• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

Историческое знание и национальное самосознание

(Окончание. Начало в №№ 117-118, 119).
Зардыхан Кинаятулы: – Борис Ельцин, выступая как-то в Казани, затронул тему двуглавого орла, изображенного на российском гербе. В истории это изображение было символом евразийства и Алтын Орды. История казахов глубоко уходит в период Ак Орды. Эта тема мало исследована нашими учеными. История казахов очень глубокая и богатая, поэтому ее надо рассматривать в широком национальном контексте. Меруерт Абусеитова: – Историю необходимо рассматривать в плане преемственности. Никакой народ и его культура не могли развиваться в отрыве или изоляции, поэтому надо рассматривать историю во взаимовлиянии, во взаимообогащении и взаимодополнении. Очень важно отразить этот вопрос целостно. Если же говорить о новейшей истории Казахстана, то Жулдызбек Абылхожин – один из немногих ученых, который занимается ее изучением. Это новое направление, по которому нам необходимо пересмотреть, переосмысливать все исторические события, в том числе происходившие в 20-е, 30-е годы прошлого столетия, в советский период. У независимого Казахстана есть внутренняя и внешняя политика, экономика, которую надо рассматривать в исторической перспективе и развитии. Необходимо учитывать тот факт, что наша страна развивается во взаимодействии с восточной и западной цивилизациями. Об этом свидетельствуют все конструктивные интеграционные инициативы нашего Президента Нурсултана Абишевича Назарбаева, председательство Казахстана в ОБСЕ, программы «Путь в Европу», «Мусульманский мир и Запад», Съезды мировых и традиционных религий. Имеется очень много вопросов, которые надо осветить в фундаментальной истории Казахстана. Это задача не политологов, а историков. Жулдызбек Абылхожин: – Новейшая история Казахстана – сложнейший период. И хотя формально все мы являемся его свидетелями, современниками, это не облегчает задачу. Для осмысления требуется напряженный научный анализ, и в этом процессе недостаточно только усилий историков. В работе должны быть задействованы политологи, философы, культурологи, публицисты. Бывает, журналисты пишут так аналитически грамотно, что хочется присвоить степень PhD-доктора. И отрадно, что совещание в Астане придало креативные стимулы, инновационные импульсы нашей отечественной историографии – для новых поисков, исследовательских усилий, для новых поисков и прорыва. С первых дней независимости наше молодое государство должно было определиться прежде всего с экономическими, политическими, социальными приоритетами. Но при этом мы помним, что государство активно занималось и реализацией социокультурных проектов. Первая среди них программа «Мәдени мұра». И я не считаю, что этот первый «блин» комом. Это наш первый опыт. Для чего государство обращало внимание на социокультурные проекты, и в том числе на развитие истории? Понятно, что государство всегда формирует нацию. Я здесь имею в виду не этничность, а гражданскую нацию. И главным компонентом в этом процессе выступает общая историческая, а если более широко – общая социокультурная память. Функцию по ее детализации и оживлению как раз и выполняет история, единственная из наук, которая может соединить в себе прошлое, настоящее и будущее. С 1989 года ученые внесли весомый вклад в восстановление правдивой исторической памяти, которая камуфлировалась в годы марксизма-ленинизма, но и этот период не избежал издержек в виде мифов. Спекулируя жупелом методологического плюрализма, некоторые все что хотели, то и писали. Лишь бы деньги были. До сих пор наши прилавки забиты учебниками по истории Казахстана, которые носят обобщающий характер, начиная с палеолита и заканчивая проблемой Балхаша. Такие учебники вводят в заблуждение студентов. Так, например, многие историки пытались героизировать свое прошлое, будь то история региона, жуза, рода, этноса. В большинстве своем этим занимались не специалисты. Художественная литература, основанная на исторических фактах, более привлекательна для молодежи, она заполняет исторические факты сильнейшей эмоциональной доминантой. Поэтому задача ученого написать историю достоверно, на более популярном и доступном языке. И этому нужно учиться. К написанию учебников надо привлекать практиков, педагогов, филологов, тех, кто может адаптировать тексты для их более легкого усвоения. Этот принцип мы и берем на вооружение. В частности, в ближайшее время у нас выходят две книги. Первая – «Период развала СССР», вторая – «Новейшая история РК». Эти периоды насыщены событиями и вызывают интерес. Учебник по истории новейшего периода Казахстана мы будем писать совместно с философами, политологами, социологами. Конечно, нельзя его рассматривать как эталонный, он будет дополняться, а на его основе планируется создавать учебные программы. Он должен найти признание исторической общественности. Мы готовы сотрудничать с масс-медиа. Кайрат Алимгазинов: – Существует мнение, что новейший период истории изучать легче всего, потому что очень много источников, информация открыта. Но это только на первый взгляд. Не случайно в среде историков говорят, что источники должны отлежаться по 50 и более лет, чтобы изучать их с «холодной головой». Но, выжидая этот промежуток времени, мы рискуем оставить нишу непрофессионалам. Отсюда может быть и идет проблема мифологизации. Сегодня не случаен повышенный интерес к истории. Это связано с глобальными подвижками, эпохой глобализации и информатизации. И все эти современные тренды формируют новые направления. Будущее государства будет зависеть от того, как будет обеспечено сохранение культурного кода нации при изучении новейшей истории, как будет обеспечена сохранность языка, духовности, традиций, культуры. Есть две составляющих современного исторического знания – антропологический сдвиг, когда в центре исследования находится человек во всем его многообразии. И второе – междисциплинарный синтез. И тут инновационным шагом для историков является не только применение смежных наук, но и математическое моделирование и прогнозирование исторических процессов. Нельзя забывать, что мы живем в информационном веке. Сегодня поток информации растет в геометрической прогрессии. Одним из главных источников является Интернет, это не просто канал ретрансляции, но и канал, по которому формируется историческое сознание. Мы не можем запретить писать об истории интересующимся этим предметом, но именно профессиональные историки с использованием современных методологий и инструментариев должны выработать некий конструкт, который будет противостоять мифологизации. В этом контексте использование инструментариев и методологий точных наук позволит выработать такой подход, когда все ученые будут четко понимать друг друга. Сегодня необходимо расширить понимание об историографических источниках. Новым инструментарием для ученых может стать информационное источниковедение, представление о том, что любая информация является потенциальным историческим источником. Здесь важно учесть, что междисциплинарность при изучении современной истории заключается не только в наработанных знаниях и опыте, но и взаимообогащении. Это один из главных исторических трендов сегодня. Валерий Жандаулетов: – Главная задача подобных встреч и выступлений в прессе – это дать новый импульс и направление развитию дискуссий вокруг национальной истории, довести протекающие в обществе процессы до каждого жителя страны. К сожалению, молодежь порой не знает простейших исторических фактов недавнего прошлого, что вызывает большую озабоченность. И потому это очень полезный диалог, который внесет существенный вклад в развитие актуальной темы. Жанай Омаров: – Я думаю, что наша сегодняшняя встреча была достаточно плодотворной. Надеемся, что такие встречи историков, представителей других направлений науки станут традицией «Казахстан- ской правды». Мы к этому готовы. Мне думается, что одной из ключевых проблем, вытекающих из задач, поставленных перед историками Президентом страны Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым, затем поднимавшихся на совещании Государственного секретаря, является разработка новых системных подходов к преподаванию истории в учебных заведениях. В бытность в 1989-1991-х годах руководителем Главного управления преподавания общественных наук Министерства народного образования, мне выпало впервые вводить историю Казахстана как самостоятельный предмет в средних школах. Тогда мы создавали учебники истории, в написании которых участвовали Бабаев, Касымбеков, Нурпеисов, Козыбаев. Поэтому эта тема мне очень близка. Что касается содержания нашей дискуссии, хотелось бы подчеркнуть очень важный момент, который мы должны учитывать. Необходимо, как вы уже подчеркнули, избежать новой мифологизации национальной истории. В этом плане, думается, ее новое осмысление, новая интерпретация прошлого должны быть максимально кор- ре- ктными в оценках разных периодов исторического взаимодействия и взаимовлияния этносов. Это такие темы, как тюрки и славяне, казахи в составе российской империи, Казахстан в составе Советского Союза. Историческое знание не должно быть деструктивным. Оно должно объединять народы, служить формированию не только на- ционального самосознания, но и общеказахстанской идентичности. Участники «круглого стола» выразили пожелание, чтобы такие научные дискуссии и сотрудничество со СМИ нашли продолжение.
 (газета «Казахстанская правда» от 27 июня с. г.).
15 августа 2013 г 15 август 2013 г. 0 0