• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ДОРОГА, УСТРЕМЛЕННАЯ В БУДУЩЕЕ

Владимир ВОРОБЬЕВ
Кызылорда стремительно развивается и благоустраивается. И особенно это заметно по улицам и дорогам. В областном центре 765 улиц общей протяжённостью 612 километров. Пятьсот тридцать пять из них имеют асфальтовое покрытие, остальные  пока ещё щебёночные или грунтовые. Но это пока. В ближайшие годы количество таких дорог уменьшится, а со временем они исчезнут совсем.
В 2013 году из республикан- ского и местного бюджетов выделено более пяти миллиардов тенге на капитальный ремонт и полную модернизацию сразу сорока трёх городских улиц. Из городского бюджета выделено ещё более девяноста пяти     миллионов тенге на текущий ремонт.
Особенность ремонта  в Кызылорде в этом году в том, что на дороги укладывают «асфальт нового поколения». В качестве примера можно привести проспект Жибек жолы. Ремонт дорожного покрытия здесь проводился с применением современных технологий. Дорожное полотно состоит из нескольких слоёв. Завершающий – щебёночно-мастичный асфальт, материал нового поколения, который сегодня широко применяется в мире. По стоимости он дороже использовавшегося ранее пористого покрытия на шестьдесят процентов, но срок его эксплуатации дольше. Главное преимущество в том, что он надёжно скрепляет проезжую часть дорожного полотна и увеличивает его надёжность. Асфальтобетонные смеси для ремонта производятся на современном европейском оборудовании при строгом соблюдении технологий. На магистральных улицах, в том числе на проспекте Жибек жолы и далее до аэропорта, также используются специальные геосетки, повышающие устойчивость дорожного покрытия к образованию трещин.
Нынешним летом кызылординские водители и пешеходы терпеливо ждали завершения ремонта, понимая, что новая дорога значительно улучшит их жизнь. И дождались.
 Недавно по проспекту Жибек жолы вновь открылось движение. Дорога  стала шестиполосной. Изменился внешний вид и дизайн проспекта. Исчезли старые  столбы, рекламные щиты, автобусные остановки и постройки различного назначения. Взамен появились светильники нового образца, автобусные остановки современного дизайна, стало больше цветов, тротуары для пешеходов покрыты брусчаткой.
 О проспекте сейчас говорят одобрительно. И те, кто ездит по нему много лет, и те, кто попал сюда впервые. Ветеран труда Анатолий Иванович Кудрявцев продолжает трудиться. Сейчас он начальник военно-мобилизационного отдела КГУ им. Коркыта-ата. Ветеран        помнит дорогу в Тасбогет  с пятидесятых годов, когда она была ещё грунтовой, а затем щебёночной.
– Я приехал из Омска в Кызылорду в 1955 году, в маленький уютный зелёный городок на Сырдарье, – вспоминает Анатолий Иванович. – Большинство зданий  были сложены из самана и не имели привычных европейских крыш, а были плоскими. Почти все улицы были грунтовыми, за исключением двух-трёх центральных, покрытых булыжником. Дорога в Тасбогет тогда начиналась от того места, где сейчас стоит здание кинотеатра им. Алтынсарина. В этом месте была граница города, а дальше лежали земли колхоза Огородник.
У меня был выбор – остаться в Кызылорде или переехать в другой город. Я остался, о чём никогда не жалел. Кызылорда стала для меня родным городом. В качестве инженера-геодезиста, а затем главного инженера горкомхоза, начальника «Казторгстроя» и управляющего трестом «Кызылордаоблгаз» я участвовал в строительстве и благоустройстве Кызылорды. В том числе делал съёмку земель для будущих посёлков Титова и Гагарина, проектировал кварталы и отводил участки для строительства, занимался реконструкцией известного торгового центра «Универсам» по проспекту Абая (раньше это был обычный магазин).
 В самом начале шестидесятых годов, будучи главным инженером-геодезистом горкомхоза, по поручению председателя горисполкома  Долдаша Алисова участвовал в строительстве и пуске водозаборного сооружения, канализационного коллектора и  первого асфальтзавода в Кызылорде. Весь асфальт, который начал выпускать завод, шёл на покрытие проезжей части  нескольких улиц от железнодорожного вокзала до фельдшерского училища (ныне медколледж), по которым тогда ходил автобус маршрута №1.  Появление асфальтового покрытия на центральных улицах города тогда было большим событием. У горожан появилось ощущение, что Кызылорда становится цивилизованным современным городом. И вправду, ходить и ездить по новым дорогам стало намного приятнее.
С тех пор прошло немало лет, асфальт стал привычным. Он сейчас лежит на многих улицах. Но время ставит новые требования. То, что вчера радовало, сегодня  уже не отвечает современным запросам. Раздвинувшему свои границы городу, в котором появилось много автомобилей, нужны новые благоустроенные улицы, дороги нового поколения.
 В последнее время ведутся строительно-ремонтные работы на многих улицах Кызылорды. В их числе  проспект Жибек жолы. По этой магистрали  ездить стало одно удовольствие. Дорожное покрытие очень ровное, автомобиль едет плавно, не шелохнётся. Водителям помогают отличные, имеющие  современный дизайн светофоры и  разметка на проезжей части. Радуют глаз светильники, зелёные газоны и цветы.
Фото автора.
№132-133 от 7 сентября 2013 06 сентябрь 2013 г. 0 0