Серик БИЖАНОВ
Четверть века назад в нашей газете был опубликован материал о велосипедисте, который даже в лютые морозы ездил в майке. Исполнительный директор областного филиала республиканского антиядерного движения «Невада-Семей», наш постоянный читатель Анатолий Егай одевается теплее, но в 30-градусный мороз тоже предпочитает ездить на велосипеде. На днях он приехал к нам в редакцию на своем стареньком «Урале».
– Как доехали? – поинтересовался у него.
– Нормально, правда, ветерок есть, холодновато, – улыбается он. – Другое дело весной и летом – для велосипедистов полное раздолье.
Анатолию Хаксоновичу 65 лет, а на велике он ездит более полувека.
– Помню, у отца был великолепный 16-килограммовый велосипед «ЗИФ», – говорит собеседник. – Мне тогда было 12 лет, поначалу я научился ездить под рамой, а потом крутил педали уже с сидения. «ЗИФ» очень качественный был, а потому прослужил довольно долго. Помню, мы с пацанами гоняли наперегонки, часами проводили время у велосипедов, украшали спицы и крылья катафотами (устройство со светоотражательной поверхностью). Я тогда дружил с Колей Вержбицким и Маратом Сатыбалдиевым. Кстати, позже они стали мастерами спорта по велоспорту, а Марат и вовсе выиграл чемпионат мира. Моему нынешнему «Уралу» 25 лет, качество у него замечательное, и я не променяю его на современные «Мерседесы», спортивные велосипеды и скуттеры. Запчасти, шины и камеры покупаю на базаре, в основном, только российские.
А. Егай считает велик весьма практичным и полезным средством передвижения: укрепляет здоровье, есть возможность быстро добраться до нужного места, не надо тратить деньги на общественный транспорт да и по хозяйству удобно – когда необходимо перевозит в мешках картошку, рис или муку.
Спросил у Анатолия Хаксоновича, случались ли курьезы за эти годы?
– Однажды приключилась неприятная история. Ночью я мчался на велосипеде и, плохо ориентируясь в темноте, «налетел» на припаркованный мотоцикл, – вспоминает он. – Получил травмы, да и велосипеду требовалась срочная починка. Но этот случай стал для меня хорошим уроком, с тех самых пор по ночам я стараюсь вообще не ездить. А еще, к сожалению, у меня воровали велосипеды. Грустно, конечно, когда пропадает твой любимый велик, но и из этих печальных ситуаций извлек пользу: оставляя велосипед в общественных местах, всегда использую специальный кодовый замок.
В разговоре вспомнили мы и о том, что многие люди с радостью бы покатались на велосипедах, ездили, скажем, на работу. Но горожане стесняются, боятся насмешек. Бытует мнение, мол, человек на велосипеде – простофиля и неудачник.
– Из этих соображений люди велосипеду предпочитают автомобиль, – улыбается Анатолий Хаксонович. – На мой взгляд, это предрассудки, которые нужно изживать. Напомню, в некоторых европейских странах ситуация иная – даже известные политики, звезды кино и эстрады, не говоря уже о рядовых гражданах, охотно ездят на велосипедах. И нам к этому надо стремиться, ведь здоровый образ жизни – это главное.
О великах мой собеседник может рассказывать часами. А еще у него есть давняя мечта – отправиться в путешествие по Казахстану на своем двухколесном друге. По его мнению, это прекрасная возможность узнать лучше Родину.
Фото автора.