НЕТ ПОВОДА ДЛЯ ВОЛНЕНИЙ
Наталья ЧЕРНЕЙ
Процесс создания Единого накопительного пенсионного фонда и передача в него денег вкладчиков в Казахстане идет. Кызылординцы, кому в последнее время потребовались справки о пенсионных накоплениях, не могут их получить и заволновались — мол, не пропали бы их кровные. Люди обратились в редакцию с просьбой помочь выяснить, что же происходит, как идет процесс объединения.
Поводом для волнения еще послужил комментарий вице-министра труда и социальной защиты населения Светланы Жакуповой, которая в начале этой недели сказала, что средства на индивидуальных пенсионных счетах с некорректными данными будут изъяты в бюджет. Для многих непонятно, что значит «некорректные данные».
Как разъяснил директор Кызыл¬ординского областного филиала АО НПФ «ГНПФ» (АО «ЕНПФ») Биторе Жанкожаев, это счета с ошибками — в реквизитах, в фамилии, дате рождения. Они могут существовать с начала действия накопительной пенсионной системы в Казахстане. Например, бухгалтер при отчислении денег один раз сделал ошибку, второй раз сработал без нее. Вот вам и два счета. Некоторые пенсионные фонды с такими счетами давно разобрались, за¬просив подтверждение у работодателя. Другие с этим затянули. Кроме того, часть вкладчиков за это время могла просто уехать. Пока неизвестно, о каких в итоге суммах идет речь. Но то, что с ними надо что-то делать — неизбежность. Единый накопительный пенсионный фонд с начала своей деятельности должен быть прозрачным.
Скоро ли ЕНПФ заработает? Этот вопрос часто задают читатели. НПФ «ГНПФ», на базе которого он создается, уже прошел перерегистрацию в Минюсте. Но до регионов этот процесс еще не дошел. Здесь еще длится переходный период. Есть график передачи пенсионных активов из частных накопительных фондов в ЕНПФ, до конца года эта работа должна будет завершиться.
Узнав о проблемах, с которыми сталкиваются кызылординцы при получении справок о пенсионных накоплениях, я решила обратиться в филиал своего накопительного пенсионного фонда и узнать, какова же судьба моих отчислений. Попытки дозвониться в офис регионального филиала оказались тщетны.
— Сейчас идет процесс объединения, — пояснил Биторе Жанкожаев. — Пенсионные активы вкладчиков на баланс вновь созданного фонда еще не поступили. Есть график национального фонда, согласно которому до конца года перевод пенсионных отчислений должен быть завершен. По вопросам своих отчислений вкладчики могут обратиться в свои накопительные фонды. Они все работают, ни один фонд не закрыт. Всю подробную информацию можно узнать, зайдя на сайт ГНПФ, там есть и координаты пенсионных накопительных фондов.
Зайдя на официальный сайт фонда, я обнаружила объявление, что за необходимой информацией, в том числе и за выписками с индивидуального пенсионного счета (ИПС), следует обращаться в головной офис в Алматы. Предлагалась и альтернатива – выписку можно было взять через Интернет. Правда, для этого у вас должно быть Дополнительное соглашение по пользованию электронным доступом (ДСПЭД). Мне повезло: покопавшись в бумагах, которые когда-то выдал агент НПФ, нашла соглашение, где был указан пароль доступа. В итоге я убедилась, что мои пенсионные взносы регулярно поступали в фонд, на них начислялся инвестиционный доход и пока никаких сдвигов в сторону уменьшения не наблюдается.
Теперь, что касается справок из ЦОНа и значащихся там суммах. Некоторые кызылординцы, кто получал недавно здесь справки о своих пенсионных накоплениях, удивились тому, что на самом деле сумма на их индивидуальных пенсионных счетах больше. Объясняется это просто. ЦОН дает справку на основании данных ГЦВП. А в Центре по выплате пенсий фигурируют только суммы перечисленных работодателем денег. Без инвестиционного дохода, который разный в разных пенсионных фондах. Справка из ЦОНа годится для получения, например, кредита.
Пообщавшись с вкладчиками разных пенсионных фондов, выяснила, что на их счетах минусов пока тоже не наблюдалось.