Владимир ВОРОБЬЁВ
Тридцать лет назад Жаркен Исмагулов сделал свою первую работу – создал бюст поэта Аскара Токмагамбетова для Кызылординского областного историко-краеведческого музея. Сейчас член Союза художников, деятель культуры Казахстана с улыбкой рассказывает о тех трудностях, с которыми ему пришлось столкнуться.
Но тогда молодому выпускнику Алматинского училища им. Н.Гоголя было не до шуток. Он хорошо помнит, как пытался из пластилина сделать эскиз бюста. Материал плохо слушался, и никак не удавалось завершить работу – то в одном месте что-то не получалось, то в другом. Когда закончил лепить эскиз, понял, что вместо живого лица получилась какая-то застывшая маска с холодным взглядом. Такой бюст вряд ли понравится людям.
Почему так получилось, ведь он очень старался? Весь вечер Жаркен ходил вокруг бюста, осматривая его со всех сторон. Наконец понял свою ошибку – бюст он лепил «правильно», так как учили педагоги, но сделал это механически, бездушно. Пришлось работу выполнять заново. Жаркен очень старался, и второй вариант уже был нормальным. До сих пор этот бюст находится в областном музее в числе экспонатов, посвящённых Аскару Токмагамбетову.
С тех пор руками Исмагулова сделано немало скульптурных работ. Среди них — бюсты Темирбека Жургенова возле школы №123 в Жалагаше и воина-афганца Марата Шалгинбаева возле школы № 217 в Кызылорде, памятник ветеранам Великой Отечественной войны в ауле «Акарык» и бюст общественного деятеля Ильяса Кабылова в ауле Мадениет Жалагашского района, памятник «Батыры Сыра» перед центральным входом в городской парк культуры в Кызылорде, комплекс «Кобыз Коркыта-ата» в Астане на пересечении Абая и Валиханова (подаренный кызылординцами на десятилетие столицы) и другие.
Каждый памятник, каждая скульптурная работа дороги мастеру, и выделить лучшие он не может. Но всё же две работы стали наиболее значимыми вехами в его творчестве — это монументальный комплекс легендарному Коркыту-ата на берегу Сырдарьи (1999 – 2000 годы) и памятник Бухарбаю батыру в микрорайоне «Шугыла» в Кызылорде (2012 г.).
Казалось бы, образ легендарного мыслителя, философа, певца хорошо известен. О нём много писалось и говорилось. Но вот реального, конкретного изображения Коркыта нет. Как же быть художнику, который должен изобразить его?
— Я сделал десять разнообразных эскизов, изображающих Коркыта, — вспоминает Ж. Исмагулов, — но ни один не подходил. Много дней мучился над решением этой задачи. Сначала я решил сделать памятник в форме большой плоской стелы, повторяющей контуры мавзолея Коркыта, который стоял на берегу Сырдарьи в Кармакшинском районе до 1960 года, построенный на народные деньги. Но затем в моей голове «всплыл» другой проект памятника, который более подходил для воплощения образа легендарного Коркыта — я увидел три стелы в форме кобыза, в пространстве между ними всадник, сидящий на белом верблюде и играющий на домбре. Это меня вдохновило, и я быстро завершил изготовление эскиза. Стелы поместил на круглый постамент, который олицетворял Вселенную.
В итоге после всех организационных и технологических этапов монументальный комплекс был построен.
Не менее трудной творческой задачей для меня стало и создание монументального памятника Бухарбаю батыру. С образом батыра я знаком с детства и хорошо представлял его значение в нашей истории. Но опять же реального, конкретного изображения прославленного полководца нет. Вновь пришлось делать несколько вариантов эскизов. Наиболее удачный вариант прошёл несколько конкурсов на областном и республиканском уровне. Затем был ещё один конкурс – три завода из Караганды, Астаны и Алматы, специализирующиеся на литье монументальных памятников, соревновались за право изготовления скульптуры Бухарбая батыра. В этот раз выиграли алматинские специалисты, они и выполнили наш заказ. Фигура батыра отлита из бронзы, а постамент сделан из гранита.
Что является самым трудным в создании монументальных памятников, какой этап работы наиболее важен? Лёгких этапов, по словам Ж. Исмагулова, в работе скульптора нет. На каждом из них нужны определённые усилия. В творческом отношении наиболее труден этап изготовления эскиза из пластилина. Порой много вечеров лепишь и лепишь, а ничего путного не выходит. Перебираешь всевозможные варианты, пока не получится что-то интересное.
Мастер при создании того или иного памятника, а тем более большого комплекса, должен ощущать его целостность и завершённость, учитывать пространство и фон. Памятник не должен теряться среди крупных пост¬роек, его восприятию не должны мешать детали городского ландшафта, не соответствующие исторической эпохе или стилю.
Как никто другой, художник-скульптор приобщён ко времени. Его работа должна жить многие годы и нести большой запас душевной и духовной значимости потомкам. Это возможно только в том случае, когда работа выполнена на совесть, качественно, с учётом народных традиций и менталитета.