• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ЧТОБЫ ПОКУПКА РАДОВАЛА, ЗНАЙ СВОИ ПРАВА

Казалось бы, сегодня свои права знают даже школьники, не говоря уже о взрослых.  Например, знаете ли  вы, потребитель, что имеете право в течение 14 дней просто вернуть купленый товар только потому, что передумали? И если товар не носит следов эксплуатации, его упаковка и комплектность сохранены, его обязаны у вас принять и вернуть сто процентов его стоимости? Конечно,  знаете.
А то, что при гарантийном ремонте сложной бытовой техники (телевизор, холодильник, стиральная машина), на который отводится законом 14 дней, продавец товара должен предоставить вам в пользование на время ремонта аналогичный товар из обменного фонда магазина безвозмездно? Или то, что покупатель имеет право требовать произвести гарантийный ремонт либо у продавца, либо у производителя, либо в сервисном центре  по своему выбору? То есть, если у вас во время гарантийного периода сломалась, например,  стиральная машина и продавец отправляет вас в сервисный центр в Алматы, то он в корне не прав — это уже его обязанность принять у вас сломанный товар и отвезти его в сервисный центр, а потом забрать обратно. Причем, уложиться он должен в те самые 14 дней.
А знаете ли вы, что в меню ресторанов, кафе и баров должны быть указаны не только названия, ингредиенты и цена блюд, но и время, необходимое для их приготовления?
Покупатели должны знать, что на любом товаре в обязательном порядке должна присутствовать информация о производителе, из чего сделан товар, дата изготовления и срок хранения.
И все же, когда не прав потребитель? Например, если он принес сдавать товар, который по закону не подлежит возврату и обмену: медикаменты, средства личной гигиены, детские товары. Или принес технику без упаковки или в упаковке, потерявшей товарный вид. Например, купив мобильный телефон и сняв с его экрана защитную транспортную пленку, покупатель может потерять право на его возврат, так как приклеить ее обратно уже невозможно.
И все же, уважаемые предприниматели, хотите вы того или нет, но ваш девиз должен быть «ПОКУПАТЕЛЬ  ВСЕГДА ПРАВ», а покупателю не стоит забывать «на продавца надейся, а сам не плошай». Иначе можете столкнуться с такими проблемами, как у наших читателей.

ЗА ЧЕЙ СЧЕТ РЕМОНТ?
«Недавно примеряла в одном из бутиков торгового дома «Атамекен» джинсы. В процессе примерки случилась поломка — замок-молния отпоролся сразу же. Понятно, что от такой покупки я сразу отказалась. Но реализатор потребовала с меня деньги на починку молнии, так как такие поломки ей якобы приходится чинить за свой счет. Мы поспорили, но пятьсот тенге я все же отдала, пожалела продавщицу. Как на такую ситуацию смотрят правила торговли?
Жанат Сеилханова».
— Покупательница сделала это зря, — говорит главный специалист Кызылординской областной торговой промышленной палаты Жанат Матерзаева. — Согласно правилам торговли и Закону РК «О защите прав потребителей», на момент примерки она не отдала деньги за товар, то есть не приобрела его. Так что вещь принадлежала хозяину бутика, который не имеет права требовать у покупателей деньги за отпоровшуюся молнию и заставлять оплачивать таким образом заведомо некачественный товар. Некачественный замок — это не проблема потребителя. Кстати, напоминаю, покупатель вправе вернуть уже купленый товар в течение двух недель после покупки. И не только если он некачественный, но и если он   не подошел ему по размеру, цвету, покрою и т. д. Но, повторюсь, требуйте и сохраняйте  товарный чек.

СКИДКА НА ТОВАР
«В «Жайне» купила туфли со скидкой.  Через несколько дней обнаружила у обуви дефект. На требование вернуть деньги продавец сказала, что цены снижены и  я не имею права на обмен обуви и возврат денег. Законно ли это?
Акмарал Бисенова».
— В данном случае распродажа была сезонной, снижение цены не было обусловлено наличием дефекта у товара. Отказ обменять товар или вернуть деньги правомерен только в том случае, если об имеющихся в товаре недостатках покупатель извещен не только в устной, но и в письменной форме.
В законодательстве РК нет определения понятия «скидка». В торговле скидка обозначает сумму, на которую снижается продажная цена товара. В результате ее снижения доходы продавца уменьшаются. Однако, предоставляя покупателям скидки, продавец достигает других не менее важных целей. Например, привлекаются новые покупатели и увеличивается товарооборот. А это, в свою очередь, ведет к завоеванию более выгодных позиций на рынках сбыта, формированию положительного имиджа продавца. В некоторых случаях предоставление скидки является вынужденной мерой. Например, когда необходимо продать скоропортящийся товар или товар, на который истекает срок годности. Поэтому, покупая товар на распродаже, надо уточнить у продавца, по какой причине назначена скидка – в связи с окончанием сезона или обнаружением дефектов у товара. При покупке уцененного некачественного товара необходимо получить у продавца письменное указание на дефект. Пусть он напишет, по каким конкретно причинам данный товар был уценен. Сделать это можно либо на отдельном листе, либо на чеке и обязательно заверить документ печатью магазина. Не следует допускать простой формулировки «Уценка», требуйте подробную расшифровку, иначе в случае обращения в магазин по вопросу возврата денег за некачественный товар продавец может отказать вам в этом, сославшись на то, что товар был уценен именно из-за дефекта.
При обнаружении в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, на основании ст. 15 Закона РК «О защите прав потребителей» покупатель вправе предъявить продавцу претензию. Но если, например, покупатель купил обувь с дефектом и был предупрежден об этом и согласился на покупку, то он не вправе обратиться к продавцу с требованием бесплатно устранить дефект, обменять товар или произвести возврат денег.
№№145-146 от 27 сентября 2013 27 сентябрь 2013 г. 0 0