все работы, которые потенциально могли иметь выход в военную область применения ядерной энергии. Уже потом по примеру Казахстана закрыты полигоны в Неваде, Лоб-Норе, на Новой Земле. Но в тот момент такой шаг молодого государства был расценен как пример высокой ответственности перед мировым сообществом. Процесс прекращения ядерных испытаний, начало которому положено принципиальным шагом Казахстана, ознаменовался подписанием 24 сентября 1996 года на 51-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Договора о всеобщем запрещении ядерных испытаний. С этого дня он открыт для присоединения всех держав, твердо обозначив решимость международного сообщества навсегда запретить любые ядерные испытания. Дальновидность сделанного выбора подтверждается и по сей день, за Казахстаном прочно закрепился имидж страны, выступающей за безопасность во всем мире. Инициатива республики по отказу от ядерного оружия сыграла немаловажную роль и в том, что ее в 1992 году приняли в состав ОБСЕ, а совсем недавно Казахстану передано право на председательство в Организации в 2010 году. При этом Казахстан вновь берет на себя роль миротворца, предлагая в упомянутый период усилить контроль над вооружением, а также распространением опасных материалов и оружия массового уничтожения не только в рамках европейской безопасности, но и в глобальном масштабе.

ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ 1993 ГОД
 Продолжается работа по закладке основ новой государственности. После двухлетних поисков компромисса Верховный Совет ХII созыва принял первую Конституцию, которая деюре завершила становление суверенитета республики, а де-факто означала победу национального единства в стране. В ней было закреплено решение одного из самых острых вопросов – языкового, а шире –
национального. Конечно, Конституция 1993 года была транзитным документом, но она положила начало переходу на качественно новый уровень обеспечения национальной независимости, реальных гарантий гражданских прав и свобод, построения демократического общества и правового государства. Казахстан объявлялся демократическим, светским и унитарным государством, в котором единственным источником власти выступал народ. Никакая идеология не могла быть установлена в качестве государственной. Декларировался принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную с использованием системы сдержек и противовесов. Важной новацией стала формула о прямом действии Конституции. Именно в первом Основном законе определена роль казахского языка в качестве государственного, а русского – в качестве языка межнационального общения. Одним из основных препятствий, которое осложняло успешное проведение реформ, были слишком широкие полномочия Верховного Совета. Фактически это создавало предпосылки для двое-
властия в стране, что было недопустимо в переходный период. Реформы начали захлебываться в бесконечных дискуссиях. Республиканские органы власти, в первую очередь представительные, не могли оперативно реагировать на быстро меняющиеся события и принимать адекватные решения. Результаты работы отдельных органов Верховного Совета ХII созыва, функционировавших на постоянной основе, также подтверждали необходимость создания профессионального Парламента. Неработающие механизмы сдержек и противовесов позволяли Верховному Совету вмешиваться в деятельность Правительства или подменять его, что привело к досрочному прекращению деятельности представительного органа республики. Являясь своего рода компромиссом между старым и новым политическим устройством, Конституция РК 1993 года изначально содержала в себе противоречия. Поэтому уже в 1995 году на основе всенародного обсуждения принята новая Конституция республики. В ней закреплено четкое разделение государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Были конкретно определены полномочия Президента, на которого возлагалась задача оперативного решения злободневных проблем в сложный переходный период. В итоге именно с середины 90-х реформы сдвинулись с мертвой точки, Главой государства инициирована и принята целая система законодательных мер, заложивших основы рыночных отношений в экономике, административных преобразований, современного правового поля.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА
 Важной вехой стало принятие 13 января 1993 года Закона «О государственной границе». Документ был направлен на реализацию принципов целостности, неделимости и неприкосновенности территории республики. Решение вопроса государственной границы стало важной задачей для новой независимой республики. По всему периметру своей территории мы должны были на международно-правовом уровне оформить границы с нашими ближайшими соседями – Китаем, Узбекистаном, Туркменистаном, Кыргызстаном и Россией. Задача столь же важная, сколь и сложная. В наследие Казахстану достался весь клубок проблем и противоречий, который предстояло распутать, не обидев себя и других. Ведь вопрос государственной границы – из самых чувствительных и болезненных. Самым знаковым, пожа-
луй, было подписание
26 апреля 1994 года Соглашения о казахстанско-китайской границе. За все время существования Российской империи и Советского Союза пограничный вопрос с Китаем так и не был урегулирован. Еще не забыты вооруженные столкновения на Даманском и Жаланашколе, которые возникали из-за территориальных споров между бывшим Союзом и КНР. Примечательно, что из 19 государств, граничащих с КНР, официальное юридическое соглашение о разделении территорий до сегодняшнего дня заключено только с Казахстаном. Здесь особую роль сыграли авторитет и дипломатический дар Президента Нурсултана Назарбаева. Именно его личное содействие во время переговоров с Премьером Государственного совета КНР Ли Пэном дало возможность подписать названное соглашение. Эта работа завершена в 1998 году, когда подписано дополнительное соглашение, которое окончательно урегулировало все пограничные вопросы. В дальнейшем Казахстан заключил аналогичные договоры со всеми остальными приграничными государствами. Уже к 2005 году республика одной из первых на пространстве СНГ завершила первый этап – делимитацию своих сухопутных границ на протяженности около 13,5 тыс. км. Таким образом, сегодня Казахстаном по всему периметру государственной сухопутной границы все пограничные пределы ясно урегулированы и юридически оформлены на основе международных правовых норм. Важнейшим достижением стало то, что во всех договорах о государственной границе были полностью учтены национальные интересы РК.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ВАЛЮТА
Национальная валюта – тенге – введена 15 ноября 1993 года. Сам по себе этот шаг был необходимой мерой для закрепления экономического суверенитета республики и проведения независимой экономической политики. Эта работа велась с начала 1992 года в усло-
виях секретности. Казахстану пришлось осущест¬вить введение новой валюты в сжатые сроки. То, на что у других стран уходило несколько лет, в Казахстане заняло около года (к примеру, дизайн английского фунта готовился шесть лет). Основной причиной такой срочности стало то, что Россия сама вышла из рублевой зоны. С 26 июля 1993 года валютные системы стран СНГ разделились. Вот как описывал тот период Глава государства Нурсултан Назарбаев в книге «Казахстанский путь»: «В сентябре 1993 года подписано соглашение между Россией и пятью другими странами СНГ о необходимости создания новой рублевой зоны. Документ был пустой формальностью, и уже тогда было ясно, что Россия не собиралась включать какие-либо страны в эту зону. Это еще раз подтвердилось, когда нашим представителям были предложены заведомо неприемлемые условия». Казахстан в новую рублевую зону не вошел. Остальные республики начали срочно вводить собственные валюты, и возник риск того, что высвободившаяся огромная рублевая масса хлынет на казахстанский рынок. Поэтому в сжатые сроки официальная правительственная комиссия разработала весь комплекс мер по введению нацио¬нальной валюты. Казахстанская валюта, несмотря на различные испытания, выдержала экзамен на прочность. Ее не сломили мировые финансовые кризисы, периоды как значительного падения мировых цен на нефть, так и их подъемы. Введение национальной валюты, несомненно, способствовало успеху экономических реформ в стране и ускорило построение рыночной
экономики.

НОВАЯ СТОЛИЦА
20 октября 1997 года Указом Президента город Астана (до 6 мая 1998 года – Акмола) объявлен столицей Казахстана. Международная презентация новой столицы Казахстана состоялась 10 июня 1998 года. Праздничные салюты того времени зажгли звезду Астаны. За десять с небольшим лет она превратилась из провинциального городка с 200-тысячным населением в активно растущий мегаполис со
своим неповторимым архитектурным обликом. Сейчас это воспринимается как должное, но так было не всегда. С самого начала Глава государства Нурсултан Назарбаев столкнулся с ожесточенным сопротивлением переносу столицы, очень мало кто поддерживал эту идею. Перенос главного города между тем решал сразу несколько задач. Произошло геополитическое укрепление столицы, которая теперь находится фактически в центре евразийского континента, в максимальной удаленности от внешних границ. Строительство Астаны имело мультипликативный эффект для развития экономики страны. Но самое главное состояло в другом. Молодое государство, едва оправившееся от кризиса первых лет становления, нуждалось в символе, который бы сплотил общество в Нацию. История многих народов может дать примеры таких символов. Гора Синай для израильтян, Капитолий для американцев, Айя-София для турок. Для Казахстана таким национальным символом служит Астана. Именно новая столица стала ярким воплощением Независимости.






13-12-2014 13 декабрь 2014 г. 0 0