В прошлый понедельник одна наша сотрудница рассказала удивительную историю о том, как она добиралась на работу. Как не удивляться, если в маршрутке, в которой она ехала, пассажиров брали ровно столько, сколько в салоне сидячих мест! При этом водитель с заботливым видом объяснял, что перегруз – это опасно для жизни. Причина появления столь идиллической картинки понятна – тремя днями раньше в Кызылорде произошло крупное дорожно-транспортное происшествие. Столкнулись две автомашины, одна из них маршрутка, курсирующая по рейсу №22. Травмы различной тяжести получили одиннадцать человек. Из них шестеро госпитализированы в ОМЦ, двоих положили в реанимационное отделение. Среди пострадавших и наш коллега, журналист «Сыр бойы». У него несколько переломов. Представляю, как ему больно и как он страдает. К пострадавшим приходят родственники водителя, просят прощения. Но какой толк от этих слов, если под угрозу была поставлена жизнь многих людей? По предварительному расследованию установлена основная причина аварии, она банальна – несоблюдение правил дорожного движения водителями. За рулем маршрутки находился двадцатилетний парень, у которого не было разрешения на вождение такого вида транспорта. Но подобное давно нас не удивляет, поскольку этот беспредел на общественном транспорте продолжается не один год. О проблемах пассажирских перевозок говорилось сотни раз. То и дело на страницах газет и в сюжетах ТВ появляются материалы на эту тему. Однако сколько бы ни говорилось, ни писалось, сколько бы критики ни звучало по поводу маршруток – все безрезультатно. Проблему не раз ставили перед руководством города и в ходе отчетных встреч перед населением. Горожане сотни раз жаловались на работу ТОО «Колик сервис», отвечающего за пассажирские перевозки. Но как оно может отвечать, если девятый месяц (!) работает, не имея соответствующей лицензии! И почему это не волнует тех, кого, казалось бы, должно волновать? Причем поражает цинизм маршрутчиков, которых, если судить по их действиям, кроме денег ничего не интересует – ни элементарные правила перевозок, ни своя репутация, ни жизнь и здоровье пассажиров, не говоря уже об их настроении. Уверен, что большинство из нас, садясь в маршрутки, чувствуют себя в пороховой бочке на колесах. И даже самым хитрым волей-неволей во время поездок приходится бороться с инстинктом самосохранения в надежде на то, что как-нибудь пронесет. Конечно, были попытки навести порядок. Сотрудники дорожной полиции и других дорожно-транспортных организаций принимали какие-то меры, выходили в рейды. Но все это выглядело какой-то акцией, поскольку в этом деле нет главного – системности. Нужен постоянный контроль и проверка маршрутных транспортных средств и водителей, чтобы последние четко понимали, что, нарушая правила дорожного движения, можно лишиться и лицензии, и прав. Маршрутки в нынешнем их виде, конечно, зло. Если конкретизировать, это – несоблюдение правил дорожного движения, несоответствие условий перевозок санитарным, техническим нормам, низкая культура обслуживания. Можно, конечно, запретить маршрутки. Но при отсутствии до-статочного числа нормальных автобусов это приведет к параличу пассажирского общественного транспорта. Наверняка кызылординцы обратили внимание, что в последние дни маршруток в городе стало меньше. Видать, продолжается «разбор полетов». По информации инспектора дорожной полиции Раушан Шохаевой, сейчас идет усиленный контроль работы общественного транспорта. Управление дорожной полиции организовало дополнительные посты. В рейд сотрудники автоинспекции выходят с шести утра, и контроль ведется весь день, пока работает общественный транспорт. За это время выявлено более сотни нарушений со стороны водителей маршруток. Похоже, многим из них урок не впрок. Они продолжают водить транспорт, не имея на то соответствующую категорию, без прав или с просроченными. Не редки случаи разговора по телефону во время управления автотранспортом, непристегнутые ремни безопасности, перегруженные салоны. Но нам, пассажирам, остается только ждать, чем все это закончится. Ясно, что в нашем случае косметические меры не помогут – проблемы общественного транспорта в Кызылорде намного глубже. И вопрос заключается в том, смогут ли «нырнуть» на такую глубину те, кто это обязан делать по долгу своей службы?
Абдрахман ЕНСЕГЕН