• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ХРАНИТЕЛИ СТАЛЬНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ

Владислава КОКОРИНА, БолатАБДРАХМАНОВ
ХРАНИТЕЛИ СТАЛЬНЫХ  МАГИСТРАЛЕЙНемало трудовых династий стояло у истоков индустриального становления нашей страны. О каждой можно написать отдельную книгу, в которой сплетутся воедино история и судьбы, преданность профессии и патриотизм. Одна из многих таких династий – семья Абдрахмановых. Представители этой известной фамилии трудятся на железнодорожных путях Казахстана, в том числе – в Кызылординской области уже более века…
Жаркое кызылординское солнце слепит глаза, горячий воздух иссушает горло. Жанабай Абдрахманов, представитель второго поколения прославленных железнодорожников, возвращается домой после тяжелого трудового дня. Он устал, но чувствует себя удовлетворенным: сегодня на его участке пути все в порядке. Жанабай Сыдыкович за сорок лет трудового стажа работал и простым монтером пути, и бригадиром, и старшим дорожным мастером. Сегодня он – наставник молодежи, ветеран — живет на станции Байхожа Казалинского района, азы своей непростой профессии передал многим ныне успешным сотрудникам АО НК «Казахстан Темiр Жолы». Глядя на то, как легко, с полуслова его понимают ученики, трудно поверить, что сам Жанабай Сыдыкович окончил лишь десятилетку и малые курсы железнодорожников. В ответ на удивленные вопросы он только отшучивается: «Я же Абдрахманов. У нас это в крови…»
История его семьи, неразрывно связанная с нашей областью, начиналась больше ста лет назад, когда в 1913 году на станцию Байкожа строящейся железной дороги Оренбург — Ташкент пришел наниматься на работу Абдрахман Бухарбаев. Кочевник и бывший батрак решил осесть, привез на станцию семью и нехитрый скарб и стал осваивать профессию железнодорожника. Суровые немногословные путейцы приняли новенького как своего, всей артелью поставили дом, и семья осталась на новом месте. Неудивительно, что в 1915 году ремонтным рабочим на станцию вслед за отцом устроился старший из его шестерых сыновей Абдырей.  Еще через два года, в тяжелом1917-м, свою жизнь с железной дорогой решили связать Ыбырай и Муса. А дальше – один за другим трудиться путейцами пришли и остальные парни: Мадырей, Садык и Сыдык. Самый младший из братьев Сыдык и есть отец Жанабая Абдрахманова.
Труд рабочего железнодорожника и в те времена, и сейчас  непрост,  ответственен и многогранен. За своим участком дороги путеец должен следить днем и ночью, в зной и в стужу, не делая скидок на погоду или собственное самочувствие. Нет в этой работе мелочей. Даже малейшее расхождение рельсов  может привести к катастрофе, поэтому важно здесь все: замерить расстояние между рельсами, проверить состояние шпал, удостовериться, что крепления в порядке, а в случае неполадок – быстро и качественно провести ремонт.
— Когда я решил работать на железной дороге, — рассказывает Жанабай Сыдыкович, — отец сказал мне: хочешь – работай. Но учти: труд этот тяжелый. В войну нас даже на фронт не призывали, значит, и важнее этой работы мало. Эти слова я потом повторил своему сыну, который решил продолжать династию.
Трудолюбие, ответственность, скромность – черты, которые у Абдрахмановых действительно в крови. Только так, работая на износ, не зная ни выходных, ни праздников, неделями не видя своих детей, можно было работать в мрачные 30-е, голодные 40-е, тяжелые 50-е. Спустя много десятков лет Муса Абдрахманов рассказывал, как в печально знаменитые тридцатые годы арестовали одного из его подчиненных (сам Муса уже работал бригадиром). Оказалось, что путеец придумал, как облегчить свой труд: он заворачивал в промасленную тряпку понемногу болтов, прокладок, штырей и прикапывал их в нескольких местах под насыпью железной дороги вдоль своего маршрута. Носить металлические детали была тяжело, да и маршрут обследования пути немаленький. Однако хорошее дело обернулось трагедией. По доносу кого-то из соседей парня забрали и без всякого разбирательства привлекли за хищение.
Годы Великой Отечественной войны стали испытанием для всех советских людей, и семья Абдрахмановых исключением не была. В то непростое время братья с огромной ответственностью передавали друг другу воинские эшелоны, что называется из рук в руки – с одного участка пути на другой. Трудились с полной отдачей: лозунг «Все для фронта, все для Победы!» каждый пропустил через собственное сердце. Не отмечено ни одной задержки передвижения эшелонов по причине плохой подготовки или несоответствия железнодорожного полотна на участках, где трудились братья. И этот отрезок железнодорожного пути в народе по праву был назван «железнодорожной веткой Абдрахмановых».
Несмотря на трудности, братья продолжали трудиться с полной отдачей.Самым справедливым и мудрым среди них был Ыбырай, и большая семья доверила ему свою немногочисленную  домашнюю скотину. Уход, выпас – все было на нем. Только он решал, кому и сколько давать молока и мяса. Ыбырай Абдрахманов имел большой авторитет не только в семье и на разъезде, но и по всей округе, и слушали его беспрекословно.
 Однажды, собравшись на семейном совете, братья приняли  решение передать государству 150 тысяч рублей личных сбережений на постройку танка. Сегодня этот поступок кажется невероятным, ведь жили небогато, и свои семьи тоже нужно было кормить. Однако в те времена каждый понимал: от его личного вклада во многом зависит Победа.
Ю. Белоусов в своем очерке «Дорога Абдрахмановых», опубликованном в начале 60-х в книге, посвященной 40-летию КазССР, писал: «Особенно памятны годы войны, когда приходилось трудиться за троих, за четверых. Абдрахмановы выдержали. Как священная реликвия хранится в семье Благодарность Верховного Главнокомандующего. Она – свидетельство патриотизма рабочей семьи…»
Самоотверженный труд во время Великой Отечественной войны  и вклад в Великую Победу был высоко отмечен, пятеро братьев награждены орденом Ленина. Потом были и другие награды, но эти самые дорогие!
Муса Абдрахманов и в жены выбрал девушку из железнодорожной семьи – Зиягуль Матжанову. На станции Жосалы, откуда она была родом, и сейчас живет 85-летний ветеран железнодорожной службы области Муслим Матжанов. Его младший сын Кумисбек Матжанов, много лет отработавший на Кызылординской железной дороге, недавно был назначен вице-президентом АО «Казакстан Темiр Транс». А старший сын Мусы и Зиягуль Тулеген Мусаевич Абдрахманов железнодорожником не стал, выбрал профессию металлурга и в 1955 году, получив диплом инженера-металлурга Казахского горно-металлургического института, начал работу на знаменитом Карсакпайском медеплавильном заводе, положив начало еще одной трудовой династии Абдрахмановых – династии металлургов, общий стаж которой насчитывает сегодня уже 250 лет…
Абдрахмановы, которых сейчас вместе с внуками и правнуками больше ста человек, расселились по линии железной дороги от станции Байкожа до Байконура, продолжают нести трудовую вахту, хранить традиции дедов. Старший из них – наш герой Жанабай Сыдыкович. В родной Байкоже он построил дом, а супруга Катира воспитала ему пятерых детей. Она, кстати, тоже железнодорожница, до выхода на пенсию трудилась дежурной по станции. Все дети Жанабая получили высшее образование, старший сын Жасулан пошел по стопам отца, он – бригадир пути. С железной дорогой свою жизнь связали и другие Абдрахмановы. Путь от простых путейцев до бригадиров прошли Мейрман и Кенжебек, монтерами пути трудятся Жусупбек, Берикбай, Бакытжан, Нурдаулет. Муратбек Абдрахманов работает оператором-дефектоскопистом, Онталап – помощником дефекто¬скописта, Куанышбай – вахтер охраняемого переезда. ЖуматайАбдрахманов – составитель поездов на же¬лезнодорожной площадке города Байконура.
Что ж, дорога Абдрахмановых на этом не заканчивается. Жанабай Сыдыкович своим юным родственникам говорит такие слова: «Железная дорога – это огромная ответственность, не меньше, чем у хирурга в операционной. Каждый день мы заботимся о безопасности богатств нашей страны и пассажиров. Работать плохо мы не имеем права: от этого зависит честь семьи, доброе имя наших дедов и прадедов, завещавших трудиться на совесть…». Думается, что с такой установкой на будущую жизнь молодежь не уронит высокую планку этой славной трудовой династии.
13 сентября 2014 13 сентябрь 2014 г. 0 0