«Акимы должны обеспечить активное развитие инфраструктуры, особенно дорог местного значения».
Из Послания Президента РК народу Казахстана
-Начать, так сказать, с парада в карьер не получилось, - говорит директор ТОО «Дорстрой» Бейбут Тлеулиев. – Улица местами расширялась, по обеим сторонам прокладывались лоточные оросители. Сейчас эти работы закончены, и есть фронт для дорожных строителей. Несколько дней назад были подведены итоги тендеров на проведение реконструкции и капремонта дорог на этот год. В числе шести выигрышных лотов нам досталась и эта улица.
Этот объект не простой – много ручной работы. Несмотря на то, что у этого ТОО, пожалуй, самая высокая техоснащенность (чего только стоит передвижной асфальтовый завод «Ремиксер», о котором «КВ» уже писали), в пространстве между клумбами приходится действовать лопатами – асфальтоукладчик сюда не загонишь. С точки зрения дорожников, тот, кто проектировал обустройство этой улицы, абсолютно не думал о ее, специфически выражаясь, ремонтоспособности. Хотя при утверждении тех или иных проектов реконструкции и обустройства улиц должно быть обязательным мнение дорожных подрядчиков. Вот сделай проектировщик проезды между клумбами чуть шире, и немецкий асфальтоукладчик чувствовал бы себя, как в Германии, где дорожные стандарты согласованы со стандартами дорожной техники.
Продолжая это затянувшеесяотступление, скажу, что коль эта часть улицы у нас предназначена для пешеходов, то количество разворотов для автомашин на ней можно сократить в три раза, а оставшееся пространство меж клумбами выстлать брусчаткой и установить здесь скамеечки. Для улиц такого профиля подобная схема типична во всем мире.
Вернемся к асфальтированию. «Прожорливость» германского лазерного и компьютеризированного асфальтоукладчика поражает.За час, наверное, 15-20 КамАЗов разгрузились в его приемный бункер. Если быть точным, то этот агрегат успевает уложить весь асфальт, выработанный стационарным заводом на базе ТОО «Дорстрой». Производительность завода - сто тонн в час. Когда есть заказ и позволяет погода, дорожные строители работают до десяти часов в день. Отсюда объем выполняемой работы – укладка, укатка одной тысячи тонн асфальтобетона в день.
Самая дорогая часть высокопроизводительной немецкой машины - ее компьютер. Каждый раз после окончания смены компьютер с пультом управления снимаетсяи укладывается в чемодан-сейф, и ночью хранится под замком и наблюдением охранника в передвижном вагончике. Это - мозг сложного агрегата, и отношение к нему соответствующее – уважительное и по инструкции.
На пульте оператор задает параметры предстоящей работы: градус уклона полотна, его ширину и толщину. В любой момент работы асфальтоукладчика можно вывести на дисплей пульта параметры ее выполнения. Это уже другие показатели. Например, задан слой пять сантиметров, но, чтобы выдержать прямолинейность полотна,укладчик на некоторых участках выставляет слой и семь, и десять сантиметров. Показатели компьютера на этом объекте огорчают подрядчика – чтобы выдержать проектные характеристики дорожного полотна, намного перекрываются проектные расходы асфальтобетона. Все дело в том, что в проектно-сметной документации, как всегда, сэкономили на выравнивающем слое асфальта.То, что это - не выдуманные претензии подрядчика, можно убедиться, просмотрев записи бортового компьютера асфальтоукладчика. Так что, дорогие водители, если вы и после столь совершенной дорожной техники чувствуете «волну» на асфальте, не ругайте немцев и наших подрядчиков – ровность дорожного полотна пропорциональна ее смете.
И заказчику, и дорожным подрядчикам давно известно, что дорогие дороги обходятся дешевле, и потому капитальная реконструкция в общем объеме ремонта с каждым годом занимает все больше места. Есть надежда, что в обозримом будущем ямочный ремонт дорог умрет как явление. К такому выводу подталкивает просмотр лотов на реконструкцию улиц Кызылорды. Нынче их двадцать пять. Каждый протяженностью в среднем полтора километра. Это значит, что в этом году в городе будет более сорока километров хороших дорог. Конечно, недостаточно, но тенденция увеличения объемов таких госзакупок радует.
Карту предстоящей рекон-струкции улиц опубликовать проблематично – вопреки расхожемумнению, что дороги ремонтируются только в центре, объекты разбросаны от Титова до Тасбогета. У того же ТОО «Дорстрой» самый протяженный объект находится в залинейной части города. Да и улица Саламатова - это тоже, считай, объект окраинный, поскольку соединяет две части города, разделенных стальной магистралью.
Изучая список дорожных лотов, можно увидеть в нем логическое продолжение уже начатых раннее реконструкций. Например, как красиво и удобно два года назад «выскочила» улица Шокая на Мостовую. Город здесьполучил практически новый проспект (неудачным оказалось только озеленение), но он оборвался напересечении с улицей Муратбаева, далее - сплошной непроезд. После того, как подрядчик проведет реконструкцию улицы Шокая, она станет добротной до пересечения с улицей Толе би. И таких объектов, так сказать, логического продолжения, среди лотов больше половины. Думаю, что к концу года кызылординцы убедятся, что дорожные дела у нас пошли по долгосрочной перспективе, а не в пожарно-показушном характере.
Игорь ТИТЕНОК
« Апрель 2025 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 |