• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ОЧЕВИДНОЕ, НО ПОРОЙ НЕВЕРОЯТНОЕ

Игорь ТИТЕНОК
ОЧЕВИДНОЕ, НО ПОРОЙ НЕВЕРОЯТНОЕЕсть много объективных показателей, которые определяют уровень жизни в конкретном населенном пункте. Это уровень занятости, средняя зарплата, охват дошкольными детскими учреждениями, благоустроенность и асфальтированность улиц, их освещенность, доступность медицинских услуг и еще пару десятков критериев. Среди них, наверное, реже всех упоминаемый, скажем так, канализационный показатель – уровень доступности или хотя бы наличия этой услуги в данном населенном пункте.     
Несмотря на то, что об этой услуге почти не пишут газеты, крайне редки сюжеты на телеканалах, блогеры в  стороне от этой темы и с больших трибун об этом мало услышишь, сами граждане наличие в их жилище действующего унитаза ставят выше всех остальных показателей уровня жизни, кроме работы и зарплаты. Наличие в квартире сантехприбора, а значит его вечных спутников – водопровода, ванны, душа, раковины, мойки – уже другая жизнь. Тем же, у кого это все есть, так не кажется, но стоит им на пару дней этого лишиться, как они сразу понимают, в чем истинные блага цивилизации. Те, у кого этого раньше не было, а сегодня появилось, несколько месяцев  не могут поверить, что такое счастье привалило именно в их квартиру.
К чему столь долгое предисловие? К тому, что уже этой осенью десять процентов жителей Теренозека получат услугу, о которой, если честно, они и мечтать перестали. Сама станция биологической очистки с подводящими сетями, полями фильтрациями стоит на окраине райцентра, стопроцентно готовая  к запуску, но пока она только усиленно охраняется – дороги к ней перекопаны  и закрыты шлагбаумами на замках. Станцию берегут здесь, как зеницу ока, потому что знают соседский опыт – подобную станцию до запуска растащили.
Вот об этом мы и говорим с акимом Сырдарьинского района Ганибеком Казанта¬евым у новенькой канализационной насосной станции в центре поселка.
– В многоэтажных домах поселка люди давно утратили надежду, что у нас появится канализация, и понятно, что за это время туалетные комнаты утратили свое предназначение, от подводящих труб и следа не осталось.
Конечно, все эти квартиры уже в частной собственности и зона ответственности государственных коммунальных служб у стен этих домов заканчивается. Дальше жильцы сами должны делать внутридомовые разводки и входы в квартиры. Так-то оно так, но на практике это не получается – слишком велика разовая нагрузка на владельцев квартир. Мы решили этот процесс сдвинуть с мертвой точки и  помочь людям. В конце концов, они не виноваты, что  им пришлось полвека ждать этого. Ну, и с точки зрения рентабельности покупателей этой услуги  должно быть как можно больше, чтобы станция работала на полную мощь, а это 60 кубометров сточных вод в час. Помимо многоквартирных жилых домов к этой сети подсоединим школы, детсады, больницы, поликлиники, другие общественные здания. Главное, процесс пошел, и со временем, думаю, эта услуга станет привычной для всех теренозекцев.
Устройство канализации в поселке имеет  и другую, но тоже хорошую сторону. Во-первых, уже в ближайшее время здесь будут стерты с лица земли десятки внутри¬дворовых туалетов – в них отпадет надобность. Это сильно  улучшит общепоселковую атмосферу. Во-вторых, это снизит отрицательное влияние на грунтовые и  подпочвенные воды.
Наверное,  рассказ о жизни экономически лучшего района страны и диалог с его акимом можно  было начать с другой темы, благо здесь хватает событий, о которых стоит говорить громко. Тут один за одним входят в реализацию интересные проекты и еще больше таких, которые уже готовы или готовятся к воплощению. Начал с «некрасивой» темы потому,  что давно знаю жизнь этого поселка и других райцентров области и был уверен, что проблема канализации вообще нерешаемая. И год назад, слушая Казантаева, кивал, но не верил, что такой проект можно реализовать. Мои сомнения понятны – например, Кызылорда уже более полувека занимается устройством канализационных сетей, но город по площади и наполовину пока не обеспечен этой услугой. Куда уж Теренозеку? Оказалось, если захотеть и уметь, то все получится.
Еще один проект в Теренозеке, сомневаться в котором заставил меня опять-таки опыт родной Кызылорды. За последние пятнадцать лет не раз довелось бывать на градсоветах. Там часто возникала тема инфраструктурной подготовки участков для индивидуальной застройки. На ватмане, макетах и слайдах это выглядело так:  асфальтированные дороги, тротуары, водопровод, линии электропередач, а потом счастливые обладатели участков начинают строить свои дома. Но, чтобы на практике так случилось – не помню. Обычно кызылординцы строят свои дома, а уж потом к ним добираются дороги, водопровод, газ, электросеть. Порой через годы. И вот  стою на асфальтированном перекрестке посреди голой степи на окраине Теренозека. Вдоль дорог проложен водопровод, тянут линии электропередач, решены все вопросы с поливной водой. Строятся здесь пока пять-шесть очень приличных домов. Глазам своим верю, а жизненный опыт подсказывает, что так у нас не бывает.
В прошлый мой приезд в Теренозек аким района рассказывал, что планирует капитально отремонтировать мост через магистральный канал на въезде в райцентр. Предлагаю посмотреть его, а в ответ:
– Давай лучше новый строящийся  мост  покажу. Он нашему поселку, да и всему району нужен уже лет двадцать. Поселок давно разросся, к нему фактически примыкает большой аул Сейфуллина и лишь одна дорога через центр поселка лежит и к аулу, и другим частям поселка. Потому что мы отделены от автотрассы магистральным  каналом, а мост у нас один. Человек приезжает, например, из Шагана в районную больницу и по прямой ему вот рядом от трассы, а ехать приходится через весь поселок, и грузовой транспорт у нас идет по центральным улицам. Вопрос о строительстве моста перед областью ставали многие мои предшественники, мы его поставили перед собой и решили – нашли деньги в районном бюджете. Наш подрядчик ТОО «Мелиоратор» уже выставил опоры по берегам канала. Теперь ждем окончания поливного сезона, чтобы установить центральную опору на дне канала. Думаю, на это больше месяца не уйдет. Новый мост значительно улучшит транспортную ситуацию в поселке, десятки маршрутов для теренозекцев станут  немного короче.
Где аким района на все это деньги находит? Вот такой наглядный пример-ответ на этот вопрос. Стоим на центральной площади, она вся в цветах. Все больше канны, цинии. Их можно встретить по всему поселку. Только клубней каннов  высажено в этом году двадцать тысяч.
ОЧЕВИДНОЕ, НО ПОРОЙ НЕВЕРОЯТНОЕ– Цветов с каждым сезоном будет все больше, – говорит Ганибек Казантаев, – при этом бюджет на озеленение поселка был 25 миллионов тенге, а стал шесть миллионов. У нас почти двадцать миллионов тенге уходило на закуп цветочной рассады и ее посадку. В то же  время есть у нас в Теренозеке замечательные хозяйки, которые выращивают прекрасные цветы. Пришел и попросил у них клубни, семена, луковицы. Дали с удовольствием. Стали   сажать их, и собирать семена, клубни, хранить их и весной высаживать. Как результат, цветов больше, зарплата у озеленителей выросла, а затраты сократились. То же самое мы вводим  в практику во всех аулах нашего района.
Сокращение ненужных трат, конечно, позволяет перенаправлять деньги на действительно нужные проекты, но само по себе бюджет района не наполняет. Поступления в бюджет дает реализация производственных проектов, а также в сфере услуг и торговли. Мы на площадке у железной дороги. Местный бизнесмен строит здесь автовокзал, а рядом – торговый центр. По его расчетам такой комплекс окупится достаточно быстро, но он уже сейчас приносит доход в районный бюджет, а когда начнется эксплуатация, отчисления вырастут кратно. Такой комплекс с крытой стоянкой  для автобусов, построенный с нуля, у нас первый в регионе. Автовокзалы будут строиться и в других райцентрах, но только за бюджетные деньги.
Еще один пример, как приходят деньги в бюджет. В этом году наша газета уже писала, что в Сырдарьинком районе началась реализация одного из крупнейших в стране животноводческих проектов – создание комплекса на три тысячи
голов  крупного рогатого скота. Строительство мясной фабрики финансирует АО «КазАгроПродукт».
Все документы подписаны, осталось подождать квартал-другой и с открытием финансирования начинать стройку. Ганибек Казан-таев нашел подрядчика, который начал стройку за свои деньги и сразу. Как результат, процесс пошел со значительным опережением, а это значит,  работать и  отчислять в бюджет деньги комплекс начнет на полгода раньше.
Мясной проект в Сырдарьинском районе, как сказал выше, один из крупнейших в стране, но моему собеседнику он кажется маловатым.
– У нас есть хорошо просчитанные возможности довести поголовье на этом комплексе до шести  и даже  девяти тысяч. Такое количество для нас не самоцель, а необходимость. Только очень крупное стадо мясного скота позволит  нам начать строительство современного мясоперерабатывающего завода. Это, в свою очередь, поднимет эффективность всего мясного животноводства региона. Работать под заказ и финансирование мясокомбината – мечта любого фермера и животноводческого хозяйства.
Как-то так сложилось, что на левобережной части Сырдарьинского района в аулах Наги Ильясова, Ширкейли, Шаган  и Акжарма  сохранились или возродились крупные рисосеющие хозяйства. Они добиваются хороших финансовых показателей еще и потому, что
имеют современные рисоперерабатывающие заводы. В рисосеющих хозяйствах, расположенных вблизи Теренозека, ситуация иная. Они были «привязаны»  к рисоперерабатывающему предприятию в райцентре. Его не стало, а своих современных и мощных  в каждом ауле создать не получилось. Чехарда рисовых инвесторов в этих аулах вообще поставило здесь рисоводство на грань банкротства. За последние пару лет ситуацию удалось выправить, а вот теперь  предстоит  резко улучшить.
– Хотим, планируем и уже договорились для близлежащих рисовых хозяйств поставить крупный рисоперерабатывающий комплекс стоимостью полмиллиарда тенге. Оборудование хорошо известной в этом деле германской фирмы «Пектус», а деньги частного инвестора. Так что проблему эффективности сразу нескольких рисоводческих хозяйств мы сможем решить опять-таки своими силами.
– Крупные проекты, конечно, впечатляют, о них приятно говорить с трибуны, рассказывать журналистам, – продолжает аким  района, – но нормальная экономика должна состоять еще из многих небольших проектов, которые достаточно просто тиражировать. Так у нас появилась первая утиная ферма. Пока там семьсот уток и бойлерная на пять тысяч яиц. Утки, которые выведутся из этих яиц, останутся на откорм на этой ферме. Поголовье   утиных, здесь вырастит  до десяти тысяч, а потом  яйца и утят будут продавать для становления таких ферм в других аулах района. Естественные водоемы у нас есть в каждом аульном округе, а корм для уток – это отходы производства рисовой крупы, которых у нас в районе достаточно.
По опыту Китая, других стран Юго-Восточной Азии, где выращивают рис, мы знаем, что утиное производство и рыбоводство там всегда дополняют рисоводство. Мы тоже сейчас работаем над тем, чтобы запустить рыбный проект в районе. Есть продуманная схема его реализации, а главное – инвестор, готовый вложить в него немалые деньги. Мог бы рассказать подробности, но лучше поговорим об этом, когда можно будет показать продукт этого проекта – рыбу.
Сегодня, когда наш рыбный проект находится на начальном этапе реализации, мы уже думаем о том, как его растиражировать. Условия (корма, водоемы) для этого у нас есть опять-таки в каждом аульном округе. Теперь  главное, чтобы первый рыбный проект оказался эффективным-прибыльным. Это лучше всяких уговоров подействует на потенциальных инвесторов взяться за это дело. И здесь повторю свою мысль, сказанную про животноводческий комплекс: если будет у нас несколько крупных рыбоводческих хозяйств, тогда мы построим современное рыбоперерабатывающее предприятие, которое повысит  эффективность всего рыбного кластера.
Когда Ганибек Казантаев стал акимом района, на первом же собрании актива района в числе своих задач назвал такую: сделать так, чтобы в поселке Теренозек не было заброшенных зданий. Мы уже писали, что многоэтажное общежитие СПТУ, остов которого, скажем честно, оскорблял вид поселка, стал красивым жилым зданием и резко продвинул незыблемую долгие годы очередь нуждающихся в жилье теренозекцев. В другом заброшенном здании в центре поселка теперь после ремонта под одной крышей  собрались все НПО района. Финишным аккордом в исполнении тогдашнего обещания акима района стала баня. Она как баня перестала существовать уже точно никто и не вспомнит когда. Теперь здесь библиотека. Естественно, после капитального ремонта и приобретения современного библиотечного оборудования.
Процесс возвращения заброшенных зданий в строй пошел по всему району, хотя в обещании акима говорилось только о Теренозеке. Сегодня во всех аульных округах заброшенные здания детских садов отремонтированы, и там вновь слышен детский смех. Кстати, благодаря этому, а еще тому, что за ОЧЕВИДНОЕ, НО ПОРОЙ НЕВЕРОЯТНОЕсчет районного бюджета построены новые детские сады, проблема с полным охватом детским дошкольным образованием в районе будет закрыта уже с наступлением этого учебного года.
Как всегда, наш разговор коснулся и тех проектов, которые еще в стадии подготовки, контракты по ним  только подписаны или это произойдет в ближайшее время. С одной стороны, у меня нет оснований сомневаться в том, что то, о чем говорит Ганибек Казан¬таев, будет реализовано – один из крупнейших в стране животноводческий  комплекс строится, район стал бездотационным практически сразу после его назначения, мост возводится, во дворах двухэтажек поселка началось благоустройство с асфальтированием и этот список могу продолжить на пару страниц. С другой стороны, он такое мне говорит, что мой журналистский опыт  мешает  поверить в это до конца. Например, лет пять или больше наша газета пишет о томатном проекте в южном районе нашей области. Там речь идет о сотне гектаров и томатном производстве. Туда уже  и государственные деньги вложены, и инвестор постарался, но пока значимого результата нет. И вот аким района говорит, что в Инкардарьинском аульном округе будет проект на шесть тысяч гектаров, на десять миллионов долларов и деньги вложит итальянский партнер. Трудно мне в это поверить.
– А ты пока об этом и не пиши – приеду через неделю с подписанным контрактом, можем про это дело поговорить подробно.
Подробно нам предстоит поговорить и о проекте производства экологически чистой (бумажной) тары для продуктов из рисовой соломы. Теперь ее будут собирать по всему району, а не жечь как раньше. К сожалению, все эта продукция пойдет в Европу, откуда и приехал инвестор. Мы будем продолжать загрязнять природу  полиэтиленовыми пакетами, но хоть гари с полей не будет, а бюджет района  пополнится и новые рабочие места в Теренозеке откроются. Есть и другие проекты, о которых мы обязательно расскажем.
13-8-2015 13 август 2015 г. 0 0