Исполняется двадцать лет местным представительным органам Республики Казахстан. Своими воспоминаниями о том времени делится депутат областного маслихата первого созыва Марк Подольский.
Прошло двадцать лет, а я с теплотой вспоминаю своих коллег по депутатскому корпусу и их выступления на сессиях. Первый созыв областного маслихата был многопартийным. Были депутаты из «Республиканской партии Казахстана», «Народного Единства Казахстана», «Народного конгресса Казахстана», «Азата», «Социалистической партии Казахстана» и беспартийные.
Я думаю, что избиратели голосовали не за партию, в которой состоял кандидат в депутаты, а за Личность, за умение отстаивать интересы народа, быть активным, иметь свое мнение – это самое главное.
А личностей действительно было много, например: Камал Абдрашидович Бердаулетов, Гулжамал Рысмухамедова, Турганбай Маханов, Аппаз Канатбаев, Марат Есенов, Аскербек Турекеев, Жаксылык Абишев, Жорабек Сарбалаков, Валихан Бишим-баев, Бахытбек Ермакашев, Аскербек Рахымбеков и другие.
Первый созыв областного маслихата был самым демократичным и по социальному положению и по партийной принадлежности, чего нельзя сказать о последующих созывах.
Кое-кто может со мной не согласиться, но это мое мнение.
Иногда спрашивают, чем отличаются депутаты первого созыва от, предположим, пятого. Я отвечаю: они не лучше и не хуже – они другие.
Время изменилось, люди стали другими, да и страна за 20 лет шагнула далеко вперед – этим все сказано. Хорошо ли это? Думаю, что так должно и быть. Диалектика! Все течет, все изменяется.
Часто приходилось выступать на сессиях маслихата, обсуждать, предлагать, делать замечания по некоторым вопросам, отчитываться о проделанной работе, делать депутатские запросы.
Так, например, выступал против ликвидации учебно-производственного комбината для учащихся, за закрытие детских садиков с последующей их продажей. Некоторые соглашались, что выступление правильное, но изменить уже нельзя было. То ли времена такие были, то ли что-то я недопонимал. Спустя много лет многие поняли, что поступили непрофессионально. Но поезд ушел.
Вот часть моего выступления на сессии областного маслихата 8-го июля 1995 года. «Уже сегодня не приходится говорить о равном доступе к образованию детей из богатых и бедных семей, а завтра, когда за полноценную учебу придется платить немалые суммы, малообеспеченным придется расстаться с мечтой о дипломе. Но чтобы стартовые условия были одинаковые, мне кажется, нужно выделять ссуды под определенный малый процент, на 10-15 лет для получения высшего образования. Если студент учится хорошо, то уменьшается процент ссуды. А без этого мы потеряем много одаренных детей. И еще одна проблема. Борьба с налоговыми льготами, которая сейчас осуществляется, лишает школы, детсады, больницы пожертвований.
Благотворительность стала невыгодной, так как налоги взымаются по полной шкале. По- моему, это было сделано не от большого ума. Просто люди от долгого составления закона о налогах немножко перегрелись».
Тогдашний аким области Бердибек Сапарбаев выступал на сессии с отчетом о проделанной работе в октябре 1997 г. Мне пришлось выступать на этой сессии в прениях. Вот цитата из моего выступления: «Разве это нормально, что в областном центре нет художественной школы? Я прекрасно понимаю, что это дополнительные образовательные услуги, и на это в бюджете нет денег. Но всегда нужно искать варианты, закрыть всегда можно, для этого большого ума не надо. Родители согласны платить за обучение. Должна быть добрая воля городского отдела образования. А ее пока нет. Художественные школы могли бы открыть свои филиалы в общеобразовательных школах (когда-то это было). Следовательно, за коммунальные услуги им бы не пришлось платить. Но нужно единое руководство и методическая помощь».
При обсуждении вопроса «О повсеместном посещении школьниками школы и борьбе с безработицей» на сессии 27.12.1997 г. Я говорил следующее: «В газете «Учитель Казахстана» от 20.11.1996 г. дан официальный материал с коллегии Министерства образования, где сказано буквально следующее: «Все дети школьного возраста охвачены обучением». Хотя, «мягко говоря, грубо выражаясь», как говорил Райкин – это далеко от правды. И надо было Президенту страны сказать, что не все дети посещают школы, как закружилась карусель.
Стали выявлять, возвращать учеников, где это возможно было, в школы. Как вы знаете, такое положение создавалось не в течение года. А ситуация здесь действительно сложная.
Есть ли вина школы в этом? Да, есть, но не только школы. Ответственность лежит и на финансовых органах всех уровней. Это результат пресловутой оптимизации. Сокращены интернаты, ликвидирован фонд всеобуча и многое другое. Хорошо уже то, что на следующий финансовый год в бюджете области предусмотрены средства для фонда всеобуча».
Мне приходилось выступать и по другим вопросам. Многие депутаты выступали на сессиях с конкретными предложениями, замечаниями. Скучать нам не приходилось.
Нельзя сказать, что на сессиях было единодушное одобрение по тому или иному вопросу. «Одобряемс» отсутствовал.
Были среди нас и «возмутители спокойствия» Как без них, и хорошо, что они были! Но депутаты находили общий язык, согласовывали то или иное положение.
Сессии – это своего рода школа общения, нахождения общих точек зрения, школа компромисса между различными мнениями. А это самое ценное.
Я возглавлял постоянную комиссию по вопросам бюджета, науки, образования, культуры, здравоохранения, охраны материнства и детства, по делам молодежи и ветеранам.
На заседаниях постоянной комиссии обсуждались вопросы, вносимые на сессии, например: «О задачах местных представительных и исполнительных органов по трудоустройству населения в условиях рыночной экономики».
Постоянно рассматривался областной бюджет с его дополнениями и изменениями. Членами этой комиссии разработано и на сессии утверждено «Положение о депутатской этике», была утверждена программа «Молодежь» и многое другое. Нашей комиссией были внесены дополнения и изменения в положения о пенсиях «За заслуги перед областью». Многие вопросы, которые поднимали избиратели перед депутатами, в основном решались положительно областной администра-цией акимата.
Самыми активными депутатами нашей комиссии были Камал Бердаулетов, Аскербек Турекеев, Валихан Бишимбаев, Жаксылык Абишев (кстати, мы радовались, когда он защитил честь и достоинство нашего депутата, который был уволен незаконно).
Депутаты нашей комиссии делали депутатские запросы, на которые своевременно отвечали соответствующие органы исполнительной власти.
Хочется вспомнить добрым словом секретаря областного маслихата Бахытбека Ермакашева, который сохранил свой комсомольский задор. Он всегда старался в свою работу внести что-то новое, интересное, не шаблонное. Это он проявил инициативу и предложил депутатам учредить звание «Почетный деятель области» и «Почетный работник области». По статусу они являлись высшими наградами области, причем оба звания – полностью равноправны. Удостоверения подписывались акимом области и секретарем облмаслихатом.
В дни празднования Наурыза (1997г.) трое из двадцати представленных кандидатур получили эти замечательные награды.
Это А.Сопыбеков – директор дома музея М.Кукенова, М.Подольский – директор сш №198, С.Идрисов – старший преподаватель университета им.Коркыт-ата.
Но через два года эти звания уже не присваивались, а жаль. Может, стоит возобновить награждения этими званиями, а достойные кандидаты найдутся.
Мне кажется, что нужны такие звания для достойных тружеников области, чтобы это осуществилось нужна инициатива областного маслихата.
Хочется вспомнить и о таком факте. Акимом области Бердибеком Сапарбаевым была создана независимая экспертная комиссия, которая должна была проверять достоверность сведений о ходе выполнения работ, а также степень готовности объектов тепло- и энергообеспечения, водопровода, жилья, объектов соцкультбыта к отопительному сезону.
Она была создана исходя из горького опыта прошлых лет, когда на ТЭЦ случилась большая авария. В комиссию входили депутаты областного маслихита, ветераны труда, бывшие работники ТЭЦ, энергосети, облэнергонадзора, редактора област-ных газет.
Мы должны были еженедельно представлять соответствующую информацию. Аким области Бердибек Сапарбаев лично встречался с членами комиссии, выслушивал их замечания и сразу принимал соответствующие решения.
На одном из таких совещаний я и Шайхислам Серикбаев проинформировали акима области о том, что в областной туберкулезной больнице больных кормят всего на 35 тенге в день. Надо было видеть реакцию Сапарбаева! Он тут же куда-то позвонил и на следующий день больных начали кормить на 120 тенге.
Отмечу и то, что мы, депутаты, постоянно ощущали помощь со стороны главного специалиста аппарата областного маслихата Шамшии Исатаевны Абдукаримовой.
Много из того, что меня волновало в те годы осуществилось, хотя не в полной мере, но жизнь продолжается. Я благодарен избирателям, которые поверили в меня, что я оправдаю их доверие. Думаю, что они не разочаровались во мне.
Вот такие нахлынули на меня воспоминания спустя двадцать лет.