• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

КАДРЫ ПОД ЗАКАЗ

Наталья ЧЕРНЕЙ
Дуальное обучение должно стать ядром национальной системы образования, отметил в  Послании народу Глава государства. Как известно, этот вид образования, совмещающий теорию и практику, последние годы пользуется успехом в казахстанских колледжах. Не стал исключением  и Кызылординский  политехнический колледж, который с 2014 года  начинает внедрять дуальное обучение.
— Как известно, дуальное обучение устраняет главный недостаток в образовании — разрыв между теорией и практикой, — рассказывает заместитель директора по учебно-производственной работе колледжа Анар Еркелеуова. — Особенно такой вид обучения важен для технических специальностей. В этом году в качестве пилотного проекта мы решили внедрить дуальное обучение «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей»  по специальности слесарь по ремонту  автомобилей.  Сейчас мы ведем переговоры о социальном партнерстве с «Бест-Авто», «Аллюр-авто», «Казавтодор».
Сегодня много говорят о внедрении дуальной системы, как одной из самых эффективных форм подготовки профессионально-техниче¬ских кадров в мире. Поясню для читателей: это когда обучение проводится большей частью не в учебном заведении, а на предприятии, а колледжи разрабатывают программы, исходя из потребностей рынка в регионе… Но разве этого у нас  не было?
— Да, по большому счету, дуальная система была и раньше. То есть к обучению рабочих кадров прилагали совместные усилия учебные заведения и различные профильные предприятия. Ведь в советские годы большинство учебных заведений, готовящих рабочие кадры, были отраслевыми. Сейчас эта практика постепенно восстанавливается. Например, мы работаем с двадцатью предприятиями области, среди которых ТОО «Мелиоратор», «КСМиК», «Best-avto», «Қызыл¬орда жолдары» и другие, где наши студенты, проходящие практику на производстве, остаются там же работать. И  это правильно, поскольку кадры нужно готовить с опережением. Ведь каждая область, утверждая программу развития территорий, утверждает в ней и открытие новых предприятий. А значит, уже на этом этапе должен закладываться раздел «подготовка кадров», ведь на этот процесс потребуется время. И вот сейчас, почувствовав голод в рабочих, предприниматели и руководители повернулись лицом к учебным заведениям. Другое дело, что пока они не особо готовы вкладывать достаточные средства в учебные заведения. А ведь для того, чтобы мы подготовили конкурентоспособные кадры, нужна хорошая материально-техническая база. Да, мы можем научить ребенка работать на старом станке, а затем мастер на производстве переобучит его на новом оборудовании. Но это двойная, затратная и никому не нужная работа. Вот поэтому мы идем к тому, чтобы практику ребята проходили на предприятиях.
— Определения «дуальное образование» в государственной программе образования не было. Скажите, сейчас, с появлением термина «дуальное обучение», изменилось ли что-то в образовательных программах?
— Безусловно. Раньше мы организовывали практику для ребят в стенах учебного заведения, а на базе какого-нибудь предприятия — только в том случае нам удавалось убедить в такой необходимости руководителя, теперь же многие предприниматели сами изъявляют желание участвовать в образовательном процессе. Вместе мы разрабатываем учебные планы, где практике отводится большая часть образовательного времени.
— Кто-то исследует потребность нашего рынка в рабочих кадрах?
— Раньше существовал госплан, согласно которому все знали, какие отрасли получат дальнейшее развитие, а следовательно, какие кадровые ресурсы будут нужны. Сегодня ситуация выглядит несколько иначе. Да, областное управление занятости проводит мониторинг по потребности в кадрах. Но насколько он отражает реальную картину? Ведь как он проводится? Отправляется запрос предприятиям, те, в свою очередь, дают ответы: одни серьезно, другие — так себе, а кто-то совсем не отвечает. В силу этого очень сложно изучать потребность в кадрах. Да, ведут такой мониторинг и учреждения образования, но они также не могут видеть реальной картины, основываясь лишь на данных трудоустройства своих выпускников по специальностям. Это прерогатива, прежде всего, производственников. С внедрением дуального обучения у нас есть реальная надежда на то, что мы сможем насытить рынок своими  рабочими кадрами.
И еще, хорошо, что в Кызылорде удалось сохранить колледжи. В других областях часть их закрыли, часть —  объединили. У нас же благодаря правильным решениям их удалось сохранить. А это значит, что сохранились педагогические кадры и возможность для детей получать рабочие профессии. И дуальное обучение поможет многим, окончив учебу, найти себе рабочее место.
№15 от 31 января 2014 01 февраль 2014 г. 0 0