На первом столь масштабном инвестиционном форуме «Байконур», прошедшем в Кызылорде в начале марта, было оглашено решение акима области Крымбека Кушербаева, поддержанное вице-премьером Правительства – министром индустрии и новых технологий Асетом Исекешевым, о том, что в этом году планируется объединить газопроводы Акшабулак — Кызылорда и Бейнеу —Бозой — Шымкент (далее ББШ). Об этом у акима области и вице-премьера-министра был подробный разговор на месторождении Акшабулак ТОО «СП КазГермунай» и газотурбинной электростанции ТОО «Кристалл менеджмент». Суть принятого решения очевидна, результативна и, главное, эффективна для индустриализации региона. К тому же она устраивает всех участников процесса. Энергетики получают в полном объ-еме газ для вывода ГТЭС на проект-ную мощность, а значит, получают возможность вовремя погасить все кредиты; нефтяники работают (с трубой ББШ, ГТЭС и промпредприятиями) по круглосуточным контрактам и избавляются от неритмичного потребления сухого газа; инвесторы новых заводов и фабрик видят перспективу конкретного получения газа по договорной с региональными властями цене. Все эти плюсы достигаются за счет того, что газ ББШ по действующей системе газоснабжения областного центра поставляется для коммунальных и частных потребителей, а газ Акшабулака и Нуралы идет для энергетиков и развития индустрии. Здесь надо понять, что дешевого газа Акшабулака на всё попросту не хватит. Две установки переработки газа ТОО «КазГермунай» способны перерабатывать 550 миллионов кубометров попутного нефтяного газа и выдавать 440 миллионов кубометров сухого газа. По соглашению с акиматом области компания должна поставлять в Кызылорду 420 миллионов кубометров в год, а по контракту с ТОО «Кристалл менеджмент» – 185 миллионов кубометров. В сумме получается, что или ГТЭС не работает, или город замерзает, а потенциальные инвесторы сюда и вовсе не вписываются. Исходя из всего этого понятно даже школьнику, что принятое руководителем региона решение надо исполнять как можно быстрее. Лучше всего успеть состыковать местный и магистральный газопроводы до начала октября, потому что в октябре ББШ будет заполняться газом и врезаться в него там, где нам выгоднее, уже не получится. До пусконаладочных работ на ББШ осталось полтора месяца. Что сделано для того, чтобы газ из магистрального трубопровода пришел в Кызылорду уже в этом отопительном сезоне? Если ответ на этот вопрос искать на местности, то его здесь нет. Как нет на карте даже точки, в которой произойдет слияние большой газовой реки и ее местного притока. По идее, строить редуцирующий узел надо рядом с тем местом, где трубопроводы, о которых идет речь, пересекаются. Это 952-й километр трассы ББШ, но здесь проектом не предусмотрен крановый узел на магистральной трубе, а значит, здесь уже не подсоединишься. Теперь от пересечения трубопроводов надо строить восьмикилометровый газопровод к ближайшему крановому узлу на 944 километре ББШ. Это дополнительные затраты и куча отдельных согласований по строительству маленького газопровода. Еще в марте теоретически была возможность договориться с проектировщиком и казахстанским генподрядчиком о переносе или врезке дополнительного кранового узла на 952 километре, но она, как понимаете, безвозвратно упущена. Причем упущена не только эта возможность, но и все остальные. Кем? По идее, решением этой проблемы должно заниматься АО «Интергаз Центральная Азия». Эта организация – «дочка» компании «КазТрансгаз» и соответственно «внучка» национальной компании «КазМунайгаз». Подразделение АО «ИЦА» – УМГ «Кызыл-орда» управляет газопроводом «Акшабулак – Кызылорда», а в скором времени и ББШ будет управлять это же АО. Казалось бы, им и карты в руки для того, чтобы замкнуть в единую систему два газопровода. Однако АО «Интергаз Центральная Азия», судя по тому, что автор услышал, этим делом не занимается вовсе. По телефону пообщался с корпоративным секретарем компании. Рассказал о решении нашего акима, о том, что своими ушами слышал, что вице-премьер-министр поддержал эту инициативу и говорил о том, что всем участникам этого проекта надо оперативно решить эту задачу. Мой собеседник заинтересованно выслушал и сказал, что этим делом должна заниматься компания «Каз-Трансгаз». Это в ее компетенции. Именно она занимается развитием трубопроводной газовой системы страны. Дозвонился в тот день и до департамента по управлению газотранспортной системой «КазТрансгаза». Повторил свой рассказ и узнал, что, по их сведениям, этой проблемой должен заниматься наш областной акимат – разработать технико-экономическое обоснование создания проекта на строительство редуцирующего узла и подводящего газопровода. Наш акимат, конечно, многое может, но там нет отдела по составлению ТЭО. Эту работу должно выполнять УМГ «Кызылорда» или Кызылордин-ский филиал АО «КазТрансГаз Аймак», но они как раз из тех самых структур, куда обращался за ответом. Получилось какое-то замкнутое кольцо и сплошной туман насчет того, когда и кто сделает ТЭО, а кто и когда займется проектом, согласованием, заказом оборудования и собственно строительством? Ведь на все это по самым жестким срокам уйдет не менее шести месяцев. Пролить свет на эту проблему попробовал с другого бока – спросил самую заинтересованную сторону – ТОО «Кристалл менеджмент», ведь если в октябре редуцирующий узел на ББШ – Акшабулак – Кызылорда не будет построен, то зимой ГТЭС остановится. Заместитель гендиректора этого ТОО по техническим вопросам Джиенгали Досов оптимизма по этому делу не проявил. Он сказал, что скорее всего уже в ноябре начнут останавливать по одной газотурбинной установке. В пик холодов наверняка станция остановится полностью. С потеплением, в начале марта, ГТЭС начнет оживать, а на полную мощность можно будет выйти только после окончания отопительного сезона в Кызылорде. И еще добавил, что простой самой современной в Казахстане газотурбинной электростанции серьезно осложняет возврат заемных средств на строительство электростанции. Все это мой собеседник сказал, зная, что строительство редуцирующего узла (плюс обязательно коммерческого) вряд ли закончится (или даже начнется) до начала отопительного сезона. Одно обрадовало в нашем разговоре, что энергетики в ответ на предложенное акимом решение проблемы обещали нарастить мощность станции без увеличения потребления газа на 37 мегаватт и работу в этом направлении не остановили. Сейчас ведут переговоры с поставщиками котлов-утилизаторов и паровой турбины. Это лишний раз подтверждает, что принятое в начале года решение о газовом развороте было верным и весьма перспективным для всего региона. Вот только почему оно так медленно реализуется?