• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

КНИЖКИ ПРЕДЛАГАЮТ ДРУЖБУ

Владимир ВОРОБЬЁВ
КНИЖКИ ПРЕДЛАГАЮТ ДРУЖБУВ детском отделе Кызылординской областной универсальной библиотеки имени А. Тажибаева записано более шести тысяч юных читателей. Литературные вкусы и предпочтения у них самые разнообразные.
Учащиеся младших классов любят сказки, стихи, познавательные журналы. Старшеклассники больше берут энциклопедии,  справочные пособия для расширения кругозора, для подготовки к поступлению в учебные заведения, а также художественную литературу. В фонде отдела более тридцати тысяч книг и журналов, что даёт возможность каждому читателю выбрать для себя то, что ему нужно.
— Дружба с книгами даёт детям очень многое, — говорит библиотекарь детского отдела Тамара Букина. — Регулярно читая, ребёнок развивает мышление и умение фантазировать. Он намного грамотнее, хорошо пишет изложения и сочинения, его речь более развита. Речь не читающих ребят беднее и невыразительна.  Им трудно даётся письмо. Таких детей мы чувст¬вуем сразу, как только они начинают говорить, относимся к ним с удвоенным вниманием.   
В отделе хорошие условия – в жару прохладно, светло, в читальном зале есть телевизор, и дети с удовольст¬вием  смотрят  мультфильмы. Самые маленькие, устав читать, могут сделать паузу и поиграть в настольные игры.  Ежедневно сюда приходят мальчишки и девчонки из разных концов города.  Читальный зал отдела  — это своеобразный детский клуб общения. Юные читатели рассказы-вают друг другу  о прочитанном, вместе ищут новые книжки.
Как начинается у детей дружба с книжками? Почему, несмотря на возможность смотреть фильмы и детские телепередачи по телевизору и компьютеру, они всё же находят время прийти в библиотеку и провести в читальном зале достаточно долгое время, охотно берут понравившиеся книжки домой?
По мнению  Т. Букиной, большую роль в приобщении детей к чтению играют семья, школа и библиотека. Причём роль семьи – важнейшая. Там, где  покупают сказки в красивых цветных обложках, где родители читают  вслух, а когда сын или дочь подрастают, учат их читать самостоятельно, там дети очень дружат с книгой.    Примерно так было и в семье   Юли Тен.  Девочка ежедневно читает двадцать – тридцать страниц. Конечно, чтение по принуждению не приветствуется. Но вначале это надо делать. Это так же, как воспитание у ребёнка хороших манер поведения, трудолюбия и дисциплины. Точно так же воспитывается и любовь к книге, чтению, языку.
В первое время Юле было трудновато, но постепенно, привыкнув, она делает это с удовольствием. За лето на каникулах Юля собирается прочитать несколько книг. Её сестра Виолетта – учащаяся казахско-турецкого лицея — хороший пример для девочки, свободно читает на русском, казахском и английском языках. Она помогает сестрёнке найти интересные книжки, нередко вместе их рассматривают и обсуждают.
В тех школах, где учителя русского языка и литературы относятся к своей работе не формально, а с душой, дети обычно много и охотно читают. А если дети дружат с книгами, они более
общительны и коммуникабельны, умеют хорошо выражать свои мысли, писать изложения и сочинения. Их кругозор  шире.
По словам Т. Букиной, работники библиотеки помогают  семье и школе. В течение года органи¬зуют различные мероприятия, направленные на приобщение детей к литературе. Среди них литературный вечер «Папа, мама, я – читающая семья»,развлекательные конкурсы, «Фольклорные посиделки».
И всё же процент молодых читателей в Кызылорде относительно невелик. Современные дети не тянутся к книге, не любят читать, не воспринимают общение с художественной литературой как жизненную необходимость. Все чаще на это жалуются родители и учителя. Конечно, некоторые считают, что в век телевизоров и компьютеров чтение не так уж необходимо. Дескать, с шедеврами мирового искусства можно познакомиться и другими способами, а время нынче слишком дорого, чтобы тратить его на сидение с книгой в руках. Но такая точка зрения ошибочна.
Без чтения нет человека, нет личности. Именно книга стала тем незаменимым инструментом, который помогает сформировать нравственные и культурные принципы, моральные устои, овладеть информацией, накопленной веками, развить фантазию, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки. Именно книга представляет собой объект эстетического наслаждения, превращает неизбежные в жизни часы скуки и безделья в увлекательную возможность перенестись в другие миры, в другие времена.
В чем же причина того, что наши дети и внуки лишают себя этого удовольствия? Почему о существовании «Трех мушкетеров»,   «Шерлока Холмса» или «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» они узнают по фильмам? Одна из главнейших причин – семейная.
Возле стеллажа «Детская познавательная литература» я увидел женщину, которая держала в руках детский энциклопедический справочник. Она пожаловалась  на то, что её одиннадцатилетний Асылбек мало читает: «За книгу не усадишь! Только, если поругаю, пару страниц прочитает кое-как», – говорит она. — Вот, берём домой энциклопедию, но не знаю, будет ли Асылбек её читать. По словам моей собеседницы, сама она читает мало, так как поздно приходит с работы и времени на книги у неё не остаётся. По её мнению, читать должны дети, чтобы развиваться, а взрослым книжки уже ни к чему.
В детском отделе я познакомился ещё с одной женщиной, которая выбирала со  своей внучкой Леной  книжки. Сейчас Татьяна Александровна пенсионерка. Много лет проработала на железной дороге. У неё несколько внуков. По словам моей собеседницы, хотя она часто с внуками берёт в библиотеке книжки, они читают  мало. Даже  прекрасно изданные книги сказок не хотят брать в руки. Порой приходится упрашивать, но не всегда это удаётся. Секрет простой: сами молодые мамы и папы не читают. Всей семьёй в основном проводят время возле телевизора или компьютера.
Таким родителям хочется сказать, что при отсутствии примера, то есть близкого человека, увлеченного чтением, ребенок  не возьмёт  книгу сам. Он должен ощущать, что жизнь его родителей немыслима без книг, – тогда и в его жизнь они войдут. И если вечером, обычно перед сном, мама присядет на полчаса  с книжкой  в руках,  сын или дочка постепенно тоже привыкнут проводить время с книгой.            
Никогда не будет читать тот ребенок, в семье которого книг нет
вообще. А сейчас, несмотря на изобилие печатной продукции, таких семей  много. Практика пользования общественными библиотеками уходит в прошлое. Книги, передающиеся из поколения в поколение, красочно оформленные фолианты, полные собрания сочинений – большая редкость в нынешнее время. Как и книга в качестве «лучшего подарка». Родитель, который сам не радуется книге, никогда не научит этой радости
ребенка.
К сожалению, в наше время почти исчезла традиция семейного вечернего чтения. Наверное, есть и объективные причины, объясняющие это явление. Но все же главный фактор, как всегда, – человеческий. Когда-то мы приучали своих малышей пользоваться ложкой,  мыть руки. И находили для этого и время, и силы, и терпение. Приучать ребенка к книге тоже следует с малолетства. Яркая красивая книжка должна занимать самое почетное место среди его игрушек. А часы, проведенные за чтением с мамой или бабушкой, – самыми счастливыми часами детства.
15-1-2015 15 январь 2015 г. 0 0