• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ЖЕЛЕЗНЫЙ БИЗНЕС

Авторынок в Кызылорде работает только один день в неделю – воскресенье. Корреспондент «КВ» побывал здесь и посмотрел, чем он сегодня живет.
С раннего утра территория, что возле ипподрома, забита до отказа. Правда, почему-то продавцы торгуют машинами не на рынке, а возле него. Если вы приехали сюда в девять часов утра в надежде занять проходное место для продажи, то безнадежно опоздали.
— Чтобы «забить» самые хорошие центральные места, здесь нужно быть в семь часов утра, — говорит продавец с многолетним стажем Асхат Искаков. — Опытные люди приезжают сюда очень рано, потому что от этого зависит, какое тебе достанется место, а значит, насколько удачным будет день.
Удивляться тут нечему. По словам Искакова, на авторынке более ста постоянных… продавцов.
— Это как минимум, — считает он. — Дело в том, что покупка и перепродажа машин для многих горожан стала прибыльным бизнесом. Они этим и кормятся. Так что не надейтесь найти тут дешевые автомобили. Если они и бывают, то очень редко — кто-то срочно уезжает, кому-то нужны деньги. В последнее время все больше тех, кто вынужден продать своего железного коня из-за проблем с выплатой кредитов.
Как выяснилось, многие кызылординцы покупают новые либо относительно новые машины в кредит. Но потом выясняется, что 70 тысяч тенге в месяц, а то и больше, человек не в состоянии выплачивать. По договоренности с продавцом и банком такой автомобиль можно выкупить подешевле, правда, и побегать при этом придется изрядно.
— Но не думайте, что здесь, на рынке, вы найдете дешевый автомобиль, — включается в беседу другой дилер Андрей  Назаров. — О машине с низкой ценой прежде всего узнают перекупщики, и хороший товар они сразу же забирают. Если же вы обычный покупатель и вдруг обнаружили дешевый транспорт, не спешите его покупать. Если его до вас никто не взял, значит, что-то тут не так. Машина может быть с дефектом, а владелец вам этого просто не скажет.
Действительно, при покупке машины на рынке нужно держать ухо востро. Местные торговцы наперебой рассказывают истории о том, как люди становятся жертвами недобросовестных продавцов.
— К примеру, недавно одному мужику «пихнули» «Мерседес» по недорогой цене, а у него через неделю забарахлил двигатель, — рассказывает Асхат. — Другой приобрел «Ауди», а потом оказалось, что она заложена в банке. Самое удивительное, что нотариус пропустил эту сделку, а человек обратился за регистрацией в дорожную полицию где-то через неделю. Там и выяснилась история автомобиля. Покупатель стал звонить продавцу, а тот заявил, что деньги уже истратил. До сих пор обе стороны разбираются с этой ситуацией.
Еще одна сомнительная сделка, которую часто предлагают простому автолюбителю – это обмен автомобилями.
— Ни один перекупщик на рынке не будет обменивать машину без выгоды для себя, — утверждает Асхат. — Хорошо, если вы просто переплатили при обмене автомобилями. У нас такое часто бывает. Человеку так запудрят мозги, что при обмене равноценными машинами он выкладывает сверху от одной до пяти тысяч долларов. А потом находятся грамотные люди, которые открывают ему глаза. Но уже поздно. Вернуть машину невозможно, постоянные продавцы на рынке уже настолько подкованы, что их голыми руками не возьмешь.
Бывает и такое, при обмене могут подсунуть битый или проблемный автомобиль, и при каждой поломке человек станет проклинать все на свете, потому что ремонт влетит в копейку.
— Прежде чем купить здесь машину, нужно десять раз подумать, — советуют продавцы. — Отвезите автомобиль на СТО, заплатите механикам за осмотр, проверьте в дорожной полиции наличие штрафов и кредитов у владельца. Сделку желательно совершать не в тот же день, а на следующий, чтобы все было сделано на свежую голову.
Впрочем, не все так плохо. Продавцы тех машин, которые расположены на самом входе и в центре, уже давно занимаются продажей автомобилей. К ним практически претензий не бывает. Во-первых, они продают свежепригнанные автомобили и стараются их проверить на все сто процентов, вплоть до мельчайших деталей. Дефект, если обнаружат, то устраняют его сами, чтобы предложить покупателю стопроцентный вариант. Практически никогда не идут на обмен, предлагают машину только за наличные.
В этом секторе цены на автомобили, как автор этих строк убедился, значительно выше: от девяти тысяч долларов и выше. И состояние их довольно привлекательное.
— Самое главное, мы не пытаемся пудрить мозги клиенту, не уговариваем его во что бы то ни стало взять автомобиль, — объясняет Асхат. — Нравит-           ся — покупайте! Не нравится — мы не настаиваем.
Правда, число продавцов, занимающихся доставкой машин, сейчас значительно снизилось, из-за ограничений, которые ввели в республике в связи с вступлением в Таможенный союз, с введением стандарта «Евро-4». И теперь свежепригнанные иномарки у нас редкость, цены на них значительно подскочили, и привозят их только на заказ.
— Фактически сегодня мы распродаем  остатки прошлых лет, — говорит Андрей Назаров. — Дело в том, что многие бизнесмены в преддверии введения ограничений приобрели по нескольку десятков машин. Теперь они потихоньку выкидывают их на рынок.
Есть и такие, кто вообще покупает аварийные автомобили чуть ли не со штрафстоянки, потом на развалах докупает запчасти, собирает  — и на продажу, — рассказывает Асхат. — Порой диву даешься: да кто же купит такой автомобиль? Смотришь, он его еще и по заоблачной цене продать умудряется.
Во время разговора с продавцами была затронута и тема качества бензина.
— Слышал в новостях, что в стране выявили автозаправочные станции, которые продают некачественный или разбавленный бензин, – говорит Асхат. – Даже назвали несколько заправок в разных регионах страны.  А где же Кызылорда? Неужели никто у нас не проверял? У нас ведь тоже халтурят!
Походив между рядами продаваемых автомашин,  я увидела, что  многие продаваемые  автомобили дышат на ладан, но их продают.
— Это психология советского человека, — говорит Андрей Назаров. — Он будет продавать машину без дверей, зеркал и даже тормозов, главное, чтобы четыре колеса были, и она двигалась с места. Некоторым автомобилям уже по тридцать и более лет, но они ездят.
И здесь встает вопрос о том, как центры технического осмотра выполняют свои обязанности. В свое время граждан убеждали: старый автотранспорт не сможет пройти технический осмотр, и  мы быстро избавимся от хлама. Не тут-то было. Машины 1984 - 1988 годов выпуска — пыхтящие, тарахтящие, битые, покореженные — все еще украшают и наши дороги, и наш авторынок. Такой хлам продается за три-пять тысяч долларов.
— Машины с прошлого года подорожали где-то в полтора раза, — говорит Андрей. — Если «Мерседес-230» 1992 года стоил пять тысяч, то сегодня его отдают за восемь-десять тысяч долларов. А «Мерседес» 1987 года выпуска подрос в цене с 3,5 тысячи до 5,5 тысячи долларов.
Соответственно, люди ищут себе машину подешевле. Покупают старые и проблемные, мучаются с ними, а потом снова везут на этот рынок. А если бы ЦТО ставили шлаг¬баум перед старьем, то в городе дышать стало бы легче.
№140-141 от 21 сентября 2013 21 сентябрь 2013 г. 0 0