• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ЗАПИСКИ, ПИСЬМА И ОТПИСКИ

«…Все люди должны знать: если это не государственная тайна, то доступ к информации должен быть открытым! И никто не имеет права при запросе СМИ не давать информацию».
(Из интервью Президента РК Н.Назарбаева каналу «Россия 24» от 27.05.2015 года).
Жанибек ИСАЕВ
Cтатья 20 Конституции Республики Казахстан гарантирует каждому гражданину свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом. И если одни пользуются этими правами в меру необходимости, то для журналистов это профессиональная необходимость. И права прессы закреплены в Законе РК «О средствах массовой информации». Но, несмотря на это, получить от некоторых госорганов нужную информацию порой оказывается сложным и затяжным делом.
Вот свежий пример. 25 июня с.г. редакция «КВ» направила на имя руководителя городского отдела коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог  Марсбека Молдабаева письмо с просьбой предоставить  информацию о планируемой в Кызылорде дорожно-ремонтной работе на 2015 год, а также техническую характеристику улицы А.Сеилханова с указанием срока последнего ремонта. Запрос был принят сотрудниками отдела под роспись в тот же день. Казалось бы, ответ подготовить не сложно. Наверняка информация о запланированной дорожно-строительной работе с указанием улиц, размера финансовых средств, привлекаемых подрядных организаций и т.д. имеется в календарном плане работы отдела на текущий год. А собрать сведения о запрашиваемой улице помимо прочего можно и с помощью автоматизированной информационной системы государственного градостроительного кадастра, которая в Кызылорде успешно внедрена несколько лет назад. Поэтому была полная уверенность – ответ не заставит себя долго ждать.
Однако – заставил. Через девятнадцать дней пришлось звонить в упомянутый отдел и разыскать исполнителя.  Специалист Нурлыбек Назарбеков сообщил, что ответ будет предоставлен, как только… будет готов. Пришлось напомнить ему о том, что в соответствии с Законом РК «О СМИ» запрашиваемую информацию государственные органы обязаны представить не позднее трех дней со дня поступления обращения либо дать ответ с указанием срока представления или мотива отказа. На что молодой человек ответил, что его работа регламентируется Законом РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» – там другие сроки. Словом, с ответом придется подождать.
Между тем, Законом о порядке обращения физических и юридических лиц, на который ссылался чиновник, на рассмотрение обращений  отводится 15 календарных дней со дня поступления. Если в ведомстве решат, что для ответа необходимо дополнительное изучение вопроса, проверка с выездом на место, то можно ответить не позднее одного месяца со дня поступления запроса. Впрочем, такой же срок в один месяц для ответа на «сложные» обращения предусмотрен и в Законе «О СМИ». В общем, нам осталось ждать и надеяться, что ответ будет подробный и тщательный,  раз уж на него нельзя ответить сразу.
Через два дня после телефонного разговора наконец-то поступил долгожданный ответ. Он уложился в… пять строчек: «Специалисты отдела провели обследование улицы Сеилханова. Она внесена в список улиц, требующих ремонта. В будущем в зависимости от финансирования будет проведена соответствующая работа. Кроме того, сейчас в городе проводится средний ремонт шестнадцати, а также реконструкция одной улиц».
Прочел – и стало грустно. Если на такой, казалось бы, простой вопрос в городском отделе КХ, пассажирского транспорта  и  автомобильных дорог готовили ответ (а точнее – отписку) в течение двадцати одного дня, то на какой срок рассчитывать редакции, если, например, запросить информацию обо всех отремонтированных улицах областного центра за последние четыре-пять лет?
В итоге пришлось отказаться от написания материала на дорожно-строительную тему. Письмо с просьбой предоставить имеющуюся информацию с автоматизированной информационной системы государственного градостроительного кадастра об улице А.Сеилханова было направлено в городской отдел архитектуры и градостроительства. Но через пять дней пришел ответ, который удивил – горархитектура не владеет такими данными, а решение указанных в письме вопросов не входит в ее компетенцию. Между тем, согласно Закону «О СМИ» в случае, если обращение от прессы попало «не по адресу», то в срок не позднее пяти дней оно должно быть направлено в соответствующие органы, и об этом СМИ должно быть уведомлено, чего не было сделано.
После этого редакционный запрос больше десяти дней рассматривался в областном управлении строительства, архитектуры и градостроительства. Таким образом, на поиск и получение рядовой информации безрезультатно потрачено свыше месяца! Следует сказать, что журналисты редко пользуются единым механизмом получения информации. Практика показы-
вает, что для некоторых госорганов достаточно запроса по телефону или факсу. А некоторые ведомства требуют обязательного письменного обращения, оформленного на официальном бланке с печатью и подписью главного редактора. Надо ли так забюрокрачивать дело? Ведь создается масса проблем, усложняется процедура отношений СМИ и государственных органов. Помнится, еще несколько лет назад получение нужной информации по телефону была обычной практикой практически со всеми государственными органами. Теперь же без бюрократической волокиты  недоступны даже самые элементарные факты: сколько, например, за минувшие сутки (неделю, квартал, год) произошло в городе ДТП, пожаров, госпитализировано людей и т.д.
Глава государства Нурсултан Назарбаев одной из форм демократизации общества назвал доступность информации, обеспечение прозрачности работы государственных органов. Партия «Нур Отан» последовательно добивается повышения открытости и подотчетности государственных органов и квазигосударственного сектора перед обществом. Давно пришла пора чиновникам не прятаться за отписку, не выступать формалистами там, где это не требуется, а на деле являть собой пример ответственного отношения к работе, к обращениям СМИ.
15-8-2015 15 август 2015 г. 0 0