• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ДОНЕСТИ ДО ПОТОМКОВ

Владимир ВОРОБЬЁВ
ДОНЕСТИ  ДО  ПОТОМКОВТридцать лет назад Жаркен Исмагулов сделал свою первую работу – создал бюст поэта Аскара Токмагамбетова для Кызылординского областного историко-краеведческого музея. Сейчас член Союза художников, деятель культуры Казахстана с улыбкой рассказывает о тех трудностях, с которыми ему пришлось столкнуться.
Но тогда молодому выпускнику Алматинского училища им. Н.Гоголя было не до шуток. Он хорошо помнит,  как пытался из пластилина сделать эскиз бюста. Материал плохо слушался, и никак не удавалось завершить работу – то в одном месте что-то не получалось, то в другом. Когда закончил лепить эскиз, понял, что вместо живого лица получилась какая-то застывшая маска с холодным взглядом. Такой бюст вряд ли понравится людям.
Почему так получилось, ведь он очень старался? Весь вечер Жаркен ходил вокруг бюста, осматривая его со всех сторон. Наконец понял свою ошибку – бюст он лепил «правильно», так  как учили педагоги, но сделал это механически, бездушно.  Пришлось работу выполнять заново. Жаркен очень старался, и второй вариант уже был нормальным. До сих пор этот бюст находится в областном музее в числе экспонатов, посвящённых Аскару Токмагамбетову.
    С тех пор руками Исмагулова сделано немало скульптурных работ. Среди них — бюсты  Темирбека Жургенова возле школы №123 в Жалагаше и воина-афганца Марата  Шалгинбаева возле школы № 217 в Кызылорде, памятник ветеранам Великой Отечественной войны в ауле «Акарык» и бюст общественного деятеля Ильяса Кабылова в ауле Мадениет Жалагашского района, памятник «Батыры Сыра» перед центральным входом  в городской парк культуры в Кызылорде, комплекс «Кобыз Коркыта-ата» в Астане на пересечении Абая и Валиханова  (подаренный кызылординцами на десятилетие столицы) и другие.
Каждый памятник, каждая скульптурная работа дороги мастеру, и выделить лучшие он не может. Но всё же две работы  стали наиболее значимыми вехами в его творчестве — это монументальный комплекс легендарному Коркыту-ата на берегу Сырдарьи (1999 – 2000 годы) и памятник Бухарбаю батыру в микрорайоне «Шугыла» в Кызылорде (2012 г.).  
Казалось бы, образ легендарного мыслителя, философа, певца хорошо известен. О нём много писалось и говорилось. Но вот реального, конкретного изображения Коркыта нет. Как же быть художнику, который должен изобразить его?
— Я сделал десять разнообразных  эскизов, изображающих Коркыта, — вспоминает Ж. Исмагулов, — но ни один не подходил. Много дней мучился над решением этой задачи. Сначала я решил сделать памятник в форме  большой плоской стелы, повторяющей контуры мавзолея Коркыта, который  стоял на берегу Сырдарьи в Кармакшинском районе до 1960 года, построенный на народные деньги. Но затем  в моей голове «всплыл» другой проект памятника, который более подходил для воплощения образа легендарного Коркыта — я увидел три стелы в форме кобыза, в пространстве между ними всадник, сидящий на белом верблюде и играющий на домбре. Это меня  вдохновило, и я быстро завершил изготовление эскиза. Стелы поместил на круглый постамент, который олицетворял Вселенную.
В итоге после всех организационных и технологических этапов монументальный комплекс был  построен.
Не менее трудной творческой задачей для меня стало и создание монументального памятника Бухарбаю батыру. С образом батыра я знаком с детства и хорошо представлял его значение в нашей истории. Но опять же реального, конкретного изображения прославленного полководца нет. Вновь пришлось делать несколько вариантов эскизов. Наиболее удачный вариант прошёл несколько конкурсов на областном и республиканском уровне. Затем был ещё один конкурс – три завода из Караганды, Астаны и Алматы, специализирующиеся на литье монументальных памятников,  соревновались за право изготовления скульптуры Бухарбая батыра. В этот раз выиграли алматинские специалисты, они и выполнили наш заказ. Фигура батыра отлита из бронзы, а постамент сделан из гранита.
Что является самым трудным в создании монументальных памятников, какой этап работы наиболее важен?  Лёгких этапов, по словам Ж. Исмагулова,  в работе скульптора нет. На каждом из них нужны определённые усилия. В творческом отношении наиболее труден этап изготовления эскиза из пластилина. Порой много вечеров лепишь и лепишь, а ничего путного не выходит. Перебираешь всевозможные варианты, пока не получится что-то интересное.
Мастер  при создании того или иного памятника, а тем более большого комплекса, должен ощущать его целостность и завершённость,  учитывать пространство и фон. Памятник не должен теряться среди крупных пост¬роек, его восприятию не должны мешать детали городского ландшафта, не соответствующие исторической эпохе или стилю.
Как никто другой, художник-скульптор приобщён ко времени. Его работа должна жить многие годы и нести большой запас душевной и духовной значимости потомкам. Это возможно только в том случае, когда работа выполнена на совесть, качественно,  с учётом народных традиций и менталитета.
№№145-146 от 27 сентября 2013 27 сентябрь 2013 г. 0 0