• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

КАК МАНИПУЛИРУЮТ СОЗНАНИЕМ МОЛОДЫХ

В реалиях сегодняшнего дня в нашем обществе произошли демократические преобразования, кардинально изменившие иерархию ценностных ориентаций человека, структуру его потребностей с формированием динамичного роста нацинального и правового самосознания личности человека.
Двадцать первый век является эпохой возрождения инновационных технологий коммуникации, позволяющих  социуму получить необходимую информацию. Благодаря широким возможностям  Интернета представители молодого поколения моделируют свои межличностные взаимоотношения с социальным окружением, познают сокровенные тайны природы, изучают мировую литературу и иностранные языки, совершенствуют интеллектуальный и личностный потенциал. С расширением диапазона восприятия информации у молодого человека проявляется стабильность,  уверенность в «завтрашнем дне», раскрываются новые способности и возможности в рамках его профессионального «роста», компетентности во всех сферах жизнедеятельности человека. Но самым главным аспектом в осуществлении деятельности технологий коммуникации  является  освещение проблем нравственного воспитания молодежи с целью  закрепления в сознании молодых людей таких понятий, как Родина, патриотизм, родители, милосердие, доброта.
К сожалению, следует отметить, что иногда полученная из Интернета или  телевидения информация не всегда  позитивно влияет на психическую сферу человека, особенно ребенка либо подростка. Ученые подсчитали, что примерно в течение 4-6 часов в сутки человек подвергается психологическому и информационному воздействию Интернета, телевидения.   
Известный российский телеведущий Владимир Познер в интервью газете «Аргументы и факты» говорил следующее: «Подсчитано, что в России в возрасте от 3-х до 18-ти лет молодой человек в среднем увидит 22 тысячи сцен убийств и насилий. Это влияет на его психику или нет? Я подсчитал, в среднем – это 4 сцены убийства, насилия в сутки на каждого ребенка или подростка». Не исключено, что такая тенденция имеется и в Казахстане. Слова В.Познера, особенно его статистические данные, в действительности вызывают у нас, психологов, состояние тревожности, беспокойства за будущее наших детей.
Как отмечают отечественные специалисты А.Катков, Р.Азизов, в республике Казахстан участились случаи проявлений заболеваний с пограничными расстройствами  среди детей и подростков – «помолодела» наркомания и юношеская шизофрения, участились суицидальные деяния в молодежной среде.  
 По мнению ученых, этиологией (причиной) зарождения аналогичных пограничных заболеваний являются психотравмирующие ситуации в семье, в школе, формирование у лиц молодого возраста психологических барьеров общения, низких показателей уровней коммуникативной компетентности личности. Не секрет, что многие дети свое свободное время посвящают изучению Интернета в компьютерных клубах: ведут переписку с одноклассниками, друзьями, осуществляют игровую деятельность с участием агрессивных персонажей – боевиков. Отсутствие свежего воздуха в помещении, скопление детей, шумовые помехи в виде заразительного, коллективного смеха, «выброса» отрицательных эмоций, нецензурной брани – все указанные факторы негативно отражаются на неустойчивой психике ребенка либо подростка. В эмоциональном состоянии детей начинают проявляться признаки агрессивности, импульсивности, озлобленности, враждебности, направленные на окружающий мир. У некоторых после таких опасных игр иллюстрируется поведенческая модель ухода в себя — аутичность, замкнутость, отгороженность от реальной действительности,  где ребенок в условиях его пребывания в виртуальном мире чувствует себя комфортно и уютно. Общение детей с компьютером и телевизором полностью  сместило эмоциональную близость с родителями, отсюда и формируются психологические  барьеры  —  непонимание позиции старших, избегание контактов с ними. Оставшись наедине со своими нерешенными психологическими проблемами, дети подросткового или юношеского возраста с учетом их  кризисного периода способны на осуществление неадекватных поступков – уход из дома, совершение суицидальных попыток, противоправной деятельности, активное участие в деструктивных религиозных сектах.  И все эти деяния, к сожалению,  совершаются ими  необдуманно под влиянием ситуативного настроения, накопления отрицательных эмоций.  
Психологи  К.Левин, Е.Рыбалко, С.Рогов считают, что подростковый и юношеский возраст детей определяется как сензитивный (кризисный). Для него  характерно наличие разногласий с  взрослыми:  родителями, учителями. Это происходит, в основном,  по поводу стиля одежды, прически, выбора друзей, свободного времени, школьных и материальных проблем. Отмечаются динамические изменения настроения, неудовлетворенность с собой, своим внешним видом, болезненное реагирование на несправедливую критику. Психическая деятельность личности указанного возраста считается неустойчивой, лабильной, как губка, притягивающая к себе негативную информацию. Благодаря поведенческим реакциям эмоционального заражения или подражания дети пытаются внедрить в свою жизнь героические поступки Саши Белого из художественного фильма-боевика  «Бригада». Вспомним смешную ситуацию, отражавшуюся в старом советском кинофильме «Анискин», когда после демонстрации фильмов о Фантомасе в сельском клубе, в деревне неожиданно появилась подростковая преступная группировка под громким названием «Фантомас». В последующем опытный  участковый милиционер Анискин выявил этих лжепреступников, старшему из которых едва исполнилось 12 лет. Детей данного возраста, обладающих  высокой любознательностью и любопытством, привлекает любая информация, особенно негативная, начиная от порнографии, завершая деятельностью деструктивных религиозных сект, террористических организаций. Иногда   на сайтах Интернета можно увидеть фотографии, ролики с кровавыми сценами насилия, жестокости по отношению к человеку, животным.
Хотелось бы отметить, что именно дети, молодые люди с неустойчивой психической деятельностью часто подвергаются психологическому воздействию со стороны адептов деструктивных религиозных сект через Интернет.       
Окружив мнимой любовью и проявлением заботы в решении личностных проблем подростка или юноши, деструктивные религиозные секты, занимающиеся деформированием личности, полностью снижают толерантность (устойчивость) к внешним раздражителям, волевую саморегуляцию, постепенно привлекая его в ловушку психологической зависимости от адептов секты. Люди, являющиеся жертвами деструктивных сект, религиозно-экстремистских организаций,  изменяются по внешним поведенческим признакам — становятся более осторожными, не делятся своими планами, ничего о себе не говорят, избегают контактов с родителями, близкими.                                                   
В настоящее время в  нашей стране и других странах СНГ на фоне динамичного роста нацио¬нального самосознания наблюдается процесс возрождения некоторых религиозных движений, среди которых  встречаются и религиозно-экстремистские организации.  Многие из миссионеров прошли профессиональную подготовку за рубежом, изучая инновационные трансовые методики, позволяющие им полностью манипулировать сознанием человека независимо от возрастных особенностей личности.   
М
иссионеры, используя свои профессио¬нальные навыки и умения, осуществляют свою деятельность, направленную на подрыв принципов толерантности  и межконфессионального согласия между верующими  в нашей стране. Большая часть из религиозно-экстремистских  организаций ориентирована на деформирование личности своих адептов, снижение критичности их мышления. Технология обработки сознания человека и воздействия на его поведение в таких организациях состоит из целого ряда психологических методов. В основе этих методов лежат такие способы, которые у психологов получили название зомбирование,  психологическое программирование.
Российский психолог И.Пронин выделил следующие психологические  особенности методов психологического воздействия на личность, довольно часто применяемых в деструктивных религиозных сектах, направленных на манипулирование сознанием  человека. Особенно такие методы опасны для лиц молодого возраста, у которых критичность самосознания и поведения  еще находится в условиях стадии  формирования.  
Под психологическим насилием психологи подразумевают методы, посредством которых с личностью обращаются скорее как с объектом для манипулирования и использования, чем как с субъектом, чье сознание, автономия, идентичность, достоинство должны быть уважаемы. Возможно, поэтому у многих адептов после таких манипуляций резко ухудшается психическое здоровье, вплоть до совершения с их стороны попыток к суициду.  
Зомбирование людей в деструктивных религиозных сектах начинается с «бомбардировки» любовью: человека опекают, воспринимают его таким, какой он есть, называя его братом либо  сестрой, стараются ему помочь в решении личностных проблем и даже в избавлении от  психологических проблем и комплексов.
 Можно сделать вывод, что любой человек  независимо от возраста, находясь в религиозно-экстремистской  организации,  закрепляет в своем сознании особый статус как представителя обособленного островка в бушующем море зла.  И только здесь, в условиях пребывания в организации он начинает чувствовать себя комфортно, позитивно. В последующем человек  перестает быть членом большого социума, не идентифицируя себя с  последним. Он становится частью этой организации, превращаясь в аутсайдера – человека с потребительской психологией, направленной на удовлетворение эгоцентрических потребностей, с отсутствием чувства патриотизма, ответственности и  нравственности.   
Психологи отмечают, что жертвы религиозно-экстремистских организаций, подвергшихся нетрадиционным методам психологического воздействия на психику, остро нуждаются в медицинской помощи и психологической реабилитации. Основные  последствия пребывания человека  в деструктивной группе включают следующие психологические особенности его поведения: потеря свободной воли и контроля над своей жизнью, развитие зависимости и возвращение к поведению, подобному детскому (регресс в инфантильность), потеря спонтанности (непосредственности, непринужденности), неспособность образовать близкие дружественные отношения вне культа или наслаждаться гибкими (непринужденными) связями, ухудшение физического состояния и возникновение соматических заболеваний, изменения в психической деятельности человека (включая галлюцинации, тревожность, паранойю, дезориентацию и расщепление личности), полная психологическая зависимость от деструктивной  религиозной организации, подверженность к осуществлению террористического акта либо другой противоправной деятельности.         
И помочь им сможет только программа реабилитационных мероприятий, поскольку возвращение адепта в нормальную жизнь – процесс длительный, трудоемкий, требующий включения и участия многих специалистов разных профилей – юристов, психологов, психиатров, социальных работников, психотерапевтов, педагогов.   
Как отмечают казахстанские психологи, с этой целью необходимо сформировать у молодых людей адекватный уровень адаптационных возможностей в условиях агрессивной информационной  и социальной среды, к вовлечению в деструктивные организации. Особенно актуальной данная проблема становится среди подростков и молодежи с их большой увлеченностью Интернетом, верой в виртуальный мир.
Устойчивость к негативным факторам может формироваться у молодежи путем максимального полного информирования о том, какие религиозные организации существуют, как вести разговор с вербовщиками деструктивных организаций, что делать родителям, если их ребенок начал посещать собрания указанных организаций, какие методы психологического воздействия на личность они используют через
Интернет?
 Фокус внимания в сфере достижения поставленной цели будет сосредоточен в области социально-психологических программ. За счет систематической деятельности проекта в некоторых городах Казахстана организовывались Центры по реабилитации жертв группового психологического насилия, задачами которых являются   решение следующих проблем:  охват подростков и молодежи услугами первичной профилактики вовлечения в деструктивные религиозные организации, создание  положительной мотивации на социально безопасное поведение в среде подростков и молодежи, организация сети первичной профилактической помощи с эффективным взаимодействием образовательных учреждений и организаций, совместными усилиями организующих данную сеть, обеспечение диагностическими программами учебных заведений отдельного города для форсированной диагностики и формирования социально-психологической устойчивости у подростков и молодежи, обучение социальных педагогов, школьных психологов на специальных образовательных циклах по диагностике и коррекции высоких рисков вовлечения в деструктивные религиозные организации подростков и молодежи, раскрытие механизмов вербовки и контроля сознания над бывшими членами деструктивных религиозных организаций, депрограммирование сознания бывших адептов (восстановление критичности восприятия и мышления), снятие механизмов их психологической зависимости (работа со страхами), восстановление связей адепта  с семьей и друзьями, совершенствование и закрепление коммуникативных навыков, адаптивных способностей бывших адептов к нешаблонным ситуациям, освещение негативных факторов, имеющих место  в Интернете, о влиянии негативной информации на психологическое состояние молодого человека. На основе реакции эмоционального заражения либо подражания молодой человек с неустойчивой психикой, увидев в Интернете ситуацию суицида, агрессивного отношения к людям,  может также совершить подобное.      
Все эти перечисленные факторы свидетельствуют об актуальности данной проблемы, о необходимости в реалиях сегодняшнего дня исследовать, анализировать мнения и предложения по борьбе с терроризмом, религиозным экстремизмом. Специалисты Центра по реабилитации жертв группового психологического насилия совместно с сотрудниками силовых структур, представителями СМИ, теологами, священнослужителями, родителями, чьи дети оказались жертвами деструктивных религиозных сект,    должны сформировать через Интернет антитеррористическое сознание в обществе, особенно среди молодежи. С помощью лекций, тренингов, выступлений, участия в «круглых столах», видеосеминарах, через  Интернет,   целесообразно закрепить среди молодежи толерантность к религиозным, тоталитарным проявлениям, усилить  контроль за деятельностью всех религиозных организаций, постоянно  освещать в СМИ, в Интернете   негативную  сущность деструктивных сект, особенно использование ими  нетрадиционных  психологических  методов зомбирования людей, в частности, через сеть Интернета.       
Лола ШАКИМОВА,
член  ассоциации психологов и
психотерапевтов Республики Казахстан, член Республиканской информационно-пропагандистской группы  г.Алматы
14-4-2016 14 апрель 2016 г. 0 0