Казыбек БОТАЕВ
В следующем году будет полностью завершено строительство участка международного транзитного автокоридора «Западная Европа — Западный Китай», проходящего по территории нашей области. Уже сегодня специалисты говорят о 85-процентной готовности кызылординского отрезка автобана.
В 2009 году по инициативе Президента Республики Казахстан началось строительство автомобильной магистрали «Западная Европа — Западный Китай». В основе ее лежит предложение Нурсултана Назарбаева возродить идею Великого Шелкового пути — торговую магистраль, которая соединит Запад и Восток.
Казахстанский участок дороги тянется на 2787 километров, из которых реконструкции подлежали 2452. С полным завершением строительства международного автобана на автоперевозку грузов из Китая в Европу уйдет всего десять дней, тогда как путь по железной дороге занимает 15 дней, а морским транспортом — все сорок. Таким образом ожидается, что к 2020 году объемы товарооборота между Востоком и Западом возрастут с 13 миллионов тонн до 33 миллионов.
Известно, что предприниматели во всем мире на транспортировку различных грузов морским путем в год тратят более 700 миллиардов американских долларов. Если часть этих грузов будет идти через территорию Казахстана, это будет способствовать значительному подъему экономики страны.
Начиная с 2010 года, строительство международной автомагистрали идет на территории Актюбин- ской, Южно-Казахстан¬ской, Жамбылской и Кызылординской областей. За это время создано 21 производство, тысячи людей получили работу, многие из которых освоили новые для себя профессии.
Протяженность дороги по нашей области составляет 812 километров. На ней сейчас работают такие известные строительные компании, как «Салини Коструттори С п. А», «Тодини Коструцциони Дженерали С п. П» из Италии, совместная азербайджанско-турецкая компания «Аккорд Окан», азербайджанская «Азеркорпу» и другие.
246 километров международного транзитного автокоридора в нашей области специалисты относят к первой технической категории, а 566 километров отнесены ко второй. В ходе реконструкции вдоль трассы будут построены 48 мостов, 336 водопропускных труб, 74 скотопрогона, 14 двух- уровневых автомобильных развязок и два железнодорожных переезда.
После того, как дорога будет полностью сдана в эксплуатацию, автомобильный транспорт будет двигаться по ней со скоростью не ниже 120 километров в час. Для того, чтобы избежать скопления автотранспорта, автомагистраль обойдет 8 крупных населенных пунктов области. Среди них города Кызылорда, Аральск, поселки Айтеке би, Жосалы, Шиели, Жанакорган, аулы Акжарма, Шаган и другие. Значительно (до 13 тонн) увеличится нагрузка на ось грузовых машин. Это значит, что по новой автомагистрали свободно смогут передвигаться все виды большегрузного автотранспорта. Вдоль трассы на территории Аральского, Кармакшинского районов и Кызылорды в настоящее время создаются дорожно-эксплуатационные участки. Такие же участки со временем заработают во всех районах области. Всего на строительстве международного транзитного автокоридора задействовано около трех тысяч единиц различной техники, работают более 15 тысяч человек.
Требованием времени является строительство вдоль международной автомагистрали гостиниц, кемпингов, станций технического обслуживания автомобилей, предприятий общественного питания и других объектов. Открываются большие перспективы для развития в регионе туризма. Все это – неисчерпаемые возможности для развития в регионе малого и среднего бизнеса.