• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ — ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

Алибек БАЙШУЛЕНОВ  
ДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ — ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИСегодня независимый Казахстан уделяет пристальное внимание развитию сферы образования. Несмотря на мировой кризис и экономические трудности, повсеместно в стране укрепляется материально-техническая база системы образования. Особый акцент —¬ на повышение его качества.
Кызылординский гуманитарный колледж им. М. Маметовой – один из ведущих средних профессиональных учебных заведений области с богатейшим опытом и традициями в подготовке специалистов-педагогов. Оно одним из первых в Казахстане внедрило элементы дуальной системы образования. Здесь приоритетным направлением стала подготовка специалистов, востребованных на рынке труда. Колледж ведет подготовку кадров по 14-и специальностям и 23-м специализациям по дневной и заочной формам обучения.
Возглавляет колледж директор Алима Абдикалыкова. В ходе беседы она рассказала о внедрении дуального обучения на основе международных образовательных стандартов, повышении имиджа образования, о возможности трудо¬устройства молодых специалистов и их карьерном росте, подготовке конкурентоспособных кадров в стенах учебного заведения.
Кызылординский гуманитарный колледж им. М.Маметовой известен далеко за пределами Казахстана, его выпускники работают в разных уголках страны. Качественной подготовке специалистов способствует современная материально-техническая база – колледж располагает хорошо оснащенной материально-технической  базой, кабинетами, лабораториями, мастерскими. Тут хорошая библиотека с фондом около 127 тысяч книг, два мультимедийно-лингафонных кабинета, 11 классов с интер¬активными досками, около 400 компьютеров, электронный учебный зал и электронная библиотека, оснащенные современными аудио-, видеокомплектами, локаль¬-
ной компьютерной сетью с выходом в Интернет и Wi-Fi точки.
— Дуальная система профессионального образования получила мировое признание как наиболее распространенная форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в учебном заведении и производственное обучение на предприятии, — говорит А.Абдикалыкова. – Опыт использования дуальной системы обучения уже выявил преимущества по сравнению с традиционной, в частности, в механизме дуальной системы подготовки заложено воздействие на личность специалиста и  создание новой психологии будущего работника. Система создает высокую мотивацию получения знаний и приобретения навыков в работе, так как качество знаний напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах. Более того, появилась заинтересованность руководителей учреждений в практическом обучении своего работника. Эффект налицо. Система позволяет совместить в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку.
С учетом результатов исследования рынка трудовых ресурсов региона за последние пять лет в колледже открыты новые специальности: «Основное среднее образование» с присвоением квалификации «Учитель математики» и «Учитель физики», «Туризм» с присвоением квалификации «Менеджер», «Переводческое дело» с присвоением квалификации «Гид-переводчик».
На основе разработанных программ совместно с социальными партнерами и с учетом специфики деятельности каждой специальности основной контингент студентов проходит практику на производстве. Как результат целенаправленной работы 70 % выпускников трудоустроились, остальные
30 % поступили в вузы на грантовой основе. Такие же высокие показатели в колледже и у выпускников специальностей «Дошкольное воспитание» (трудоустроены 86%, поступили в вузы 14%), «Актерское искусство», «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество», «Музыкальное образование» (соответственно  61% и 36,5%).
Не секрет, что в настоящее время в нашем регионе наблюдается острый дефицит профессионально-технических рабочих кадров. А значит, требуется совершенствование системы подготовки технических и профессиональных кадров. В этом отношении важное место в настоящее время уделяется системе дуального образования. Благодаря возрастанию роли практической подготовки будущие специалисты осваивают производственные навыки уже на стадии обучения. Достигается это путем увеличения практической составляющей учебного процесса и проведения занятий непосредственно на рабочем месте.
В Плане действий акима Кызылординской области на 2014 год говорится, в частности, о развитии социальной модернизации, о внедрении в 12-и колледжах региона дуальной системы образования, создании трех современных колледжей по металлургическим и нефтегазовым направлениям. План в действии — перед началом учебного года новые специальности в колледжах области открыты,а  в 4 колледжах (Казалинского, Шиелийского районов и города Кызыл¬орды) внедрена дуальная система образования. Для повышения качества преподавания начата подготовка педагогических кадров по международным стандартам. В текущем году более ста педагогов повысили свои знания в учебных центрах Белоруссии, а представители трех колледжей выиграли грант Министерства образования и науки РК (по линии Всемирного банка) и проходят переквалификацию во Франции и Германии.
Согласно модернизации системы технического и профессионального образования в соответствии с запросами общества и индустриально-инновационного развития экономики, интеграции в мировое образовательное пространство, в колледже расширяется система социального партнерства. Сегодня с колледжем успешно сотрудничают порядка 60 организаций и учреждений областного, республиканского и международного уровня. Среди них  Московский государственный университет культуры и искусства, Инновационный технологический центр при этом вузе, Московский педагогический колледж №5, университет международных отношений и мировых языков им. Абылайхана, Казахская национальная академия искусств им.Жургенова, Международный университет бизнеса, Казахский государственный  академический театр для детей и юношества им.Г.Мусрепова в Алматы, Алматинский казахско-турецкий гуманитарно-технологический колледж, Назарбаев Интеллектуальная школа Кызыл¬орды,  областной казахский музы¬кально-драматический театр им. Нартая Бекежанова, областная специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва и
другие.
 — В целях активного внедрения в учебный процесс мировых образовательных программ налажена связь с Национальной академией образования им. И. Алтынсарина, проводятся семинары представителями Японии, тренерами Израиля, Германии, Южной Кореи, Швеции и России, — говорит А.Абдикалыкова. – Были курсы по программе «IT Training Program» в Южной Корее, заключен меморандум о сотрудничестве в сфере образования с Центром образования и подготовки округа Рогаланд (Норвегия), активно используются при обучении иностранным языкам электронные программы британской, американской и корейской школ.
— В развитии перечисленных направлений социального партнёрства колледж достиг положительных результатов. Работодатели активно участвуют в экспертной оценке учебных программ, в работе государственной комиссии при проведении итоговой аттестации, помогают оперативно реагировать на происходящие изменения на рынке труда. В практике колледжа по организации производственного обучения прочно закрепилось обучение студентов непосредственно на рабочих местах самих предприятий, — отметила А.Абдикалыкова.

Между тем, и педагогическим коллективом колледжа ведется разработка учебно-методических материалов и авторских программ, дополняющих и углубляющих специальные предметные курсы по специальностям.
 В частности, изданы республиканскими издательствами 35 учебно-методических пособий.
— В колледже проводится научно-исследовательская работа, особое внимание — повышению квалификации преподавателей, — говорит директор колледжа А.Абдикалыкова. – В стенах учебного заведения работают победители республиканских и областных конкурсов: Е.Оспанов – лучший педагог Казахстана 2012 года, Л.Фазылова и Г.Суханбердина – обладатели Почетной грамоты МОН РК 2013 года, Б.Шегебаева и Р.Шермаханова — обладатели гранта акима области 2014 года (1 млн. тенге), Г.Исаева – дипломант международного конкурса «Мой инновационный урок» и другие.
Современное общество нуждается в педагоге, способном к восприятию новых идей, принятию креативных и нестандартных решений, к активному участию в инновационных процессах, готовом компетентно решать имеющиеся и возникающие профессиональные задачи. Сегодня региону и стране необходим педагог с инновационным типом мышления, с развитой мировоззренческой культурой и поликультурным сознанием. В современной социально-экономической ситуации роль системы образования возрастает. Образованность общества является основным фактором для решения социально-экономических и прочих вопросов. Поэтому совершенствование подготовки учителя всегда актуально, так как меняются социально-экономические задачи общества, возникают новые требования к профессиональной подготовке учителя. К примеру, за последние три года 97% состава преподавателей колледжа прошли курсы по повышению квалификации. Более 50 преподавателей выступали с докладами на международных научных конференциях,  более 40 – республиканских, более 60 – областных.
Приоритетное направление деятельности колледжа – внедрение инновационных, информационно-коммуникативных технологий обучения. Главный акцент – на развитие профессиональных компетенций, обеспечивающих конкурентоспособность будущих специалистов. В целях психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса эффективен личностно-ориентированный подход, учитывающий способности каждого
студента.
— Наши педагоги гордятся достижениями своих учеников, — отметила А.Абдикалыкова. – Впервые в истории колледжа  открыта новая страница книги мировых достижений своих учащихся: в текущем году дзюдоист Бауыржан Жауынтаев завоевал золотую медаль юношеских Олимпийских игр-2014, а самбистка Гульфайруз Наймантаева выиграла звание чемпионки мира! В колледже на специальности «Физическое воспитание и спорт» обучаются 25 мастеров спорта РК и более 60 кандидатов в мастера спорта.
Наши учащиеся активно участвуют в интеллектуальных олимпиадах   и других конкурсах: семь студентов стали победителями традиционного республиканского конкурса «Моя будущая профессия», двое – номинантами международного научного конкурса «VIDEOUROKI.NET», студенческий хор «Япурай» — победитель республиканского конкурса среди хоровых коллективов. Среди наших студентов – победители областных конкурсов «Лучшая статья», «Новый мир – новая технология», олимпиады по полиязычию «Язык – путь к единению» и ряда других.  
Эти достижения и результаты не свалились с неба, а пришли благодаря целенаправленной работе и вниманию к обеспечению нормальных условий для разностороннего развития учащихся. Есть общежитие на 230 мест, функционируют медпункт, буфет, терапевтический кабинет, тренажерный зал, социально-бытовой и культурно-оздоровительный комплекс «Сымбат». Поддержку со стороны руководства и преподавателей находит и студенческое самоуправление, большой популярностью и успехом пользуются студенческий театр, дебатный клуб «Шанырак», поэтическое объединение «Дарын», «Школа лидеров», «Студенческое интеллектуальное общество»,  Центр социально-психологической поддержки молодежи, ячейки молодежного крыла «Жас Отан», молодежного движения Казахстанского студенческого альянса и другие студенческие объединения.
При колледже действует народный ансамбль песни и танца «Нургуль», артисты которого являются участниками республиканских и международных конкурсов.
По результатам республиканского конкурса колледж награжден дипломом «Лучший колледж области». За активное использование новых информационных технологий в учебном процессе учебное заведение признано «Лучшим образовательным учреждением».
15-11-2014 15 ноябрь 2014 г. 0 0