Игорь ТИТЕНОК
Как нам выполнить «План нации – 100 шагов» – об этом мы сегодня беседуем с Аскарбеком Далхановым. Он практически с нуля организовал успешную компанию ТОО «Сырдарья-авто». Сумел наладить партнерские отношения с производителями автомобильной и тракторной техники в Беларуси, Китае, России, построил один из лучших в стране центр по техническому обслуживанию большегрузных автомобилей. Сейчас он собирается строить крупный придорожный автокомплекс на трассе «Западная Европа – Западный Китай». Каждый проект, каждый день талантливого бизнесмена наполнен решением проблем, многих из которых могло бы и не быть. А если мы успешно реализуем президентскую программу «100 шагов», то таких проблем – не только в жизни предпринимателей, но и всех казахстанцев – станет в разы меньше.
– Поскольку ваша работа связана с поставкой техники из других стран, наверняка вас больше всего заинтересовали в программе «Современное государство для всех» шаги 37-40, в которых прописаны реформы, связанные с внешнеэкономической деятельностью.
– Мне понятна логика вашего вопроса: если ты бизнесмен, то тебе, скорее всего, интересен и ближе третий раздел «Плана нации –100 шагов», который назван «Индустриализации и экономический рост». Безусловно, в этом разделе больше десяти шагов, которые я и мои коллеги по бизнесу уже давно ожидают, что они будут сделаны. Это касается упрощения процедуры смены целевого назначения земельного участка (шаг 36), оптимизации получения разрешения на строительство (46 шаг), отказ от государственной монополии на проведение экспертизы предпроектной и проектно-сметной документации (47 шаг), укрепление института бизнес-омбудсмена для защиты интересов предпринимателей (54 шаг) и другие, в том числе шаги 37-40, о которых вы упомянули.
Однако наш разговор хотел бы начать с обсуждения первого раздела плана «100 конкретных шагов», в котором говорится о формировании профессионального государственного аппарата. Наш Президент всегда ставил экономику на первое место. Его принцип, что только экономическое развитие может позволить решить все остальные проблемы государства, успешно действовал все годы нашей независимости. Может, и не стоило бы ничего менять. – У Казахстана на общем фоне мировой экономики и без того неплохие макроэкономические показатели. Если жить днем сегодняшним, то можно и без перемен, но для реализации «Стратегии-2050» амбициозного плана вхождения страны в число тридцати самых развитых государств планеты, нужны институциональные реформы. То есть реформы, которые касаются институтов нашей страны: госуправления, финансов, налогов, социальной инфраструктуры. Чтобы проводить экономические реформы, нам хватало воли Президента, инициативы предпринимателей, профессионализма Правительства и многих акимов на местах, а вот институциональные реформы без формирования профессионального госаппарата, обеспечения верховенства закона провести невозможно. Вот поэтому первые 34 шага «Плана нации» именно об этом.
– Вы абсолютно правы, говорить, обсуждать и что-то предпринимать для формирования профессионального госаппарата должны все граждане страны, а не только те, кто сегодня находится в этом аппарате. Какие шаги первого раздела «Плана нации» больше всего заставили задуматься об их значении для страны, народа?
– Первый шаг. Модернизация процедуры поступления на госслужбу. Поступление на госслужбу должно начинаться с низовых должностей. Это одна из процедур создания работоспособного и эффективного аппарата управления, но она не случайно стала первым шагом. На минуту представьте себе, что эта процедура успешно работает уже двадцать лет и вы поймете, что за это время аппарат госуправления «потеряет» тысячи, а в процентном отношении больше половины случайных и, будем называть вещи своими именами, блатных сотрудников. Мы все прекрасно понимаем, что очень много чиновников, которые имели поддержку, в гос-аппарат как в центре, так и на местах попали не в низовое звено, а как минимум в среднее. Когда заработает процедура поступления на госслужбу только в звании рядового, то многие желающие «порулить» от такой карьеры откажутся – бежать всю дистанцию гораздо сложнее.
– Давно знаю вас как трезвого реалиста и даже не подозревал, что вы можете быть столь оптимистичны, особенно в вопросах реформирования госаппарата. По-моему, еще в реформах госслужбы Российской империи, предлагалось всем дворянам начинать служить в армии с низовых чинов. Из классической русской литературы нам известно, чем это кончалось – дети дворян записывались в полки в грудничковом возрасте. Так они к шестнадцати годам «дослуживались» до офицерских чинов. И наша, еще не забытая КПСС, тоже исповедовала принцип продвижения по служебной лестнице в партийном аппарате (он же фактически и был госаппаратом) от сохи и станка, то есть с самых низовых позиций. И что из этого вышло?
– Ну про царские реформы говорить не буду – давно это было, а вот что касается профессионального роста в КПСС, то тут для нас больше полезного опыта, чем такого, который надо забыть. Большинство успешных акимов областей, городов, руководители крупных госучреждений, предприятий и не будем забывать – наш Президент начинали свои биографии не с должности чиновника средней руки, а именно с низов. Так что с точки зрения нашего исторического опыта в такой модернизации процедуры поступления на госслужбу больше плюсов, а возможные минусы надо постараться отсечь.
Сегодня мы говорим, какие шаги надо сделать для проведения институциональных реформ в стране. И у меня, закоренелого реалиста, вызывает оптимизм одно то, что уже объявлена программа этих реформ. Она нам нужна как воздух. То, о чем мы многие годы говорили, было фрагментарно, а теперь в «Плане нации» это сложилось в целостную, понятную для граждан страны картину.
Другой большой и долгий вопрос – как это все будет выполняться. Механизм реализации есть и он запущен. Создана национальная комиссия. И хорошо, что в нее наряду с отечественными экспертами вошли и зарубежные. Это явно помешает нам «утонуть» в разговорах, которые мы так любим, поможет быстрее переходить к делу. В механизме реализации Плана нации предусмотрено создать при Нацкомиссии и международный консультативный совет из числа зарубежных экспертов. Этот совет будет не только генерировать рекомендации, но и осуществлять независимый системный мониторинг результатов институциональных реформ. А все концептуальные решения, планы конкретных действий Нацкомиссии будет утверждать Президент. К тому же для исполнения этих решений и планов Парламент страны будет принимать законы, а Правительство постановления. Все это вместе взятое и вселяет в меня уверенность, что институциональные реформы у нас в стране состоятся.
– Ваш оптимизм столь убедителен, что хочется его разделить. Спасибо за откровенно высказанные осуждения.