Гулнар САЙГЫ,
старший научный сотрудник научно-исследовательского института коркытоведения и истории края КГУ им. Коркыта-ата,
Мирамкуль АКАЕВА,
старший преподаватель русского языка и литературы КГУ им. Коркыта-ата
Становление Казахского ханства как независимого государства относится ко 2-й половине XV века (приблизительно 1470-1471годы).
Ученый-историк Мухаммед Хайдар Дулати в своей знаменитой работе «Тарих-и Рашиди», в главе «Шайбани наме», пишет: «Границы Казахского ханства на западе простирались до Жаика, на юго-западе – до правого берега Сырдарьи, занимали земли от Арала до Мангыстау. На юге в состав ханства вошли многие города, расположенные вдоль берегов Сырдарьи. На севере в состав ханства вошли территории от Улытау и далее, на юго-востоке – территория Жетысу между реками Шу, Талас, Каратал, Или. Численность народа, находящегося под властью Касымхана, составляла около одного миллиона человек (Тарих-и Рашиди. А., 1999,с.237).
Казахские поэты-жырау, твор¬чество которых относится к XV-XVII векам, к периоду Казахского ханства, в своих произведениях призывали народ к единению и сплоченности, оказывали поддержку ханскому государству, воспевали подвиги батыров, защищавших родную землю от внешних врагов, людей, которые трудились на благо своей страны и народа.Они считали своим долгом воспитывать молодое поколение на примере таких людей.
Главная тема их поэтических произведений — любовь к Родине, к своему народу, они призывали его защищать Родину, быть единым и сплоченным.
М. Ауэзов дал такую оценку творчеству поэта-жырау Асана Кайгы: « Через критические рассуждения, наставления жырау, отраженные в его произведениях, мы получаем различные сведения, картины, представления об обстоятельствах жизни тех лет и о нем самом. При этом поэт прибегает к иносказаниям, обрисовывая картины жизни того периода и делая прогнозы на будущее. Каждое его слово содержит в себе глубокие раздумья, полно содержания, но вместе с тем поэт не выражает свои мысли конкретно, точно, а дает в завуалированной форме. Каждое слово поэта имеет цель: о чем бы он ни говорил, в первую очередь он рассуждает о чаяниях народа, о его положении или же беседует с народом на морально-этические темы в форме наставлений, назиданий».
Давая оценку творчеству Асана Кайгы, ученый раскрывает идейно-художественное значение всей поэзии жырау.
В период Казахского ханства поэты-жырау выступали в качестве покровителей народа, являлись советниками ханов и биев. Казахские бии активно участвовали в управлении государством, в создании справедливых законов и судопроизводстве.
Ч.Валиханов так сказал о казахских биях: «Человек, претендующий на должность бия, должен неоднократно доказать народу, что он обладает познаниями в области законов. Такие бии прославились на всю казахскую степь, их имена известны всему народу».
Поэзия жырау начала развиваться с момента образования Казахского ханства. Асан Кайгы, Сыпыра жырау, Казтуган жырау являются одними из самых известных представителей поэзии жырау XV века.
Народ очень уважал поэтов-жырау. В периоды, когда вспыхивали народные волнения, мятежи или на землю нападали враги, за помощью и советом обращались к поэтам-жырау: они призывали народ к спокойствию и терпению, оказывали ему поддержку и делали прогнозы, как разрешится та или иная ситуация.
Характерной художественной особенностью поэзии жырау периода Казахского ханства являются персонажи и герои произведений. Главные герои в них –народ, ханы и батыры. То, что образы ханов и батыров занимают значительное место в произведениях жырау, непосредственно связано с исторической эпохой.
Свою оценку поэзии жырау дал и знаменитый поэт, выдающаяся личность Шакарим. В стихотворении «Ескі акындык» («Старая поэзия») он высоко оценил народное наследие, устное поэтическое творчество, поэзию жырау. В
своей поэме «Батыр баян» Магжан Жумабаев сравнивает исполнение Бухаром жырау и Татикарой их произведений с тем, как льётся чистая волна.
Итак, мы можем сказать, что поэзия жырау – это многовековое бессмертное наследие нашего народа, в котором отразилась народная мудрость.
Ценность поэзии жырау заключается не только в том, что в ней отражаются исторические события, трагедия народа, его мечты и надежды, но и в том, что политическая и общественная деятельность народа, его мировоззрение, миропонимание изображаются посредством художественного слова.
Как мы уже отмечали, главная тема поэзии жырау — любовь к родной земле, сплоченность и единение народа.
Например, Асан Кайгы в
своих произведениях волнуется о судьбе народе. Он говорит в своих стихах о богатых землях, куда бы он переселил народ, о спокойной жизни людей на этой земле. Размышляет о том, что человек не должен считать себя лучше других только потому, что он богаче, образованнее, о том, что дружба должна быть бескорыстной, о том, что человек должен избегать лжи. Несомненно, что эти глубоко философские размышления поэта не утратили актуальности и воспитательного значения и сегодня.
Поэзия жырау имеет форму толгау (мелодичное поэтическое произведение-размышление).
Видными представителями поэзии жырау XVIII века являются жырау Актамберды, Татикара, Умбетай. Большинство их произведений посвящено событиям, связанным с нашествием джунгар.
Произведения Актамберды жырау отличаются остротой содержания, богатством языка и особой художественностью.
Они, в основном, представляют собой назидания-раздумья, в которых звучат мечты и стремления казахского народа.
В произведениях Татикары жырау звучат мысли о независимости казахского государства, поэт воспевает подвиги батыров.
Итак, мы можем сказать, что главной темой поэзии XV-XVIII веков является тема свободы, героических подвигов народа. Жизнь и творчество жырау занимает значительное место в истории казахского народа, а их деятельность является примером для людей.